Найти тему
15,1K подписчиков

“ЗА ТРИ ГРЕХА И ЗА ЧЕТЫРЕ”

(Читаем: Амос 1:1—2:16)

Кто-то может спросить: “Зачем нам изучать ветхозаветную книгу?” А почему мы вообще изучаем Ветхий Завет и, если уж на то пошло, любую книгу Библии? Каждая книга в Библии посвящена конкретному событию. Когда Павел писал коринфской церкви, он применял Божью истину к их особой ситуации. Кое-что из того, что он сказал им, было адресовано только им и никому более. Означает ли это, что 1 Коринфянам для нас не представляет никакой ценности? Отнюдь. Это означает, что мы должны прочесть 1 Коринфянам и отметить, что Бог сказал им в их конкретных обстоятельствах. Затем мы должны спросить: “Чем их и наша ситуация сходны?” Бог взял их особую ситуацию и в ее контексте открыл определенные истины, которые применимы к аналогичным ситуациям во все времена.

Таким образом, о книге Амоса уместно спросить: “Чему мы можем научиться, познавая Божью волю для тех людей в их обстоятельствах? В чем эти обстоятельства сходны с нашими?” Если к каждой библейской книге подходить с такой основной позиции, то даже в Ветхом Завете можно найти множество уроков, имеющих прямое отношение к нам сегодня. Это правда, что закон Моисея был отменен и уступил место последней воле и завещанию Иисуса, но это не означает, что сегодня мы не можем почерпнуть в Ветхом Завете никаких уроков. Мы не должны считать, что Ветхий Завет можно положить на полку и забыть, а серьезно его изучать. Когда мы поймем, что все книги Библии написаны по какому-то поводу, мы будем видеть, что их весть важна и для современности, идет ли речь о 1 Коринфянам или о книге Амоса.

Книга Амоса является одним из самых ранних писаний пишущих пророков. Амос, автор книги, заявляет, что он пророчествовал об Израиле за два года до землетрясения, когда царем Иудеи был Озия, а царем Израиля Иеровоам II, сын Иоаса. Когда случилось это землетрясение, неизвестно. Из истории мы знаем о нескольких землетрясениях в тот период, но на основании исторических документов мы не в состоянии определить, когда произошло именно это землетрясение. Иосиф Флавий говорит, что оно, по всей вероятности, было сильным, если о нем продолжают говорить и многие годы спустя. Поскольку Амос говорит, что Озия был царем Иудеи, а Иеровоам II царем Израиля, мы можем достаточно точно установить время пророчеств Амоса. Озия царствовал с 783 по 742 г. до н.э., а Иеровоам II — с 786 по 746 г. Это означает, что Амос получил эти откровения и возвестил их народу Израиля где-то между 786 и 742 гг. Очевидно, его устные проповеди были записаны спустя какое-то время. Многие консервативные исследователи Библии полагают, что сама книга была написана около 750 г. или, возможно, даже 760 г. до н.э.

В 721 г. Ассирия увела северное царство Израиль в плен. Иными словами, Амос пророчествовал Израилю всего за тридцать-сорок лет до того, как Бог отвернулся от северного царства и отправил его в плен, из которого Израиль уже так и не вернулся единым народом. Дата написания книги важна потому, что, по-видимому, это объясняет ее резкий, почти грубый тон.

Амос — один из самых резких авторов во всем Ветхом Завете. Он говорит с народом так, будто очень сердит на него. Да так оно и было: ведь он говорил от имени Бога, который был сердит на Свой народ. Его гнев изливался на их грех, который увел их от Него в идолопоклонство. Ему ничего не оставалось, как только отправить их в плен в качестве примера, показывающего, что случается с теми, кто отвращается от Господа.

Амос не похож на других пишущих пророков. Во-первых, он уникален тем, что не был профессиональным пророком. Он сам говорит об этом в 7:14, 15. Священником в Вефиле, куда Амос отправился пророчествовать, был Амасия. Ему не понравилось то, что он услышал от Амоса, и он в гневе набросился на него: “Амос, убирайся в Иудею. Не проповедуй здесь больше, ибо это место, где поклоняется царь”. Амос ответил: “Я не пророк и не сын пророка, но Бог призвал меня от моих овец и велел прийти сюда и передать вам эту весть”. Пророчество не было для него сознательным выбором жизненного пути, его профессией, его призванием. Амос не говорит, что не был призван Богом. Он как раз подчеркивает, что Бог призвал его. При этом Амос сообщает, что никогда не учился на пророка. Выражение “сыновья пророков” в Ветхом Завете употребляется неоднократно. Так называли молодых израильтян, которые посещали школу, где преподавал пророк, чтобы научиться пророчествовать и стать пророком. Упоминаются, как минимум, пять таких школ; об одной даже сказано, что при ней было общежитие. Наверное, это был христианский институт того времени.

Во-вторых, Амос отличался от других пророков тем, что проповедовал не только Израилю, но и иным народам. Правда, Иона ходил в Ниневию, Авдий обращался к Эдому, а некоторые другие пророки проповедовали соседним народам, но заметьте, как основателен Амос. Свое осуждение в главе 1 он начинает с иноземных народов, включая Дамаск, Газу, Тир, Эдом, Аммон и Моав, затем переходит к Иудее и лишь после этого обращается к Израилю. То, что Амос передает весть сначала окружающим народам, а потом Израилю, дало повод для появления двух точек зрения на его служение. Излагая первую точку зрения, Джон Уиллис говорит, что Амос ходил к этим соседним народам и лично возвещал им свою весть. Он считает, что это логично, ибо это единственный способ, как Бог общается с людьми. Например, Иона был послан проповедовать в Ниневию и показывать ниневитянам, что они делают неправильно, стараясь привести их к покаянию. Возможно, что и Амоса Бог послал к другим народам, чтобы тот проповедовал им лично.

Другая точка зрения, которая тоже достойна внимания, — что Амос проповедовал в Вефиле. Возвещая народу то, что Бог собирается сделать в Дамаске, Газе, Тире, Эдоме, Аммоне, Моаве и Иудее, он следовал определенному методу. Он возвещал осуждение врагам Израиля, чтобы подготовить сцену для осуждения самого Израиля.

Иудеи любили слушать и часто аплодировали оратору. Представьте израильтян, слушающих, как Бог собирается истребить Дамаск, Газу и другие соседние народы. Без сомнения, они будут аплодировать и говорить: “Да, пророк, продолжай говорить. Учи нас дальше”. Может быть, более догадливые уже начинают понимать, что он ходит кругами и все ближе подбирается к Израилю. Может быть, кто-то говорит: “Уж не знаю, радоваться ли тому, что мы слышим. Наверное, не стоит так аплодировать и так умиляться”. Возможно, они видят, что Амос в своей проповеди развивает мысль, следуя определенному плану, а может, для них становится полной неожиданностью, когда он наконец говорит: “За три преступления Израиля и за четыре...” Даже если это и неожиданность, он все равно уже подготовил их. Он использовал ораторский прием, который привлек их внимание.

Среди ораторских приемов в книге Амоса самым известным является цитирование Божьих слов: “За три преступления... и за четыре не пощажу его” (1:3). Он не уточняет, какие это четыре греха. Это ораторский прием. Обратите внимание, что, сказав “за три преступления... и за четыре”, он иногда называет только один грех, иногда больше, а когда доходит до Израиля, перечисляет больше четырех. Значит, это не какое-то определенное число. Тот же прием используется в Прит. 30:15, где автор говорит: “У ненасытимости две дочери: «Давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «Довольно»”, — и потом перечисляет их. Этот прием был знаком иудеям, и они понимали, что он имеет в виду “за постоянный грех”. Они грешили и грешили. За этот постоянный грех Бог и собирается истребить их. Он уже не станет сдерживать Свой гнев.

Если вы попробуете найти те народы, о которых говорит Амос, на карте, то вам станет ясно, что он охватывает все четыре главные направления. Он начинает говорить о народе, живущем на северо-востоке, затем движется на юго-запад, идет по побережью на северо-запад, возвращается до самого Акабского залива, а затем движется на юго-восток. Потом он идет вдоль восточной стороны Мертвого моря, пересекает Иордан и продвигается на юг, после чего приходит в Израиль, в частности, в Вефиль.

Здесь улавливается мысль о Божьем терпении. Амос предрекает конец Его терпению. Тот факт, что теперь Он уже не будет отвращать Свой гнев, означает, что до этого момента Он сдерживался. Когда они только начали грешить, Он был недоволен ими, но не опустил на них Свою руку. Напротив, Он сдерживал Свой гнев. Однако по мере того как Он наблюдал за ними, Его гнев все возрастал, и в конце концов Он сказал: “Больше не стану сдерживать Свой гнев”. И у Божьего терпения есть конец.

Бог очень милостив и долготерпелив, но Он не будет терпеть грешников вечно. Не раздражайте Его, чтобы не испытать на себе конец Его терпения.

АМОС ОБРАЩАЕТСЯ К СВОЕМУ ВРЕМЕНИ

Сирия

Вслушайтесь в Божьи слова, гремящие с Сиона, грохочущие из Иерусалима: “За три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его” (1:3). Дамаск был столицей Сирии, или Арама. Сирия была самым заклятым врагом Израиля. Она всегда находила повод, чтобы выступить против Израиля. Сирия располагалась на восточной стороне Иордана, и всякий раз, когда Иордан разливался и перекрывал путь армиям с запада, она приходила и захватывала некоторые израильские города за Иорданом. Например, мы читаем, что Сирия атаковала Рамоф галаадский. Этот город был в руках сирийцев, когда Ахав просил Иеровоама помочь ему вернуть его. Израильтяне, наверное, с удовольствием слушали, что Бог собирается наказать Сирию.

Особо отметьте грех, который упоминает Амос: “Потому что они молотили Галаад железными молотилами” (1:3). Сирия была жестокой в войне, и особую жестокость она проявляла по отношению к Божьему народу, Израилю. Вполне возможно, что они в буквальном смысле использовали молотилку с огромными железными молотами, которые вращались, когда ее тянули, и выбивали жизнь из человека, как зерно из колосьев пшеницы.

Бог говорит: “И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада” (1:4, 5). Господь говорит, что сокрушит Сирию. Он разрушит главные города. Он сместит царя долины Авен и “держащего скипетр — из дома Еденова”, а арамейский народ будет изгнан в Кир (1:5).

Спустя приблизительно пятьдесят лет Тиглатпаласар (библ. Феглаффелласар) вошел в Сирию с ассирийской армией, разрушил Арам и увел народ в плен. Божье пророчество исполнилось.

Филистия

Амос указывает на вторую страну, перечисляя ее города. Он начинает с Газы, а затем переходит к Азоту, Аскалону и Екрону. Это четыре из пяти главных филистимских городов. В начале он цитирует Божьи слова: “За три преступления Газы и за четыре не пощажу ее” (1:6). Следующим после Сирии злейшим врагом Израиля была Филистия. Этот народ постоянно создавал Израилю проблемы — еще со времен Давида. Он вышел навстречу великану, вооружившись одной пращой. Этот великан по имени Голиаф был филистимлянином. Филистимляне всегда были занозой в теле Израиля. Бог говорит, что собирается истребить филистимский народ, и заявляет об этом, просто обещая разрушить их главные города (1:7, 8).

Филистимлян завоевали сначала ассирийцы, а затем египтяне под руководством фараона Нехао. И, наконец, Александр Македонский так разгромил их, что они перестали существовать как народ.

Тир

Третьим Амос упоминает народ Тира: “За три преступления Тира и за четыре не пощажу его” (1:9). Писания говорят, что они заслужили суд, “потому что они передали всех пленных Эдому” (1:9). Это грех работорговли и, в частности, сделка с Эдомом, который наверняка занимался работорговлей. Не уточняется, из какой местности или какой национальности были эти пленные. Однако намек, кто эти рабы, можно усмотреть в том, что Тир передал их Эдому, даже не вспомнив братского союза. Бог может иметь в виду братство всех людей или же вкладывать в Свои слова более узкий смысл. Кто был братом Эдому? Разве не Израиль? Идумеи (жители Эдома) были потомками Исава, а израильтяне — сыновьями Иакова, брата-близнеца Исава. Возможно, среди рабов, которыми они торговали, был Божий народ, Израиль.

Бог говорит: “Пошлю огонь в стены Тира, и пожрет чертоги его” (1:10). Позже Александр Македонский прошел через этот край, разрушив остров и тирские города, расположенные на материке.

Эдом

Далее Бог переходит в местность, расположенную к югу от Мертвого моря, к красным горам, к горе Сеир и приходит в Эдом. Устами Амоса Бог говорит: “За три преступления Эдома и за четыре не пощажу его” (1:11). На этот раз Бог, как мы уже отмечали, обращается к родственникам Израиля, поскольку идумеи были потомками Исава.

Возможно, в этот момент у некоторых более проницательных слушателей Амоса веселья поубавилось. Может быть, они уже не так радуются тому, что он говорит об их врагах. Может быть, они начинают понимать, к чему он клонит.

Писания говорят: “Потому что он преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно в гневе своем и всегда сохранял ярость свою” (1:11). Его “брат” — это Израиль. Эдом воевал с Израилем, делая то, что не должен делать брат. Бог говорит: “И пошлю огонь на Феман, пожрет чертоги Восора” (1:12). Позже он действительно уничтожил Эдом.

Аммон

Теперь подошла очередь Аммона. Бог говорит: “За три преступления сынов Аммоновых и за четыре не пощажу их” (1:13).

Вы помните, кто такой Аммон? Аммон и Моав — это потомки Лота. Они тоже родственники Израиля. Обратите внимание на их грех: “Потому что они рассекали беременных в Галааде, чтобы расширить пределы свои” (1:13). Эти слова могут означать, что они воевали с особой жестокостью, а может, и в буквальном смысле слова вспарывали животы беременным женщинам, чтобы не допустить рождения нового поколения, что действительно позволяло им захватывать народы и в некоторых случаях расширять границы. Бог говорит: “Я запалю огонь в стенах Раввы, и пожрет чертоги ее: среди крика — в день брани, с вихрем — в день бури. И пойдет царь их в плен, он и князья его вместе с ним” (1:14, 15).

Моав

Дальше Амос говорит о ближайших родственниках Аммона, Моаве. Бог возвещает: “За три преступления Моава и за четыре не пощажу их, потому что он пережег кости царя эдомского в известь. И пошлю огонь на Моав, и пожрет чертоги Кериофа, и погибнет Моав среди разгрома с шумом, при звуке трубы. Истреблю судью из среды его и умерщвлю всех князей его вместе с ним” (2:1-3).

Если Бог возвещал все это разным народам, значит, Он хотел, чтобы они покаялись. Это было не просто предупреждение о грядущем уничтожении. Бог заботился о людях всего мира, как заботится о них и сегодня. Это становится особенно очевидно, если принять вероятность того, что Амос лично ходил к этим народам со своей вестью. Бог любит всех. Он — Бог всего мира, а не только одного народа. Грех Моава, упомянутый в 2:1, это грех против другой страны, Эдома. Это еще одно указание на то, что Бог заботится обо всех народах.

Вавилон с Навуходоносором во главе позже уничтожил Эдом, Аммон, затем Моав и, наконец, Иудею.

Иуда

Далее Амос обращается к Иудее. Мы читаем: “За три преступления Иуды и за четыре не пощажу его, потому что отвергли закон Господень и постановлений Его не сохранили, и идолы их, вслед которых ходили отцы их, совратили их с пути. И пошлю огонь на Иуду, и пожрет чертоги Иерусалима” (2:4, 5). Тут слушатели Амоса наверняка уже начали понимать, что он подбирается к ним. Они перестали веселиться и спрашивают себя, не назовет ли он следующими их, — а может, и не думают они ничего такого. Во многих случаях, когда человек зол на свою семью, он больше радуется их несчастью, чем несчастью своего злейшего врага. Поэтому они, возможно, еще громче стали выражать одобрение, когда Амос передал весть о Господнем разрушении Иудеи.

Израиль

Их аплодисменты и возгласы “Аминь”, наверняка, стихли, когда Амос заговорил об Израиле. Мы читаем: “За три преступления Израиля и за четыре не пощажу его” (2:6). И тут Амос начинает перечислять их грехи. Они притесняют бедных. Они продают праведного за серебро и бедного за пару сандалий. Они жаждут, чтобы на голове бедных был земной прах, и попирают справедливость. Иными словами, они отбирают собственность этих людей. Отец и сын ходят к одной женщине, таким образом бесславя Его святое имя. Божий закон запрещал отцу и сыну вступать в половые отношения с одной женщиной. Они возлежат “при всяком жертвеннике” (2:8). Это, возможно, указание на какую-то разновидность поклонения идолу, в котором непременным атрибутом было блудодеяние и во время которого отец и сын пользовались услугами одной проститутки. Обратите внимание, на чем они возлежали. Всё связано воедино тем, что они лежали на “одеждах, взятых в залог”. Они заключали какие-то договора с бедняками и в залог брали их одежду. Бедняки уже не получали своей одежды обратно. Люди совершали двойной грех: незаконно завладевали одеждой и возлежали на ней у жертвенника. В Божьем доме они пили вино, взыскиваемое с обвиненных (2:8). Имеется в виду, что то были несправедливые штрафы. Они пользовались тем, что забирали у бедных. В этом месте Бог начинает напоминать им о том, кто Он и что Он сделал для них (2:9-11). Одним из самых надежных средств против греха должно быть наше понимание того, кто такой Бог и что Он сделал для нас. Он говорит Израилю:

«А Я истребил пред лицом их Аморрея, которого высота была, как высота кедра, и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу. Вас же Я вывел из земли египетской и водил вас в пустыне сорок лет, чтобы вам наследовать землю аморрейскую. Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших — в назореи...» (2:9-11).

Конечно, Израиль должен сказать: “Да, это правда”. Бог проявил к ним особое благоволение, избирая из них пророков и назореев. Пророки изрекали Господню волю, а назореи своей жизнью осуществляли это благословение. Они были примером праведности. Но дело в том, что на Божью благодать Израиль ответил неблагодарностью. Это, видимо, главная мысль всего наставления. Обратите внимание на стих 12: “А вы назореев поили вином и пророкам приказывали, говоря: «Не пророчествуйте»”. И тем и другим приходилось нарушать свои обеты. Бог обещает такое наказание: “Вот, Я придавлю вас, как давит колесница, нагруженная снопами” (2:13). В Современном Переводе этот стих звучит так: “Вы для Меня, как тяжелый груз. Вы придавили Меня, как давит телега, доверху нагруженная снопами”. Еврейский текст можно понять двояко. Его можно прочитать и так: когда телега доверху нагружена зерном, она едва едет. Некоторые переводы изображают именно такую картину. Если верна эта точка зрения, тогда Бог говорит: “На вас с такой силой навалится Божий гнев, что вы едва сможете передвигаться”.

Он добавляет, что Божий гнев будет таким страшным, что проворный не сможет убежать от Бога или от врага, которого нашлет Бог (2:14-16). Сильный не победит. Воин не спасет свою жизнь. Лучник не устоит. Скороход не убежит. Даже если он будет на коне, это все равно не спасет его. Самый отважный воин убежит нагой в тот день. Близится суд, и никто не спасется.

АМОС ОБРАЩАЕТСЯ К НАШЕМУ ВРЕМЕНИ

Амос обращается и к нашему времени, но свой урок мы должны извлечь из того, что Бог говорил древнему Израилю. Во-первых, давайте усвоим, что Бог является Богом всех народов. Это явствует из пророчеств об этих народах, особенно из 9:7. Бог говорит: “Не таковы ли, как сыны эфиопов, и вы для Меня, сыны Израилевы? ...Не Я ли вывел Израиля из земли египетской..?” То есть Бог избавил их, проведя через Красное Море и водя много лет по пустыне; но послушайте дальше: “[Не Я ли вывел] филистимлян — из Кафтора?” И за это избавление надо благодарить Бога. “...И арамеев — из Кира?” И это сделал Он. Бог является Богом всех народов. Как Бог послал Иону в Ниневию, так Он заботится обо всем Своем творении. Когда Иона рассердился на Бога за то, что Он пощадил Ниневию, Бог напомнил ему: “Иона, ты сожалеешь о растении, которое выросло в одну ночь и в одну ночь пропало. Ты не сажал и не растил его. Мне ли не пожалеть этого великого города и этих людей, мое творение?”

Второй урок, который мы должны усвоить, состоит в том, что есть конец Божьему терпению, а Его наказания лучше избежать. Нельзя испытывать Божье терпение. Во 2 Пет. 3:9-11 мы читаем адресованное нам предупреждение:

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые считают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как вор ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам...?»

Бог до сих пор терпел, но Его терпению, в конце концов, придет конец. Близится день Господень. Мы не должны испытывать Божье терпение, чтобы на нас не обрушилось Его наказание.

А теперь третий и, вероятно, самый важный урок: мы должны быть благодарны Богу за Его щедрость. Мы не должны совершить ту же ошибку, что совершил Израиль, — впасть в грех неблагодарности. Израиль, похоже, пренебрег тем фактом, что Бог вывел его из Египта, водил сорок лет по пустыне, дал землю аморреев, поставлял пророков и назореев и демонстрировал все Свое водительство и любовь. В ответ они заставляли пророков и назореев нарушать обеты, грешить и игнорировать Божью волю.

Нам нужно честно спросить себя: “А мы сегодня благодарны Богу?” Подумайте, как Он добр к нам. Он дал нам Своего Сына. Он дает нам небеса и всевозможные благословения. Демонстрирует ли наша жизнь благодарность Богу за все Его деяния? Может ли Бог решить, что мы благодарны Ему, по тому, как мы живем и служим Ему?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не истощайте Божье терпение. Если вы преднамеренно грешите, немедленно покайтесь. Попросите Его простить вас. Попросите братьев помолиться о вас. Не сомневайтесь: очень действенна усиленная, горячая молитва праведника (Иак. 5:16).

Если вы не христианин, немедленно ответьте на Его доброту. Уверовав, покаявшись и исповедав Иисуса, креститесь во Христа. Каждый день делайте все, что только можете, чтобы угодить Ему. Он никогда не оставит вас и всегда будет вас благословлять.

(Читаем: Амос 1:1—2:16) Кто-то может спросить: “Зачем нам изучать ветхозаветную книгу?” А почему мы вообще изучаем Ветхий Завет и, если уж на то пошло, любую книгу Библии?

#пророк #пророки #пророчества библии #библейские пророчества #пророчество #пророчества #христианство #религия #библия