Найти тему

Святой Иоанн Кронштадтский о молитве в храме

Храм – это место особого присутствия Бога. По обетованию Господа молящимся, – "Идеже бо еста два, или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их" (Мф. 18, 20), – Он Сам среди них находится; тем более это относится к многочисленным собраниям. Благоуспешна, многоплодна соборная молитва, если она дружна, единодушна (собрани во имя Мое). Прилежная молитва Церкви об Апостоле Петре тотчас проникла к престолу Божьему, и Господь послал Ангела Своего – чудесно освободить Петра из темницы, которого хотел убить Ирод. Дружная молитва Апостолов Павла и Силы низвела к ним небесную чудесную помощь от Святого Духа (Деян. 12, 5-11; 16, 24-26).

Причащаясь Животворящих Таин с несомненною верою, осязательным образом поучаемся вездесущию Христову. Нам известно, что в каждой частице тела и в каждой капле крови мы принимаем Всецелого Христа и, таким образом, видим сердечными очами, что Он в одно и то же время весь во всех частицах и каплях, сколько бы их ни было, до бесконечности. Так же точно Господь весь во всяком храме, – утверждает святой Иоанн.

"Будут очи Мои ту, и сердце Мое во вся дни" (3 Цар. 9, 3), говорится о храме; "ту", то есть больше на сердцах, предстоящих и молящихся, ибо Вышний не в рукотворённых храмах живет. Из этих слов видно, что очи Владыки в храме Божьем обращены на каждого из нас, сердце Владыки обращено к каждому из нас – всё к нам обращено, вся любовь Его, вся благость, все щедроты Его готовы от Него на нас излиться по вере нашей.

Благодаря такому особому присутствию Божьему в Церкви, в храме течёт источник всякой истинной радости, всякого истинного спокойствия и умиротворения совести, очищения, исцеления душевного и телесного, источник силы и бодрости душевной. Ни что не заменит того, что получит истинный христианин в храме, в котором Сам Бог утешает души верующие и обращающие к Нему сердца свои, как мать утешает младенца. Достойное, сердечное, благоговейное, с верою живою служение Господу в храме позволяет нам получить этот источник мира, радости и блаженства для души нашей.

Так, благоговейный священник, совершая службы, таинства, молитвословия, в самом деле своём обретает для себя величайшее наслаждение и блаженство. Молящийся чудно изменяется в храме благодатью Божьей; в молитве покаяния и умиления спадают с души его терния, узы страстей, и становится так легко; всё обаяние, вся прелесть страстей исчезают, он как бы умирает для мира, и мир для него со всеми своими благами; человек оживает в Боге и для Бога, для единого Бога, и весь Им проникается и бывает един дух с Ним; он делается как дитя, утешаемое на коленях матери; сердце его тогда полно пренебесного, сладкого мира; душа просвещается светом небесным.

-2

От храма все получают отраду и утешение, с очищением грехов и помилованием. В Церковных молитвах говорится: "помолимся о сих, иже с верою, благоговением и страхом Божиим входят в онь, и помолимся о плодоносящих и добродеющих во святом и всечестном храме сем, или: освяти любящие благолепие дому Твоего, Ты тех воспрослави божественною Твоею силою". Во всех молитвах, молениях, прошениях, благодарениях, песнопениях и чтениях при Богослужении нашей Православной Церкви движется дух любви святой ко всему человечеству, а священник, орган этой божественной, небесной на земле матери, с такою любовью непрестанно пекущейся обо всех чадах своих, начиная с царя до поселянина, со священного правительственного собора до низшего причта церковного, и не только о своих присных чадах, но и обо всём мире.

Церковь, любовью материнскою, или лучше, божественною, ежедневно как бы носит нас на руках своих, вознося обо всех нас непрестанные молитвы к Господу, вечером, в полночь, утром и около середины дня; поучает нас, очищает, освящает, врачует и укрепляет таинствами и всеми способами руководствует нас нежнейшим и кротчайшим образом к спасению и вечной жизни. Блаженны те священнослужители и церковнослужители, которые понимают эту любовь и это попечение Церкви о спасении чад её и стараются усвоить дух её, жить этим духом, дышать этим духом и в церкви, и вне её и со вниманием сердечным и с благоговением совершают молитвы, песнопения и священнодействия церковные, памятуя, что чрез всё это спасаются и они сами и паства их.

Душевное спокойствие и сладость, чувствуемые нами по временам в храме Божьем, при стройном пении певчих и внятном чтении чтеца и священнослужителей, есть задаток нам той бесконечной сладости, которую будут ощущать в себе вечно созерцающие неизреченную доброту лица Божья. Надо ревновать о стройном пении и внятном чтении. Называя в молитве по именам святых Божьих, мы тем подвигаем их в молитву за нас.

-3

Святая Церковь, влагая в наши уста молитвы от лица всех, а не от одного лица, внушает нам непрестанную взаимную любовь, чтобы мы всегда и во всём, на молитве и в житейском обращении, любили друг друга как себя, чтобы мы, подражая Богу в трех Лицах, составляющих высочайшее Единство, и сами были едино, из многих составленное. "Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут" (Ин. 17, 21).

Молитва общая от лица всех и в жизни учит нас делиться житейскими потребностями с другими, чтобы и в жизни у нас было всё общее и как бы едино, чтобы во всём была видна любовь взаимная, также чтобы каждый свои способности употреблял во благо других, кто как может, а не скрывал талант свой в земле, не был бы эгоистом и ленивым. Мудр ты – дай совет немудрому; образован – научи невежду; силен – помоги бессильному; богат – помоги бедному, – поучает нас святой Иоанн.

Учиться великому искусству молитвы должен каждый христианин. Подобно тому, как при обучении земным наукам люди посещают школы, так и христианин, чтобы научиться молитве, этой духовной науке, обязан усердно посещать храм Божий. Церковные молитвословия не только сообщают уму и сердцу верующего богоугодные мысли и чувства, но питают его душу духовной пищей, в которой она всегда нуждается.

Эту духовную пищу в преизбытке содержат все молитвословия, как-то: каноны, стихиры, псалмы и другие церковные молитвы, всегда читаемые в храмах. Желающему научиться правильной молитве следует прилежно внимать церковным песнопениям и водворять их в своём сердце, ибо благоговейно-молитвенное стояние в храме, внимание ко всему тому, что в нём поется и читается, порождает в душе христианина умиление, благодарение и способствует приготовлению сердца человеческого к принятию обновляющей его Божественной энергии.

Позитивный Батюшка. Священник Антоний Русакевич

В любой удобный мессенджер вы всегда можете написать записки о молитве или задать вопрос батюшке.

Храм апостола Луки г. Тверь (при горбольнице №4, ул. Маршала Конева 71А)