Из чего складывается психологическое здоровье школьника, что является ключевым фактором в формировании здоровой зрелой личности и успешной адаптации в социуме?
По этой теме последние десятилетия идут жаркие споры, какую роль играет семья, что вкладывает в ребенка школа.
Безусловно, школа в жизни подростка занимает важное, а порой и ключевое место в этот период, дети постепенно шаг за шагом начинают познавать взрослый мир, особенности организации, взаимодействия в условиях сложной иерархии, многозадачности, в большом разномастном коллективе; при переходе из класса в класс условия усложняются, все более приближая эту социальную модель к реальным условиям взрослой жизни. Грамотный педагогический подход и заинтересованность педагогов в каждом из своих учеников обеспечивают гармоничное встраивание ребенка в школьную систему взаимодействия, но не гарантируют полное отсутствие проблем в адаптации.
Любые изменения в жизни человека вызывают состояние внутренней тревоги в ответ на неизвестность, отсутствие опыта и понимания. Эта тревожность накладывается на привычные модели поведения, стиль семейного взаимодействия, стиль взаимодействия в малых группах, групповые и семейные ценности, принятые как свои, а также переживание сложных для психики событий, происходивших в прошлом и запечатленных в психике ребенка как собственный приобретенный опыт.
Так на передний план выходит понятие психологического здоровья семьи как одного из важнейших факторов формирования здоровой зрелой личности и успешной адаптации в социуме.
Здоровая семья создает базовые условия, фундамент для успешной самореализации ребенка во внешнем мире. Это то место, где он чувствует опору, черпает силы, получает ресурсы и поддержку.
Что отличает психологически здоровую семью, где возможно раскрытие потенциала ребенка, где закладываются необходимые условия для становления психологически устойчивой развитой личности.
Любая семья – это тоже малая социальная модель со своими правилами, ценностями, интересами и иерархией. Это группа людей, объединенных общей системой взглядов, имеющих общие цели, постоянно находящихся во взаимодействии. Гармоничное взаимодействие предполагает балансирование между своими личными интересами и интересами всей системы в целом. Часто мы наблюдаем деформацию семейных ценностей, т.е. значительное отклонение личных идеалов, интересов и представлений от традиционных семейных, что вызывает конфликты внутри системы, обостряя всем нам известную проблему «отцов и детей». В условиях стремительно изменяющегося мира все больше идет разрыв между ценностными ориентациями старшего и младшего поколения, происходит их поляризация, что неизбежно приводит к нарушению психологического здоровья семьи и каждого ее члена соответственно.
Укреплению семейной системы, повышению ее стабильности и устойчивости способствуют развитые механизмы внутрисемейного взаимодействия, согласованность и определенность внутрисемейных ролей, синхронность действий всех членов семьи. Чем выше уровень развития этих механизмов, таких как взаимопонимание, взаимопомощь, внимание друг к другу, доверие другим членам семьи, терпение и выдержка, тем стабильнее и понятнее семья как система, тем крепче фундамент, тем устойчивее та точка отсчета, из которой начинается большое и увлекательное путешествие в жизнь.
В современных реалиям мы все дальше уходим от принятия семейных ролей, которые предполагало раньше традиционное патриархальное общество. В семьях часто женщины и мужчины меняются обязанностями, либо все усредняется, границы ролей смешиваются. Тем не менее для стабильного функционирования системы важен не стиль, а сам подход, закрепление определенной роли за каждым членом семьи и выстраивание иерархии как линии воспитания и преемственности.
Одна из важнейших составляющих психологического здоровья семьи – это эмоциональная близость ее членов, т.е. принятие чувств, эмоций и переживаний друг друга, высокая степень уважения, взаимопонимания и сочувствия. Дом и семья – это в первую очередь безопасное место в психологическом смысле, где каждый участник может ощутить эмоциональную удовлетворенность. Эмоциональная удовлетворенность в свою очередь приносит состояние внутреннего покоя, что является условием для устойчивого функционирования психики в самых разнообразных средах.
Семья как малая система помогает научиться адаптивности, приспособлению к многовариативности. Если в семье уровень адаптивности каждого участника системы не высок, если часто возникают конфликты и непримиримые ситуации с отстаиванием своих интересов посредством деструктивных форм поведения, естественно, ребенок эту модель поведения понесет в другую систему, проецируя свой опыт на взаимоотношения в других коллективах. Важно также учиться подстраиваться под разные условия, не переносить деструктивные формы поведения, если таковые случились, из одной системы в другую. А т.к. иерархия внутри семьи играет очень важную роль в воспитании и формировании преемственности установок и ценностей, на старших членах семьи лежит большая ответственность за настроение, «общую температуру по палате».
На основе устойчивого микроклимата создается более глобальная тенденция, которая отличает семью от других мини-систем. Это нацеленность на долголетие, постоянный поиск, планирование и организация общих целей, на краткосрочную и долгосрочную перспективу, в которых отражаются интересы каждого члена семьи. Ведь цели могут быть выполнены при условии заинтересованности в таковых, а значит, если есть заинтересованность, будет наблюдаться и активность, нацеленность на результат. В то же время психологически здоровая семья дает ресурс каждому члену на достижение своих личных целей вне системы, что также положительно сказывается на всей семье в целом. Так и формируется своеобразный кругооборот, взаимообмен. К сожалению, этот кругооборот работает и в негативном ключе, если нет подпитки со стороны семьи, поддержки, общей нацеленности, взаимопонимания, часто люди вовне становятся менее успешными, либо переключают все свое внимание на внешние задачи, нерационально перераспределяя ресурсы, что, в конечном итоге, приводит к дисбалансу во всех сферах, дефициту ресурсов на поддержание здоровой жизнедеятельности.
В данной статье мне хотелось подчеркнуть важность здорового микроклимата внутри семьи как базового фактора, способствующего успешной адаптации школьника в учебной среде и обеспечивающего гармоничное развитие личности ребенка.
#советы психолога #психология семьи #детский психолог #подготовка к школе #адаптация к школе