Найти тему
Яхтинг с Ru-Sailing

Как правильно проверить/сдать яхту, взятую в аренду?

Оглавление
Рекомендации от яхтенной школы Ru-sailing. Воплощаем теорию в жизнь.
Рекомендации от яхтенной школы Ru-sailing. Воплощаем теорию в жизнь.

Речь в этой важной статье пойдет о приеме и сдаче чартерной яхты.

Практически у всех молодых шкиперов после обучения возникает вопрос о том, как правильно принять яхту, а затем ее без проблем сдать. Ведь мы с вами берем яхту для того, чтобы отдыхать и получать удовольствие от яхтинга, а не решать технические проблемы, кроме которых у нас с вами множество других вопросов, начиная от организации питания на яхте, заканчивая прокладкой маршрута и управления лодкой под мотором и парусами.

Прочитайте и возьмите на вооружение информацию, изложенную ниже, и «будет вам счастье!» Данное руководство позволит вам сэкономить от сотни до нескольких тысяч евро.

Итак, как принимать яхту, в какой последовательности, на что обратить особое внимание, какие узлы, агрегаты нужно проверить, ведь от этого зависит безопасность экипажа, сохранность мат. части и страхового депозита, и, наконец, качество отдыха.

Как правило, чартерная компания (ЧК) предоставляет, так называемый, чек-лист (Check List), в котором перечислены пункты, требующие проверки. Но по сути, это просто инвентарный список, пройдя по которому, полной картины по лодке вы не получите.

Обозначим основные разделы, требующие нашего внимания, кроме чек-листа. Кстати, полный чек-лист вы сможете найти на нашем сайте по этой ссылке Принимаем яхту - Check List от Ru-sailing.

1. Двигатель и его основные узлы и агрегаты.

(В двигательном отсеке)

Проверяем уровни охлаждающей жидкости, масла в картере, масла в коробке, оцениваем их цвет.

Охлаждающая жидкость должна быть или голубого/зеленого/розового цвета или прозрачная.

Масло в картере может быть черного цвета (это дизельный двигатель).

Масло в коробке передач прозрачное, светло-желтого цвета.

Все масла без примесей белесого цвета (белесый мутный цвет говорит о том, что в системе присутствует вода и агрегат долго не проработает).

Поддон двигателя – на наличие подтеков.

Натяжение и целостность ремня генератора. По самой длинной стороне он не должен прогибаться, при нажатии, больше чем на 1 см.

Двигатель и проверка натяжения ремня генератора
Двигатель и проверка натяжения ремня генератора

Заводим двигатель.

Проверяем как двигатель заводится и глушится. После завода из выхлопной трубы должна течь (брызгать) вода – значит система охлаждения работает нормально.

Проверяем уровень топлива по датчику. Даже если он показывает максимум, после приема лодки и выхода из Марины, рекомендую зайти на заправку, чтобы убедится, что датчик не врет и заправиться под завязку и быть уверенным, что топливный танк полный!!! Обращаю особое внимание на этот пункт!!! - это позволит вам сэкономить деньги, если датчик «врет», нервы и быть уверенным, что вы дойдете до нужной точки.

Проверить работу КПП (предварительно осмотритесь, чтобы никаких веревок и муринга не было под винтом). Включаем вперед, включаем назад и смотрим, что потоки воды отходят от кормы. Кстати, при включении передачи на реверс вы также сможете понять, куда заброс кормы у этой яхты, чтобы в дальнейшем учитывать это при управлении яхтой.

Аккумуляторы. Где находятся, уровень заряда, где отключаются, разделение на двигательный и сервисные. После чего отключаем береговое питание (220в) и на заведенном двигателе включаем большую часть потребителей (свет, холодильник, чартплоттер и пр.), и проверяем как идет заряд аккумуляторов – по вольтметру должно быть 13,7-14,4В. Далее отключаем двигатель, потребители оставляем включенными минимум на час, а сами продолжаем прием лодки. В самом конце проверяем насколько просело напряжение в сети – вольтметр не должен показывать менее 12,4В (после часа работы без берегового питания и работы двигателя).

2. Проверка оборудования на палубе.

Подрулька. Проверяем работу «подрульки», если она есть, предварительно убедившись, что никакие веревки не проходят рядом.

Штурвал. Проверяем ход штурвала на предмет люфта, амплитуды его ходов влево-вправо, работоспособность фиксатора, а также автопилота (где он включается и отключается!!! - были случаи, когда автопилот включался сам или его случайно включали, а как отключить не знали).

В это же время включите, и проверьте работоспособность остальных радиоэлектронных устройств (чартплоттер, VHF радиостанцию, AIS и пр.).

Убедитесь, что у вас работают приборы: эхолот, анемометр, спидометр и одометр. Уточните у бейс-менеджера в каких единицах на них измерения, а также, от какой точки на лодке измеряется глубина (ватерлиния, дно лодки или нижняя часть киля), а также осадку (расстояние от ватерлинии до нижней части киля).

Важно!!! (1) уточните крейсерские и максимальные обороты двигателя, расход топлива на крейсерских оборотах в час, и обьем топливного танка – так вы всегда будете знать, на сколько топлива вам хватит, даже если датчик топлива врет; (2) уточните, в каком положении должна быть ручка КПП, когда вы идете под парусом!!!

Якорная лебедка. Где пульт управления, где предохранитель якорной лебедки (очень часто его ставят в самых не подходящих и труднодоступных местах, и когда при перегрузке он отключается нужно постараться быстро его перезапустить). Проверяем ее работоспособность. Проверяем, что конец цепи привязан к лодке, разметку цепи, длину якорной цепи в метрах. Уточняем и проверяем, как поднять и опустить якорь без электричества.

Такелаж и рангоут. Далее при проверке фотографируем все сомнительные моменты (сколы, трещины, потертости, разрывы, следы ремонта и замазки, подкрашивания).

На транцевой плите мы видим сколы - их надо зафиксировать
На транцевой плите мы видим сколы - их надо зафиксировать

Крепление и целостность вант, тросов, талрепов, вант-путенсов, наличие шплинтов на оконечных частях (как булавка, чтобы гайка не открутилась). Никаких трещин, сломанных частей на силовых элементах быть не должно. Оптимальнее всего, места креплений не просто осмотреть, но и ощупать, так можно обнаружить потенциально опасные места. Конечно же при осмотре не разблокируйте случайно стопора грота и стаксель фалов.

Разберитесь с функциями всех веревок, если появятся вопросы, задайте их бэйс-менеджеру.

Хорошо, если стопоры подписаны, так легче разобраться где какая веревка.
Хорошо, если стопоры подписаны, так легче разобраться где какая веревка.

Осмотрите веревки и проверьте их на предмет фиксации в стопорах, так чтобы они не были разлохмачены и утоньшены, в том числе в районе блоков.

Проверьте работоспособность кареток и погонов стаксель и гика шкотов.

Если погода позволяет и бейс-менеджер не против проверки парусов в Марине, то раскройте поочереди стаксель и грот, обращая внимание на предмет потертостей и трещин, как на мякоти паруса, так и шкаторин. На стакселе обратите внимание на место входа ликтроса в ликпаз, заднюю шкаторину в районе нахождения ходового фонаря на мачте или радара, а нижней шкаторины на предмет трения о трос леерного ограждения.

Основные части на парусе целы, однако есть незначительные потертости
Основные части на парусе целы, однако есть незначительные потертости

Грот (если с лэйзи бэгом), то наличие и крепеж ползунов грота, латы, их целостность, наличие трещин, потертостей в местах их нахождения, рифы и как их брать. Если грот в закрутке, то разобраться с фиксацией при взятии рифов. А также выяснить и запомнить, веревку закрутки грота.

Проверка лебедок. Вставляем рукоятку и крутим влево-вправо. Ручка не должна вращаться тяжело, кроме характерного равномерного потрескивания не должно быть хрустов.

Проверка леерного ограждения и стоек. Стойки должны быть жестко закреплены, вертикальны. Тросы леерного ограждения не должны провисать, пальцы в оконечниках должны быть зашплинтованы.

Люки. Тщательно проверяем все люки, их крепление, закрытие, наличие резинового уплотнителя, целостность, наличие трещин, царапин (т.к. люки могут течь, а также быть близкими к отрыву, из-за некорректных действий предыдущих экипажей, а это и мокро и дорого!).

Здесь есть царапины - их нужно зафиксировать в чек-листе
Здесь есть царапины - их нужно зафиксировать в чек-листе

Спрейхуд и бимини. Крепление, целостность замков зип-локов, потертости, надрывы, разрывы, особенно в местах механизмов открытия/закрытия возможного трения гика.

Проверяем крепление и работоспособность механизма открытия платформы (при наличии).

Наличие и заполненность газовых баллонов, как минимум резервного – поднять, потрясти, сравнить с подключенным.

Выясните где находится спас плот и как им пользоваться.

3. Проверка подводной части яхты.

Если есть подводная камера, то крепим ее на удлиняющую палку и снимаем все, что можно снять под водой, особое внимание уделяем:

(1) форштевню – наличие сколов; (2) подруливающему устройству – целостность лопастей, наличие посторонних предметов; (3) киль – целостность, отсутствие царапин, сколов в нижней части; (4) винт – целостность лопастей, погнутости, наличие на валу и винте посторонних предметов; (5) перо руля – целостность и отсутствие трещин и царапин на нижней части. Можно узнать у бэйс-менеджера делают ли они подводную сьемку после чартера, когда была последняя сьемка и если она была, то возможность посмотреть ее.

Здесь на форштевне металлическая накладка, а если бы это была пластиковая лодка, то то мы увидели бы множество сколов
Здесь на форштевне металлическая накладка, а если бы это была пластиковая лодка, то то мы увидели бы множество сколов

4. Проверка оборудования внутри яхты.

Проверяем работоспособность всех кингстонов, а также наличие и целостность хомутов на шлангах, идущих от них. Под пайолами проверяем наличие воды и крепление килевых болтов, их целостность.

Водоснабжение. Узнайте, где горловины водных танков, чем они открываются, и проверьте на открытие. А также их емкость, заполненность (заполнить), где находятся краны переключения с одного танка на другой.

Откройте по-очереди все краны на судне, включая кормовую душевую лейку, убедитесь, что вода идет, и соответственно, помпа подкачки воды тоже работает; все сливы работают и не забиты. Проверьте работоспособность душевой помпы – откачки воды из душевого поддона, а также их фильтры.

!!! Не забудьте проверить работоспособность водоотливной помпы (ручной и автоматической) трюмных вод, налив воду из ведра в приямок!!!

Приямок и водоотливная помпа
Приямок и водоотливная помпа

Гальюн. Работоспособность унитаза, автоматической и ручной откачки, для этого наливаем в унитаз молока, и смотрим, как выходит белого цвета жидкость наружу, за борт; где находится и как переключается кран, ведущий к танку серых вод, а также проверяем его заполненность (по нему можно постучать, если звук глухой, то танк полный – надо откачивать).

В месте крепления шланга на кингстоне есть потертости
В месте крепления шланга на кингстоне есть потертости

Газовая плита. Проверяем работоспособность всех конфорок, а также где находится и работает ли кран перекрытия газа. Важно!!! - определите нахождение кошмы – одеяла из стеклоткани для тушения возгорания!!!

Проверьте работоспособность всех тумблеров включения - выключения электрического пульта у штурманского столика, а также их назначение.

Проверьте наличие и комплектность ящика для инструментов (порой наличие банальной отвертки или определенного ключа поможет решить простую или сложную поломку – главное здесь оперативность).

Важные принадлежности для ручной навигации
Важные принадлежности для ручной навигации

А также, проверьте наличие (если не взяли с собой, навигационной линейки). Убедитесь, что в комплектности есть карты на вашу акваторию, пеленгатор и бинокль (вдруг сломается чартплоттер), а также паспорт на яхту с ТТХ и лоцией.

Кстати, яхтенная школа Ru-sailing разработала чрезвычайно полезные для всех яхтсменов: (1) навигационные линейки, позволяющие с легкостью прокладывать маршрут с учетом магнитного склонения, и (2) справочник яхтсмена, выполненный на пластике с подсказками по навигационным знакам, МППСС, подаче звуковых сигналов, подаче сигналов бедствия и мн. др., которые вы можете приобрести у нас - ссылка здесь.

5. Дополнительное оборудование – тузик и подвесной мотор.

Проверьте подвесной мотор – лучше это сделать с бэйс-менеджером, чтобы он показал как его заводить/глушить, а также наличие топлива для него.

Проверьте наличие весел к тузику, а также целостность уключин; наличие насоса для его накачки.

Конечно же, не забывайте пройтись по чек-листу чартерной компании. Какие-то пункты будут повторяться, однако, одно дело галочки поставить о наличии, другое – проверить в действии. Поэтому в нашем (дополнительном) чек-листе отмечайте все критичные моменты, без устранения которых, как вам кажется, ваш поход может закончиться плачевно. И доведите эти моменты (без агрессии) до бэйс-менеджера, чтобы вам их устранили, особенно те, которые связаны с безопасностью (например, не закрывающийся кингстон, не работающая помпа откачки трюмных вод, не работающий эхолот и т.д.) Помните, что ЧК, в большинстве своем, настроена на то, чтобы вы получили исправную лодку. Однако, никто не застрахован от ошибок, в том числе по недоглядке поломок, проблем оставшихся от предыдущего чартера, который может быть «повешен» потом на вас. Поэтому, старайтесь принимать четко, попунктно, не пропуская ничего, чтобы потом не было мучительно больно за свое разгильдяйство.

6. Еще одна важная (формальная) сторона приемки яхты. Если есть возможность выбора - страховой депозит заблокировать на карте или отдать наличными, выбирайте на карту, так как в этом случае есть возможность в дальнейшем, в случае спора с ЧК, оспорить его снятие через свой банк.

Ну и последнее, в случае потерь и повреждений на лодке не старайтесь обмануть ЧК, так как в этом случае отношение ЧК к вам будет наихудшим. Если вы заранее расскажете им о своих проблемах, ЧК подготовится заранее к ремонту, и следующему клиенту достанется уже отремонтированная лодка, а к вам будет наиболее лояльное отношение. Да, еще, лайф-хак, иногда некоторые потерянные вещи с лодки можно купить в яхтенном магазине, и это будет несколько дешевле, чем у самой ЧК.

7 футов Вам под килем!

И помните, что лицензии нужны, чтобы выйти в море, а знания и умения, чтобы вернуться. Поэтому ждем вас в нашей яхтшколе, где мы вас не только научим правильно принимать яхту, но и уверенно управлять парусной яхтой с получением международных яхтенных. Мы учим «с нуля» и до мастера!!!

Также мы являемся агентами большинства чартерных компаний в мире - мы поможем вам выбрать яхту или катамаран, провести переговоры с ЧК, оказать консультационную поддержку до, во время и после чартера и даже снизить стоимость аренды яхты. Да-да, вы не ослышались, цена через нас будет меньше, чем арендовать яхту у самой ЧК!!!

Зайти на сайт, чтобы посмотреть информацию или записаться на курс обучения https://ru-sailing.ru/

Главная страница сайта яхтенной школы Ru-sailing
Главная страница сайта яхтенной школы Ru-sailing

Шеф-инструктор яхтенной школы Ru-sailing,

Yacht master Offshore IYT Андрей Даценко

+7(916)0401469