Вот уже 8 лет как некие граждане одной соседней территории грозят наконец-то покорить столицу Москву своими белыми "Абрамсами" и красными мокасинами, обещают продавать пиво на Красной площади по 3-5 гривен и повесить сине-желтую тряпочку на кремлевскую башню. Настало время трезво оценить угрозы, пока по основной теме канала, со стороны военно-морского флота.
Состояние отдельных кораблей незалежной и самой мощной на континенте державы уже ранее подробно рассматривалось на канале:
Победа ржавчины над жадностью. Незавидная судьба «Украины»
Последний флагман Незалежной. «Гетьман Сагайдачный»
Упоминалась и судьба судостроительной промышленности, доставшейся им от СССР:
Николаевские верфи. Бесславный конец прославленного гиганта
Нынче же, так как "одвичные лыцари" до сих пор не собрались в марш на Москву (наверно не могут определиться, "львовское" или "черниговское" пиво везти для распродажи в столице страны-ахрессора), стимулировать их призваны слухи о неизбежном очередном нападении огромной армии Мордора на молодую европейскую демократию чуть ли не в феврале этого года.
Итак, чем сегодня располагают Военно-морские силы Украины. После возвращения Крыма, под украинским флагом осталось лишь 10 кораблей и судов (фрегат "Гетман Сагайдачный", артиллерийский катер "Скадовск", 8 кораблей и катеров обеспечения). Треть личного состава уволилась, треть перешла на сторону российского Черноморского флота (порядка 8000 человек были занесены в разряд дезертиров ВМСУ, как перешедшие на сторону России), остальные выжидательно, но цепко держались за выслугу лет и недвижимость в Одессе, или вдумчиво медитировали про кружевное белье.
Хотя Россия вернула ВМСУ в 2014 году несколько судов из Крыма ( в апреле-июне 2014 года было передано 3 боевых корабля, 32 судна обеспечения), но флот фактически пришлось создавать заново. С помощью западных друзей была разработана "Стратегия ВМС-2035". К 2025 году должен быть создан "москитный флот"из небольших скоростных, маневренных и хорошо вооруженных кораблей британского. французского, турецкого и американского производства.
Так как скудный постмайданный бюджет может выделять на флот лишь 3-4 млрд. гривен в год (100-140 миллионов долларов), то вся надежда на западные кредиты и списанный на Западе секонд-хенд.
По спискам кораблей числится три штуки:
—бессменный флагман укрофлота фрегат (бывший пограничный сторожевик) «Гетьман Сагайдачный». С середины 2018 года он в море не выходил. В качестве же плавучей батареи у него есть один недостаток, стрелять особо нечем. Еще на учениях «Sea Breeze-2017» он дефилировал без пушки АО-18, ее детали обнаружились в котомках двух гражданок Украины при пересечении границы с Польшей. Но удалось ли заново собрать весь комплект науке не известно.
— средний десантный корабль «Юрий Олефиренко» (бывший «СДК-137», затем «Кировоград») проекта 773. Переименован уже при нынешней власти в честь безвременно почившего на Донбассе в ходе АТО "воена свитла". Корабль честно отслужил уже более полувека(с 1971 года) и в 2014 году даже красовался в Севастополе с Андреевским флагом. Потом был все же передан ВМСУ и с 2020 года стоит на ремонте. В июле 2020 года он еще и небольшой пожар ( 8 кв. метров) пережил. В лучшие времена мог взять на борт 180 десантников и 6 единиц бронетехники. Вооружен двумя спаренными установками 30-мм АК-230, двумя 140-мм реактивными пусковыми установками типа WM-18, четырьмя счетверенными ПУ ПЗРК «Стрела-3».
— рейдовый тральщик «Геническ» проекта 1258Э (бывший «РТ-214»). Тоже поднял Андреевский флаг 24 марта 2014 года, но уже в мае передан ВМСУ. В строю с 1985 года, с 1996 года в украинском флоте. Из вооружения -спарка 25 мм орудий 2М-3М, две пусковые установки МТУ-4 ( на каждой -4 ПЗРК), 12 глубинных бомб. Судя по всему, на сегодня это самый крупный ходячий боевой корабль укрофлота.
Все, корабли закончились.
Кроме того, в списках числится некоторое количество вспомогательных судов, в основном древних как... бивень мамонта и с такой же боевой ценностью.
От безысходности командование ВМСУ вооружило пулеметами ДШК и "Утес" старые ржавые посудины, например "Балту", "Корец", "Почаев" и катера. Мусорную баржу "Сватове" сделали десантным катером.
Поисково-спасательное судно «Донбасс» (1970), бывший корабль управления проекта 504, используется как плавказарма.
Малый разведывательный корабль A512 «Пэрэяслав» проекта 1824Б «Угломер» (1987), бывший советский ГС-13.
Судно размагничивания «Балта» проекта 130 (М 361, до 15.11.2021 А 811, U-811, до 01.11.1997 СР-568) 1987 года.
13 октября 2021 во время шторма у острова Змеиный получил пробоину и начал тонуть, однако сумел вернуться на базу. После откачки воды и наложения пластырей буксиры доставили «Балту» в Одессу, где сейчас судно ожидает ремонта. Пользуясь случаем, тут же переквалифицирован в минный заградитель, бортовой номер изменён на М361. Планируется использовать его для поиска и обезвреживания взрывных устройств с помощью беспилотных подводных аппаратов с гидролокаторами бокового обзора и прочим необходимым оборудованием. Ну да, ну да))).
Килекторное судно «Шостка» (1976).
И наконец, самый хлам. Возможно часть уже растащили сборщики металлолома.
Поисково-спасательное судно «Изяслав» (1962). Спасательный буксир, еще в Крыму стоял без хода. Плавучий металлолом.
Морские водолазные суда «Нетишин» (1973) «Почайив»(1975) и «Каменка» (1957).
Танкер «Фастов» (1981).
Танкер «Судак» (1957).
Транспорт «Горловка» проект 1849 «Тарту» (1965).
Катера связи «Пивденный», «Коростень», «Доброполье» (1963 и 1965).
Водолазные катера «Владимир Волинський» (1983), РВК-258 (1977), «Ромны» (1983) и «Токмак» (1984).
Морские буксиры A830 «Корець» проект 745 (1973 год) и A831 «Ковэль» проект 733 (1965).
Буксирные катера A941 БУК-239(1954) и A942«Новоозерное» (1955) проекта Т63ОЖ.
Рейдовый буксир A947 «Яны Капу» (U947), до 2016 «Красноперекопск» проекта 498. Герой спасения ракетного катера "Каховка" в 2008 году и битвы за Крымский мост в ноябре 2018 года.
Рейдовые катера РК-1942 (1984) и U-001 (катер командующего ВМСУ), учебные катера «Смила» (1985), «Новая Каховка» (1986) и "Чигирин" (1984), пассажирский катер «Ильичёвск» (1976), противопожарные катера «Евпатория» (1953) и «Борщив» (1954).
Санитарный катер «Сокаль» (1983).
Кроме того на усиление ВМСУ в 2019 году из состава кораблей морского торгового порта «Южный» были переданы плавучая судоремонтная мастерская проекта 889 «Плавмастерская № 665» 1983 года болгарской постройки и разъездной катер проекта Н45, а из состава Администрации морских портов Украины — многофункциональное аварийно-спасательного судно проекта 2262 «Светломор» «Александр Охрименко» 1987 года сингапурской постройки.
Еще один канал пополнения рядов укрофлота-банальное пиратство. В конце ноября 2016 года украинские пограничники захватили судно «Sky moon» норвежской постройки 1977 года под флагом Танзании. Повод, конечно, уважительный, судно заходило в крымские порты. На борту судна был груз, 3000 тонн технической соды на более чем 680 тысяч долларов. Груз кто-то приватизировал, а судно решили передать ВМСУ.
Чем-то украинцам удается поживиться на европейских распродажах. По дешевке, всего за 5,5 миллионов долларов, в Великобритании был приобретен ледокол "James Clark Ross". Ветеран антарктических льдов старше самой Украины на целый год. Себе англичане новый уже построили.
8 сентября над судном подняли жовто-блакитный прапор, а 5 октября 2021 года ледокол вошел в порт Одессы. Цели приобретения вполне достойные- помимо уборки зимой льда в одесской акватории он предназначен для снабжения единственной украинской полярной станции в Антарктиде "Вернадский"( ее, тогда "Фарадей", кстати тоже купили у Англии в 1997 году за 1 полновесный фунт стерлингов, по-моему, недорого). Раньше приходилось фрахтовать чужие ледоколы, а так свой будет. И англичанам с утилизацией не напрягаться.
Усиленный корпус позволяет судну колоть молодой лед, идти через разбитый лед толщиной до 1,5 метра или через плавучие льды толщиной свыше 3 метров. Водоизмещение с полной нагрузкой 7767 тонн, длина 99,04 м, ширина 18,85 м, осадка 6,30 м, силовая установка дизель-электрическая, одновальная, 8500 л.с., скорость 12 узлов, автономность 57 суток.
Ледокол входит в состав флота Национального антарктического научного центра (НАНЦ) Украины.
Малый пограничный сторожевой корабль «Григорий Куропятников» проекта 1241.2 (1984 года) и около 40 катеров имеет морская охрана Государственной пограничной службы Украины, кроме того две шхуны они отобрали у турецких браконьеров.
У центра навигации, гидрографии и гидрометеорологии есть малый гидрографический катер МГК-1877 (1989). Если что....
По наиболее растущей и перспективной части украинского флота -"москитному флоту" будет отдельная статья, он этого достоин.
Штаб ВМСУ с марта 2014 года переместился в Одессу. Большая часть укрофлота базируется там же (Западная военно-морская база), а также в Николаеве (Южная военно-морская база), портах Мариуполя и Бердянска. В Бердянске и Очакове на целевое британское финансирование строятся полноценные военно-морские базы.
Общее состояние свидомого флота оценил блогер, ветеран нацистского батальона "Азов" и патентованный нацист, а по совместительству украинский матрос Игорь Руляк:
«Нужно реформировать флот. У нас всего 3−4 ходовых корабля. Остальные все просто числятся, чтоб у адмирала были звезды - если их там не будет, это уже будет не флот. Большинство кораблей не могут выполнять боевых задач. Они поломанные, старые, ржавые. На кораблях дырки в потолках, а в них крысы падают ночью…Иллюминаторы все стырены, проданы этими матросами-алкашами.»
В мировом рейтинге украинские ВМС (на 2020 год 3 корабля, 14 боевых катеров и около 30 вспомогательных судов и надувных лодок) находятся на 75-м месте, между Гватемалой (10 патрульных кораблей) и Конго (1 патрульный катер).
Зато по штату ВМСУ живут полной жизнью на полном довольствии 13 адмиралов и генералов.
Всего в составе ВМСУ служит порядка 9-11 тысяч человек.
ВВС флота- 10-я авиабригада (в основном остатки морской авиации из Крыма)-9 самолетов и 21 вертолет. Из них летающих- два противолодочных самолета Бе-12, три вертолета Ка-27 и три Ми-14. Место базирования-аэродром Кульбакино в Николаевской области.
В марте 2018 года, как у старших товарищей, сформирован Корпус морской пехоты как новый род войск. Сейчас это самая многочисленная часть ВМСУ. В него вошли 36-я отдельная бригада морской пехоты (Николаев), 35-я бригада морской пехоты (пгт Дачное, Одесская область), 406-я отдельная артиллерийская бригада (Николаев), 32-й отдельный реактивный артиллерийский полк.
Морские пехотинцы активно участвуют в боевых действиях в ходе АТО, как и 73-й морской центр специального назначения, специализирующийся на диверсиях в ДНР. В 2014 году там, где-то под Иловайском, упокоился командир центра капитан первого ранга Зинченко.
Нельзя не упомянуть о большом количестве морских офицеров, брошенных на самый ответственный боевой участок - 72-й центр информационно-психологических операций до 2014 года был частью разведки ВМС Украины. В настоящее время располагается в Броварах. Именно эти чубатые хлопцы резвятся в российском интернете, под видом справжних россиян, казахов, белорусов и прочих дочерей крымских офицеров. На этом канале они тоже бывают, сказывается ностальгия по морю...
Перспективы пополнения ВМСУ кораблями основных классов весьма призрачны.
Вновь появилась информация о попытке достроить ракетный крейсер без имени, ранее именовавшийся "Украина". Разумеется, речь идет только о распиле какого-то удачно подвернувшегося транша.
С 2011 года в Николаеве строится корвет проекта 58520 «Владимир Великий». Оценка его готовности колеблется сейчас от 32 до 47%. По приказу Зеленского он должен быть достроен до конца 2023 года за 7,7 млрд. гривен в «бюджетной версии» без управляемого ракетного вооружения, с установкой вооружения, снятого со списываемых кораблей ВМСУ. Гривны, конечно, освоят, остальное вызывает смутные сомнения. Хотя нет, пишут, что и в бюджете денег на него не выделено. Но даже от планов на еще три подобных корвета не отказались. Сериал длинный, наблюдаем.
Технология отработана еще на корвете «Винница» проекта 1124П (бывший «Днепр»), это бывший советский пограничный сторожевик 1976 года. В марте 2014 года поднял Андреевский флаг, но потом передан Украине. В сентябре 2017 года его поставили на ремонт. За 11 месяцев в доке стоимость ремонта и полной модернизации выросла с 270 до 500 миллионов гривен. Деньги оплачены. Официально ремонт был завершен 21 августа 2018 года. Но так и не вернувший способность к самостоятельному передвижению, год назад корвет был списан "ввиду нехватки денежных средств". Оцените красоту игры!
Окончательно угробив уникальный комплекс советского судостроения, украинцы обратились за помощью к туркам. В 2020 году был заключен контракт на постройку Турцией для Украины корветов типа «Ада», дешевых и сердитых. Контракт довольно мутный, количество заказанных по нему кораблей то ли 4 то ли 5, при этом часть кораблей должен был строить завод "Океан" в Николаеве, он же должен был укомплектовывать вооружением и оборудованием построенные турками корпуса.
В 2021 году в Турции торжественно заложен головной корвет (на декабрь готовность корпуса оценена в 75%) и еще на один заключен контракт с "Океаном". Сумма для освоения заинтересованными сторонами-около миллиарда долларов. В общем, сами понимаете, вероятность появления этих кораблей в строю укрофлота не очень велика.
По обещаниям в 2022 году турки головной корвет должны передать заказчику, который на заводе "Океан" в 2024 году должен довести его до ума. Окончательный состав ракетного вооружения пока не определен.
Однако основные надежды в военно-морской отрасли украинцы возлагают на вундервафлю века- противокорабельную ракету «Нептун». Киевское КБ "Луч" на основе оставшейся документации от советской ПКР "Х-35У" сразу после майданного переворота начало разработку новой дозвуковой маловысотной ракеты для уничтожения морских ( до 5000 тонн водоизмещением) и наземных целей. Ракета предназначается для наземного, морского и воздушного базирования.
Двигатель взяли советский ТРДД-50, который выпускался в Запорожье для ракеты "Х-55", в качестве головки самонаведения- «усовершенствованную» ГСН от ЗУР "С-200", контейнер (ТПК) сделали на базе ТПК "С-300", выпускавшегося в Жулянах.
На испытаниях удалось достичь дальности 280 км. Масса ракеты 870 кг, боевая часть 150кг. Скорость около тысячи километров в час, высота полета над поверхностью воды — от трех до десяти метров. Дивизион «Нептун» обеспечивает старт отдельных ракет или залповый пуск до двадцати четырех ракет (то есть полный залп шести пусковых установок), с интервалом пусков в залпе от трех до пяти секунд.
В августе 2020 года ракету приняли на вооружение, на параде незалежности в 2021 года по Киеву прошли несколько пусковых установок на шасси тягачей "Татра".
«Приказом Министерства обороны Украины на вооружение ВМС Украины принят береговой ракетный комплекс „Нептун". В следующем году(2021) мы сформируем три дивизиона, которые будут вооружены этим комплексом. Планируем разместить эти дивизионы в южных областях Украины, которые имеют выход к побережью Черного и Азовского морей. Более того, сразу после их установки планируем поставить на боевое дежурство одну из батарей комплекса „Нептун", которая приступит к выполнению задач по назначению», — контр-адмирал Алексей Неижпапа.
В начале 2021 года началась разработка модификации морского базирования. В марте флот получил опытные образцы комплекса РК-360МЦ «Нептун». Разработку морской модификации обещали завершить за два года.
«Благодаря совместной работе Минобороны и госпредприятий удалось изготовить оружие нового поколения и повысить сдерживающий потенциал и усилить влияние Украины на море»...«Наша… задача — включить систему «Нептун», ракетные и патрульные катера, а также корветы в единую систему обороны, способную дать отпор противнику с моря»-министр обороны Таран .
Предполагается, что «Нептун» в береговой обороне может держать под прицелом зону до 175 миль, примерно половину Черного моря. Дополнительно такие комплексы планируется ставить на ракетные катера и корветы.
Так как "везьмирзними", то украинцы теоретически могут закупить импортные образцы- американские Harpoon, турецкие Atmaca или норвежские NSM. Но у пана атамана "нэма золотого запасу". Неопределенность заставляет украинцев ориентироваться на универсальную пусковую установку, которая сможет использовать разные варианты ракет, как импортные, так и "Нептун", если он все-таки получится.
В настоящий же момент украинские корабли не имеют реального противокорабельного ракетного вооружения. И раньше 2024 года ракеты своего производства не ожидаются.
Заявленные сроки можно без проблем минимум удваивать, а возможности серийного производства при нынешнем состоянии украинского оборонпрома -тема для вдумчивой дискуссии.
В итоге куча плавучего металлолома с пулеметами и наполеоновские планы по освоению бюджета и кредитов.
Так что сегодня незалежные могут надеяться только на "Великий москитный флот". Но о нем в следующей статье.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам