Я обещал вам рассказать про особые свойства НЕНЬЮТОНОВСКОЙ ЖИДКОСТИ? Держите.
Если взять обычный раствор чего-нибудь или простую воду, налить в стакан, вставить в жидкость (НЬЮТОНОВСКУЮ, опять же!) палку, зажатую в шуруповёрт, и нажать на пуск, очень скоро в стакане образуется воронка. Что вполне естественно, ибо мы создали завихрения воды, заставили её вращаться, а центробежные силы разметали жидкость по сторонам.
Но что будет, если вместо обычный жидкости налить НЕНЬЮТОНОВСКУЮ - например, какой-нибудь полимер, клейстер или масляную краску? Оказывается, будет наблюдаться противоположная картина: жидкость начнёт двигаться центростремительно и как бы накручиваться на палку, прилипать к ней и даже взобраться повыше.
Всё это потому, что длинные цепочки молекул, действительно, ориентируются вокруг оси и наматываются на неё, захватывая всё новые и новые молекулы (да простят меня физики за столь грубую аналогию). Это называется ЭФФЕКТОМ ВАЙСЕНБЕРГА.
И вот тут я осмелюсь вспомнить об одном опыте, о котором обычно упоминают совершенно вне связи с данным эффектом. Хотя мне кажется, что связь тут более чем очевидна и, главное, научно обоснована.
Те, кто жили и любили в советские времена, помнят целую серию клеев под маркой БФ: БФ–2, БФ–4, БФ–6, БФ–19, БФ–88, БФ–2Н. Они продавались в хозяйственных и спортивных магазинах, мы пользовались ими, но, что характерно, мало кто знал, как расшифровывается эта аббревиатура. А означала она - "Бутираль Фенольный", что в более полной формулировке соответствовало "поливинилбутиралю фенолформальдегидному", ибо основу этой группы клеев составлял однокомпонентный полимеризующийся состав.
Разные клеи БФ служили для разных целей, одними склеивали стекло и металлы, другими кожу и ткань, третьи вообще использовались в медицинских целях, для нанесения на рану. И дополнительные компоненты тоже были разными, в том числе, ядовитые. Однако более всего людей привлекал этиловый спирт, которого в некоторых марках было порядка 30-40%.
Оставалось только отделить то, что можно было хоть как-то пить, от того, что пить было вообще нельзя. Для этого в клей добавляли поваренную соль, немного воды и ставили под сверлильный станок с зажатой вместо сверла палкой. Механизм приводили в действие и в итоге на палке наматывался тот самый "бутираль фенольный", а в ёмкости оставалась мерзкая вонючая бурда, содержащая спирт, который тут же и употребляли, несмотря на остаточное содержание фенола и формалина. Способ получения спиртного напитка из клея назывался "высверливанием", а сам клей уважительно величали "Борисом Фёдоровичем".
Относительно дешёвый и доступный клей пользовался в среде советских алкоголиков большой популярностью. Вот что об этом написано в №1 газеты "Известия" за 1989 год.
И вот теперь самое время задать вопрос: а разве "высверливание" "Бориса Фёдоровича" не есть частный случай ЭФФЕКТА ВАЙСЕНБЕРГА? По-моему, самый что ни на есть!
Несколько слов о том, кому мы должны сказать за это спасибо.
Карл Вайсенберг (11 июня 1893 – 6 апреля 1976) - австрийский физик, специалист в области реологии и кристаллографии. Получил широкую известность благодаря тому, что изобрёл рентгеновский гониометр (прибор для изучения дифракции в кристаллах) и реогониометр (прибор для измерения того, как жидкость, суспензия или суспензия течет в ответ на приложенные силы). Применил математический и экспериментальный методы к кристаллографии, реологии и медицине.
Вайсенберг опубликовал более 70 оригинальных работ по самым различным предметам, в том числе по математике, анализу групп симметрии, а также тензорной и матричной алгебре, и в медицине, по новым методам измерения кровообращения и применению рентгеновских лучей в лечении рака. Используя размерный анализ, он ввел безразмерное число, представляющее соотношение упругих и вязких эффектов, которое позже стало известно как ЧИСЛО ВАЙСЕНБЕРГА.
В 1933 году Вайсенберг стал беженцем и поселился в Великобритании, где работал в правительственных и промышленных научно-исследовательских институтах. Активно сотрудничал с коллегами из США и Германии. Но на пенсию вышел в Нидерландах.