Найти тему
Александр Снитовский

Из всех искусств для нас важнейшим является... попкорн?! Часть первая. Попперы

Попкорн
Попкорн

В оригинале эта цитата Владимира Ильича Ленина звучит, конечно же, несколько иначе: «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Но я совершенно осознанно не только изменил ее, но и взял в качестве заголовка к сегодняшней статье, и вы очень скоро поймете почему.

Попкорн
Попкорн

В России, как ни парадоксально это прозвучит, мода на поедание попкорна в кинотеатре лишь набирает обороты. И, несмотря на то, что кинобары буквально пестрят яркими упаковками и заманчивыми предложениями о покупке «комбо-набора» (попкорн+кола), российские зрители все же не слишком спешат расставаться со своими денежками.

Аппарат для попкорна - "поппер"
Аппарат для попкорна - "поппер"

Это и понятно: средний стаканчик ароматной воздушной кукурузы зачастую стоит больше чем билет в кино! Лично я до определенного момента очень негодовал по этому поводу и искренне удивлялся, почему дело обстоит именно так. Ведь мы приходим в кинотеатр наслаждаться фильмом, а не едой. Ну, точнее, большинство из нас. Хотя, конечно же, отрицать наличие формулы «попкорн = кинотеатр» нельзя, ведь для некоторых два этих понятия неразделимы.

Попкорн в кинобаре
Попкорн в кинобаре

Однако существует и другая сторона медали. Когда как зрители, отправляясь в кинотеатр, считают, что они идут смотреть фильм, а заодно и лакомиться вкусными снеками из кинобара, для владельцев кинотеатров эта история выглядит иначе. Любители кино приходят для того, чтобы покупать попкорн, колу и многие другие закуски, а просмотр фильма – это уже дополнительный и, несомненно, приятный бонус.

Попкорн в кинобаре
Попкорн в кинобаре

Проще говоря, киноиндустрия и продажа снеков – невозможны друг без друга, как попкорн без колы, как чипсы «начос» без соуса. Они поддерживают друг друга, помогают в непростые времена, и даже если на сеанс придет всего несколько человек, уж поверьте, кинобар с лихвой удвоит, а то и утроит, стоимость билетов, снабдив зрителя всевозможными лакомствами. Такова c'est la vie, как говорится!

Попкорн
Попкорн

Привычка перекусывать во время просмотра фильма в кинотеатре появилась не сразу. Скажу даже больше: многие владельцы кинотеатров изначально были против подобных вещей, ведь кино, как мы помним, тоже вид искусства, и сопровождать просмотр фильма чавканьем и причмокиванием – уж пардоньте! К тому же, кинотеатры XIX века считались солидными заведениями.

Кинотеатр в США, 19 век
Кинотеатр в США, 19 век

Они могли похвастаться шикарными интерьерами с дорогой мебелью, зеркалами в полный рост и хрустальными люстрами. В целом, кинотеатры давно минувших лет мало чем отличались от роскошных оперных театров, да и публика туда ходила соответствующая – солидная, состоятельная, образованная. Первые фильмы, показанные в кинотеатрах того времени, были немыми и сопровождались пояснительными титрами, а для того чтобы их прочесть, зрителям необходимо было знать грамоту. Как вы понимаете, простой человек едва ли мог попасть на подобный показ.

Сеанс немного кино
Сеанс немного кино

Низшие слои общества посещали более простые и понятные мероприятия: выступления цирковых артистов, карнавальные представления, бурлеск-шоу и так далее. Во время подобных мероприятий уличная торговля была очень распространенным явлением, поскольку каждый уважающий себя, пусть и мелкий, предприниматель считал своим долгом, как следует подзаработать на таком массовом скоплении людей.

Бурлекс-шоу
Бурлекс-шоу

Цирковые или карнавальные представления – это всегда праздник души и тела, и в такие моменты люди тратили деньги не глядя и без остатка: в том числе, и на уличную еду – попкорн и крекеры. В пылу веселья зрители частенько бросались едой, и на месте массовых гуляний оставались горы мусора.

Цирк-шапито
Цирк-шапито

Конечно же, владельцы кинотеатров такого допустить никак не могли. Во-первых, им не хотелось заморачиваться с уборкой, ведь это дополнительные расходы, которые большинство кинотеатров не смогло бы покрыть. Во-вторых, и что важней всего, кино – это искусство, и хрустеть пакетом с едой во время сеанса считалось недопустимым.

Кинотеатр США, 19 век
Кинотеатр США, 19 век

В общем, на первых порах владельцы кинотеатров всячески старались оградить свои заведения от подобных вещей, и какое-то время им это удавалось, однако возможность перекусить в кинозале у зрителей все же появилась. Со временем вокруг кинотеатров стали открываться небольшие лавки и киоски с едой, которую можно было незаметно пронести в зал.

Сеанс немого кино
Сеанс немого кино

Коренным образом ситуация изменилась в начале 20-х годов прошлого столетия, когда появилось звуковое кино. Фильмам со звуком больше не требовалось сопровождение титрами, а это значит, что посещать киносеансы могли и простые люди, не обладающие навыками чтения. С приходом звуковых фильмов кинематограф превратился в самое массовое развлечение того времени, доступное абсолютно разным слоям населения.

Премьера первого звукового фильма
Премьера первого звукового фильма

В это же время владельцы кинотеатров стали отмечать для себя, что торговать едой на территории их заведений не только можно, но и нужно, ведь это в разы поднимает их благосостояние! В 1930-е годы кинотеатры официально начали сдавать небольшие уголки в фойе, как правило, рядом с кассами, для торговли снеками.

"Поппер"
"Поппер"

Средняя стоимость аренды составляла $1 в сутки, когда как пакет попкорна, крекеров или бутылка газировки стоили $0,05–0,1, что, конечно же, было по карману большинству простых граждан. Если фойе у кинотеатра отсутствовало, то торговцы обустраивали свои прилавки непосредственно у входа. Так они «убивали сразу двух зайцев»: обслуживали и зрителей, пришедших на сеанс, и случайных прохожих.

Очередь в кассу кинотеатра
Очередь в кассу кинотеатра

Одной из первых, кто начал торговать снеками на своей территории, стала сеть американских кинотеатров, под руководством Роберт Маккена. Именно ему принадлежит поистине революционная идея установить в фойе «попперы» - автоматы для приготовления попкорна. Подобное решение окупилось с лихвой, когда в 1938 году кинотеатры понесли убытки по прокату, но «выжили» и даже вышли в некоторый «плюс», благодаря активной продаже воздушной кукурузы.

"Поппер"
"Поппер"

Роберт Маккена даже в критической ситуации нашел выход из положения: он снизил цены на билеты, чтобы привлечь как можно больше людей в кинобары и буфеты. «Найдите удачное место для продажи попкорна и постройте там кинотеатр» - примерно так звучала формулировка оптимальной бизнес-стратегии от Маккены.

"Поппер"
"Поппер"

Те самые «попперы», спасшие от полного разорения ни одну сеть кинотеатров, появились не из воздуха, а были изобретены Чарльзом Криторзом, представившим свое новое творение в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Одно время Криторз владел кондитерской, и в ассортимент продаваемой им продукции частенько входил и жареный арахис.

Чарльз Криторз
Чарльз Криторз

Однако Криторза категорически не устраивало, как работает его машинка для жарки, и методом научного тыка он решил самостоятельно ее усовершенствовать – установить паровой двигатель. Как выяснилось позже, это решение стало абсолютно верным, ведь паровой двигатель существенно снизил процент брака во время приготовления: арахис, а позже и воздушная кукуруза, не пригорали, получались ароматными и вкусными. К тому же, аппарат стал более мобильным, а это означало, что его можно было использовать, например, на выездных мероприятиях. А вот работал в то время «поппер» на масле и топленом свином сале.

Паровой двигатель в "поппере"
Паровой двигатель в "поппере"

Продолжение следует...

Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!

Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii