В оригинале эта цитата Владимира Ильича Ленина звучит, конечно же, несколько иначе: «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». Но я совершенно осознанно не только изменил ее, но и взял в качестве заголовка к сегодняшней статье, и вы очень скоро поймете почему.
В России, как ни парадоксально это прозвучит, мода на поедание попкорна в кинотеатре лишь набирает обороты. И, несмотря на то, что кинобары буквально пестрят яркими упаковками и заманчивыми предложениями о покупке «комбо-набора» (попкорн+кола), российские зрители все же не слишком спешат расставаться со своими денежками.
Это и понятно: средний стаканчик ароматной воздушной кукурузы зачастую стоит больше чем билет в кино! Лично я до определенного момента очень негодовал по этому поводу и искренне удивлялся, почему дело обстоит именно так. Ведь мы приходим в кинотеатр наслаждаться фильмом, а не едой. Ну, точнее, большинство из нас. Хотя, конечно же, отрицать наличие формулы «попкорн = кинотеатр» нельзя, ведь для некоторых два этих понятия неразделимы.
Однако существует и другая сторона медали. Когда как зрители, отправляясь в кинотеатр, считают, что они идут смотреть фильм, а заодно и лакомиться вкусными снеками из кинобара, для владельцев кинотеатров эта история выглядит иначе. Любители кино приходят для того, чтобы покупать попкорн, колу и многие другие закуски, а просмотр фильма – это уже дополнительный и, несомненно, приятный бонус.
Проще говоря, киноиндустрия и продажа снеков – невозможны друг без друга, как попкорн без колы, как чипсы «начос» без соуса. Они поддерживают друг друга, помогают в непростые времена, и даже если на сеанс придет всего несколько человек, уж поверьте, кинобар с лихвой удвоит, а то и утроит, стоимость билетов, снабдив зрителя всевозможными лакомствами. Такова c'est la vie, как говорится!
Привычка перекусывать во время просмотра фильма в кинотеатре появилась не сразу. Скажу даже больше: многие владельцы кинотеатров изначально были против подобных вещей, ведь кино, как мы помним, тоже вид искусства, и сопровождать просмотр фильма чавканьем и причмокиванием – уж пардоньте! К тому же, кинотеатры XIX века считались солидными заведениями.
Они могли похвастаться шикарными интерьерами с дорогой мебелью, зеркалами в полный рост и хрустальными люстрами. В целом, кинотеатры давно минувших лет мало чем отличались от роскошных оперных театров, да и публика туда ходила соответствующая – солидная, состоятельная, образованная. Первые фильмы, показанные в кинотеатрах того времени, были немыми и сопровождались пояснительными титрами, а для того чтобы их прочесть, зрителям необходимо было знать грамоту. Как вы понимаете, простой человек едва ли мог попасть на подобный показ.
Низшие слои общества посещали более простые и понятные мероприятия: выступления цирковых артистов, карнавальные представления, бурлеск-шоу и так далее. Во время подобных мероприятий уличная торговля была очень распространенным явлением, поскольку каждый уважающий себя, пусть и мелкий, предприниматель считал своим долгом, как следует подзаработать на таком массовом скоплении людей.
Цирковые или карнавальные представления – это всегда праздник души и тела, и в такие моменты люди тратили деньги не глядя и без остатка: в том числе, и на уличную еду – попкорн и крекеры. В пылу веселья зрители частенько бросались едой, и на месте массовых гуляний оставались горы мусора.
Конечно же, владельцы кинотеатров такого допустить никак не могли. Во-первых, им не хотелось заморачиваться с уборкой, ведь это дополнительные расходы, которые большинство кинотеатров не смогло бы покрыть. Во-вторых, и что важней всего, кино – это искусство, и хрустеть пакетом с едой во время сеанса считалось недопустимым.
В общем, на первых порах владельцы кинотеатров всячески старались оградить свои заведения от подобных вещей, и какое-то время им это удавалось, однако возможность перекусить в кинозале у зрителей все же появилась. Со временем вокруг кинотеатров стали открываться небольшие лавки и киоски с едой, которую можно было незаметно пронести в зал.
Коренным образом ситуация изменилась в начале 20-х годов прошлого столетия, когда появилось звуковое кино. Фильмам со звуком больше не требовалось сопровождение титрами, а это значит, что посещать киносеансы могли и простые люди, не обладающие навыками чтения. С приходом звуковых фильмов кинематограф превратился в самое массовое развлечение того времени, доступное абсолютно разным слоям населения.
В это же время владельцы кинотеатров стали отмечать для себя, что торговать едой на территории их заведений не только можно, но и нужно, ведь это в разы поднимает их благосостояние! В 1930-е годы кинотеатры официально начали сдавать небольшие уголки в фойе, как правило, рядом с кассами, для торговли снеками.
Средняя стоимость аренды составляла $1 в сутки, когда как пакет попкорна, крекеров или бутылка газировки стоили $0,05–0,1, что, конечно же, было по карману большинству простых граждан. Если фойе у кинотеатра отсутствовало, то торговцы обустраивали свои прилавки непосредственно у входа. Так они «убивали сразу двух зайцев»: обслуживали и зрителей, пришедших на сеанс, и случайных прохожих.
Одной из первых, кто начал торговать снеками на своей территории, стала сеть американских кинотеатров, под руководством Роберт Маккена. Именно ему принадлежит поистине революционная идея установить в фойе «попперы» - автоматы для приготовления попкорна. Подобное решение окупилось с лихвой, когда в 1938 году кинотеатры понесли убытки по прокату, но «выжили» и даже вышли в некоторый «плюс», благодаря активной продаже воздушной кукурузы.
Роберт Маккена даже в критической ситуации нашел выход из положения: он снизил цены на билеты, чтобы привлечь как можно больше людей в кинобары и буфеты. «Найдите удачное место для продажи попкорна и постройте там кинотеатр» - примерно так звучала формулировка оптимальной бизнес-стратегии от Маккены.
Те самые «попперы», спасшие от полного разорения ни одну сеть кинотеатров, появились не из воздуха, а были изобретены Чарльзом Криторзом, представившим свое новое творение в 1893 году на Всемирной выставке в Чикаго. Одно время Криторз владел кондитерской, и в ассортимент продаваемой им продукции частенько входил и жареный арахис.
Однако Криторза категорически не устраивало, как работает его машинка для жарки, и методом научного тыка он решил самостоятельно ее усовершенствовать – установить паровой двигатель. Как выяснилось позже, это решение стало абсолютно верным, ведь паровой двигатель существенно снизил процент брака во время приготовления: арахис, а позже и воздушная кукуруза, не пригорали, получались ароматными и вкусными. К тому же, аппарат стал более мобильным, а это означало, что его можно было использовать, например, на выездных мероприятиях. А вот работал в то время «поппер» на масле и топленом свином сале.
Продолжение следует...
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii