Его неожиданный угольный минимализм приковал мой любопытный взгляд летом 2021 в одной из галерей Суздаля. Стояла оцепенев, перед нехитрыми, практически монохромными работами: бесконечно просто, но не оторваться!..
На «помощь» пришёл галерист и неспешно и смачно поведал историю автора картин: именно в Суздале была последняя мастерская этого художника. Здесь, на древней Владимирской земле, раскрылся его талант и пришло несколько запоздалое признание. Сегодня его работы везде, включая Третьяковку и родной Алтай.
***
Начну цитатой - она абсолютно синхронна с моими переживаниями.
«Остроумные, выверенные, лаконичные — эти работы притягивали к себе. Мимо них трудно было пройти — они завораживали и, пожалуй, даже учили. Учили расставаться с ненужным, лишним...» (Народный художник России Илларион Голицын)
Расставаться с ненужным… Расставаться без суеты… Точно как.
Это о Петре Дике, художнике, что писал в основном углем, специально не закрепляя верхний слой. Минимализм ведь соблазняет не многих? Оригинальный путь к успеху.
***
Петр Дик (1939-2002) родился и вырос на Алтае в немецкой колонии переселенцев. Отец его умер рано, в возрасте 26 лет, мать взяли на «трудовой фронт». А Петру-Пете или Питеру? было только три года… Он тоже был «виновен» только потому, что родился в России в исторически немецкой семье? Только потому, что во времена правления Екатерины Второй его предки приехали сюда на заработки, щедро делясь своими трудовыми навыками и мастерством.
…Не потому ли в работах Петра Дика так много скрытого трагизма и одиночества, темы матери и ребёнка?
Его работы критики позже назовут «избыточным драматизмом».
Только избыточен ли драматизм для человека, пережившего то, что пришлось пережить и почувствовать ещё в раннем детстве? И драматизм, похоже, у каждого своей меры…
Близкие говорят, Пётр был скуп не только на палитру красок, но и на слова. А если уж говорил, то по делу, веско. Зато он любил записывать свои мысли, наблюдения: бумага стерпит, бумага сохранит.
Его блокноты, его Мысли «непричесанные» изданы, полны глубоких рассуждений об искусстве как таковом, о творческом выборе и о зрителях, вкусам которых не следует потворствовать… Молчун и философ: «Я думаю, Путь к Жизни и к Творцу Жизни не может быть стадным. Каждый проходит предначертанный ему Путь самостоятельно и смиренно. Как художник, я знаю, что рука и пальцы (говорят же "умные пальцы") это тогда, когда они работают синхронно с биением сердца и точно выполняют посыл взволнованной Души. То есть, в момент Творчества Дух и Плоть неделимы, они - одно целое. Жизнь - Любовь - Творчество. Три ипостаси, определяющие моё отношение ко всему сущему."
Скупыми красками на бумаге, а потом на наждачке или велюре Петр Дик рассказывал свои истории. Ему не надо было прописывать лица: люди и так мгновенно узнавали свои портреты. Дик умел передать состояние человека, где лица не важны, или важны, но не всегда. Лицо ведь не все передаёт в человеке? Язык тела расскажет больше. Как у Мунка.
Посмотрите на работу «Виолончелист». Она же безымянная? Но почему вы видите здесь Мстислава Ростроповича? Потому что это он, влюбленный в виолончель и свою Галину Ростропович с узким лицом.
Петр Дик окончил Свердловское художественное училище, потом Строгановку как скульптор по металлу, поселился во Владимире. Но бумага и наждачка - не металл, они всегда под рукой, значит, сподручнее работать, если пришла идея?
Большой успех пришел поздно, в 1990-е, когда его персональные выставки открывались в Третьяковской галерее и в Русском музее, в Лондоне, Италии и Германии.
Пётр Гергардович Дик работал в собственной оригинальной манере - графика, выполненная пастелью. Пыльца пастели и наждачка?.. Его творческая манера аскетична, часто с одним локальным цветовым пятном, который и есть фокус всему. И все… Вы уже в плену. В плену художника. А ведь этот локальный цвет был древней техникой иконописи когда-то. Влияние легендарной Владимирской школы?
За простым у Дика стоит сложное, за формой прячутся неведомые энергии, жизнь души, тайны чувств. Ворожба.
«Мой творческий метод кратко можно определить как «вычитание случайностей» во имя художественной выразительности и проникновения в сокровенную суть явлений. Предметный мир, дематериализуясь в произведении, трансформируется в язык пластики, где действует свет, ритм и цвет. Возникает некая двойственность реального и ирреального. С ней-то я и работаю», - Пётр Дик.
«Вычитание случайностей»… Как мне это нравится! Это, вероятно, из его скульптурного прошлого. Ирреальное реального.
Любуйтесь. Дик один. Монолит.
***
Кстати, Пётр Дик считал себя русским. Но от немецких своих корней он не отрекался никогда, хотя, говорит его жена, это сильно облегчило бы его жизнь…
В школе по немецкому (в немецкой-то колонии!) у него было 2. Этнический немец в послевоенном СССР не хотел говорить на немецком…
Он выучит немецкий только в 1990-х, после поездки с группой Владимирских художников в Германию.
Молчун и философ, умевший отсекать лишнее. Гениальный простой человек. Без суеты.
©️ Мила Тонбо 2022