Когда Дарявахуша объявили царём в державе загудели. Возмутилась #Мидия , Персия, #Элам . Восстал Вавилон. Жарко запылала Маргиана, Парфия, Гиркания, Армения, Египет. Лишь только на западе было спокойно, сердце же и восток горели огнём.
Не было Дарявахушу и тридцати лет, но был он необычайно деятелен, цепок, проницателен и дальновиден. Впрочем, другой — смог бы сесть на ещё тёплый престол в стране, мгновенно восставшей, негодующе вскипевшей и за считанные месяцы взнуздать, подавить все её разнородные части и окраины, не дав снова разбрестись на отдельные стада? — нет. Только #Дарявахуш , когда надо — многословный, многоликий, вездесущий. Только стремительной противоречивостью, кровью, щедрыми посулами, решительно, изворотливо, всеведающе.
Как опасно было в Экбатане, Сузах или Пасаргадах заявить во всеуслышанье царь он или не царь: власть может и поменяться, а вот голос твой запомнят и припомнятся тебе слова громкие, опрометчивые твои.
Великой кровью залито восстание в Маргиане, и долго не было покоя среди переметных диких саков, и снова подымался Элам. И не только одной силой, но и подкупом, ложью и изменой: так, только так и только он мог, не потеряв, обретать.
Вавилон отложился сразу, как только осенней порою 522 г.д.н.э. пришла весть об убийстве Бардии, царя Стран и на престол вечного Града взошел тот, кто нарек себя #набу-кудурри-уцур третий, чьим отцом был царь #Набунаид . И граждане власть его признали, но, вот, только войска старика были разбиты стремительным натиском персов, и были разбиты снова. И в дождливый зимний день ворвались в #Вавилон войска гневного Дарявахуша и звучно кричали на мокнущих улицах и площадях в испуге притихшего города глашатаи о казни “вора-самозванца, сына мытаря — Нидинту-Бела безызвестного”, беспромедлительно с сотоварищами посаженного на кол.
Ещё будут схватки в странах и на окраинах державы и вот уже Дарявахуш вершит дела, сулит и карает где-то в дали, а в Городе снова брожения и голоса: чувствуют люди, что сила, власть и сама царственность неумолимо покидают Вавилон и теперь уже навсегда и, вот, в жаркие дни исхода лета следующего года вновь объявился тот, кто снова назовёт себя Набукудурриуцуром, но будет и он вскорости разбит.
Как сложно судить кто истинный наследник, а кто нет. Достоин и крепок ли тот, в чьих жилах и вправду течёт царская кровь или власть по воле Небес отдаётся самозванному, цепкому, дерзкому? — трудно и страшно в жизни такой переменчивой прилюдно судить
#cka3ka cka3ok #история древнего мира
#древняя персия #персы