Найти тему
Я живу в Голландии

Ирония судьбы Мауса Гатсо

Этот голландец строил спортивные автомобили, но почти все его произведения утеряны. Он был автогонщиком и мечтал улучшить свои результаты, а остался в истории как изобретатель камер контроля скорости

Морис Гатсонидес за рулем своего Гатсо 1500. anderetijden.nl
Морис Гатсонидес за рулем своего Гатсо 1500. anderetijden.nl

Морис "Маус" Гатсонидес родился 14 февраля 1911 года на острове Ява в семье высокопоставленного голландского колониального чиновника. Закончил школу в Голландии и мечтал стать военным летчиком, но у него отсутствовала фаланга пальца - это стало причиной отказа в приеме. Тогда он нашел работу в аэропорту Скипхол. Его первый собственный бизнес, автомастерская, прогорел, и в 1938 году он стал работать в голландском представительстве Форда.

Первая спортивная машина Гатсо Квик была построена на шасси Форд Меркьюри с 3.9-литровым двигателем V8. Квик по-голландски то же, что и меркьюри по-английски - ртуть. В первом же ралли в Зандфорте двигатель перегрелся и автор сошел с дистанции. Эту машину постигла странная судьба - в 1940 она попала в аварию с трамваем, затерялась в военный период и была найдена лишь в 2003 году в сарае у фермера. Авто выкупил и отреставрировал сын Мориса, Том.

Gatso Kwik. фото 2017 года @ Concours d'Elegance Paleis het Loo
Gatso Kwik. фото 2017 года @ Concours d'Elegance Paleis het Loo

После Второй Мировой Морис снова открыл автомастерскую и стал проектировать собственные машины на базе шасси Форда. Изначально его модели назывались Гатфорд:- Гатсонидес + Форд. Но автогиганту это не понравилось, и так в историю вошли спортивные автомобили Гатсо.

За период с 1945 по 1950 было выпущено 11 экземпляров Гатсо. На выставке в Амстердаме в 1948 году было представлено 4 модели. Аэро купе Гатсо 4000 со съемной плексигласовой крышей так понравился публике, что поступило более 200 заказов на него. К сожалению, Гатсонидес не был готов к массовому производству.

https://cartype.com/pages/1246/gatso
https://cartype.com/pages/1246/gatso

Кроме того предлагались 4-местный купе (на нем Гатсонидес выиграл ралли Париж-Льеж-Париж), родстер и кабриолет-де люкс. Автомобили этого ряда получили прозвище Циклоп за центральную фару. Два родстера были произведены силами автора и проданы за рубеж. Первый был куплен швейцарском гонщиком и бобслеистом Феликсом Эндрихом. После того, как гонщик разбился, следы машины затерялись. Второй экземпляр уехал в Южную Африку - его местонахождение сейчас также неизвестно.

Самая известная в мире модель - Гатсо 1500 Platje (то есть "плоский") - была построена в 1949 году на базе Фиат. Его 6-цилиндровый мотор был также от Фиата. На этом спортивном авто Гатсонидес установил рекорд скорости на гонках в Зандфорте в 1949 году. В этом же году фабрика Гатсонидеса вынуждена была объявить себя банкротом, а 1500й был выкуплен, и неизвестными путями попал на свалку, где пролежал до 1974 года, шде был случайно обнаружен автоколлекционером. Долгое время он считался единственным сохранившимся Гатсо в мире.

Счастливым обладателем этой уникальной и великолепной машины сейчас является голландец Петер Бругеман, чей дядя в свое время так удачно заехал на автосвалку с поиске старого Мазерати. Этот дядя был коллекционером и знатоком автомобилей и успешно противостоял напору наследников Гатсонидеса, которые хотели выкупить 1500й. Работал он маркетинговым менеджером у другого голландского автопроизводителя DAF. Я писала о нем здесь

Поскольку Морис Гатсонидес постоянно участвовал в различных автогонках, он нуждался в приборе для измерения скорости своего авто. Он изобрел и построил такой прибор для собственных нужд в 1953 году, а в 1958 году открыл в Харлеме компанию Gatsometer BV. Первым клиентом компании стала полиция города Фелсен в Северной Голландии. Эта компания существует и сейчас в составе Сенси Гатсо Груп и производит различное оборудование для дорожного контроля, системы распознавания номерных знаков, счетчики.

Дорожная камера Гатсо с логотипом компании хорошо известна британцам. Фото www.nathanielcars.co.uk
Дорожная камера Гатсо с логотипом компании хорошо известна британцам. Фото www.nathanielcars.co.uk