Этот голландец строил спортивные автомобили, но почти все его произведения утеряны. Он был автогонщиком и мечтал улучшить свои результаты, а остался в истории как изобретатель камер контроля скорости
Морис "Маус" Гатсонидес родился 14 февраля 1911 года на острове Ява в семье высокопоставленного голландского колониального чиновника. Закончил школу в Голландии и мечтал стать военным летчиком, но у него отсутствовала фаланга пальца - это стало причиной отказа в приеме. Тогда он нашел работу в аэропорту Скипхол. Его первый собственный бизнес, автомастерская, прогорел, и в 1938 году он стал работать в голландском представительстве Форда.
Первая спортивная машина Гатсо Квик была построена на шасси Форд Меркьюри с 3.9-литровым двигателем V8. Квик по-голландски то же, что и меркьюри по-английски - ртуть. В первом же ралли в Зандфорте двигатель перегрелся и автор сошел с дистанции. Эту машину постигла странная судьба - в 1940 она попала в аварию с трамваем, затерялась в военный период и была найдена лишь в 2003 году в сарае у фермера. Авто выкупил и отреставрировал сын Мориса, Том.
После Второй Мировой Морис снова открыл автомастерскую и стал проектировать собственные машины на базе шасси Форда. Изначально его модели назывались Гатфорд:- Гатсонидес + Форд. Но автогиганту это не понравилось, и так в историю вошли спортивные автомобили Гатсо.
За период с 1945 по 1950 было выпущено 11 экземпляров Гатсо. На выставке в Амстердаме в 1948 году было представлено 4 модели. Аэро купе Гатсо 4000 со съемной плексигласовой крышей так понравился публике, что поступило более 200 заказов на него. К сожалению, Гатсонидес не был готов к массовому производству.
Кроме того предлагались 4-местный купе (на нем Гатсонидес выиграл ралли Париж-Льеж-Париж), родстер и кабриолет-де люкс. Автомобили этого ряда получили прозвище Циклоп за центральную фару. Два родстера были произведены силами автора и проданы за рубеж. Первый был куплен швейцарском гонщиком и бобслеистом Феликсом Эндрихом. После того, как гонщик разбился, следы машины затерялись. Второй экземпляр уехал в Южную Африку - его местонахождение сейчас также неизвестно.
Самая известная в мире модель - Гатсо 1500 Platje (то есть "плоский") - была построена в 1949 году на базе Фиат. Его 6-цилиндровый мотор был также от Фиата. На этом спортивном авто Гатсонидес установил рекорд скорости на гонках в Зандфорте в 1949 году. В этом же году фабрика Гатсонидеса вынуждена была объявить себя банкротом, а 1500й был выкуплен, и неизвестными путями попал на свалку, где пролежал до 1974 года, шде был случайно обнаружен автоколлекционером. Долгое время он считался единственным сохранившимся Гатсо в мире.
Счастливым обладателем этой уникальной и великолепной машины сейчас является голландец Петер Бругеман, чей дядя в свое время так удачно заехал на автосвалку с поиске старого Мазерати. Этот дядя был коллекционером и знатоком автомобилей и успешно противостоял напору наследников Гатсонидеса, которые хотели выкупить 1500й. Работал он маркетинговым менеджером у другого голландского автопроизводителя DAF. Я писала о нем здесь
Поскольку Морис Гатсонидес постоянно участвовал в различных автогонках, он нуждался в приборе для измерения скорости своего авто. Он изобрел и построил такой прибор для собственных нужд в 1953 году, а в 1958 году открыл в Харлеме компанию Gatsometer BV. Первым клиентом компании стала полиция города Фелсен в Северной Голландии. Эта компания существует и сейчас в составе Сенси Гатсо Груп и производит различное оборудование для дорожного контроля, системы распознавания номерных знаков, счетчики.