В том, чтобы книга получилась хорошей, заинтересованы все: и писатель, и читатель, и редактор, и литературная платформа, где писатель опубликовал свой шедевр. Но повлиять на качество книги может только писатель. Редактор, тоже, конечно, кое-что может. Иногда его вклад в качество текста значителен. Но всё равно не решающий.
Итак, писатель — наиболее заинтересованное лицо. В общем-то, это неплохо. Даже отлично. От того, кому больше всех надо, больше всего всё и зависит. Ну, почти всё… Как же заинтересованному писательскому лицу заинтересовать своим творчеством других заинтересованных лиц? Что есть эталон успешности книги?
Если он вообще есть… Я думаю, что точного, прямо-таки беспроигрышного, эталона нет. Многое играет роль: название, аннотация, дизайн обложки. Да, играет роль объём и цена. Господи, как же много их, мелких ролей. Но, всё-таки, главный, хотя и о-о-очень субъективный, признак, имеется.
Это интрига, «захватывающесть», извините великодушно за такое корявое слово. Вам наверняка знаком анекдот о читателе, ругающем книги писателя за бездарность и примитивность. Но — вот парадокс, покупающем каждую новую книгу писателя, как только та появляется в продаже.
Мораль вроде бы бросается в глаза: читатель глуп, ограничен и легко поддаётся манипуляциям рекламы. Но я уже давно рассматриваю этот анекдот с другой стороны. Может, читатель и глуп. Но не настолько, чтобы не видеть недостатков творений любимого автора. Что же заставляет его покупать новые книги?
В общем, сейчас я думаю, что мораль анекдота немного другая. Всё-таки повествование должно захватывать, интриговать. Ну, что там ещё оно должно… держать в напряжении, заставлять сопереживать или ненавидеть. Очень, очень жаль, что великолепное владение языком, безупречная проработка персонажей, глубина идеи не играют такой роли.
Хотя, почему же — жаль? Все мы хотим приятно проводить время. Хотя бы иногда. Хотя бы с тем, за что заплатили деньги. Например, вечерком за чаем, читая свежекупленную книжку. Я делаю всё, чтобы мои книжки было интересно читать. Обязательно до конца! И чтобы появилось желание узнать, что же дальше…