Богоматерь, Христос и руки в молитве: знакомимся с религиозной живописью мастера.
«Праздник венков и роз»
Картину «Праздник венков из роз», или «Праздник четок», Дюрер написал после второй поездки в Венецию. В этой работе художник полностью воплотил идеи итальянского Ренессанса.
В центре картины — Богоматерь. Роскошное платье, светлые волнистые волосы делают ее похожей на венецианку. Она сидит на троне как небесная царица, а за ее спиной драпировка-балдахин — эта деталь напоминает приемы Беллини. Ангелы держат корону — богатое ювелирное украшение со множеством деталей. Здесь проявляются внимание Дюрера к деталям и опыт работы в отцовской ювелирной мастерской.
У картины есть политический подтекст. Богоматерь надевает венок на голову императора Максимилиана Первого, а Христос — на голову папы римского. И папа, и император преклонили колена: церковная и светская власть равны. Это подчеркивает ангел между ними, который играет на лютне — символе согласия. А крылья ангела цветом напоминают крыло сизоворонки.
Композиция полностью уравновешена. Богоматерь в центре, папа и император справа и слева, уходящая вдаль природа — все находится в гармонии. Также в этой картине Дюрер достигает виртуозности в использовании цвета. Венецианцы скептически относились к работе с цветом художников не из Венеции, но Дюрера они признали как равного. Это подтверждает универсальность гения художника: он и график, как немец, и живописец, как венецианец.
«Христос среди учителей»
Картина «Христос среди учителей» также относится к венецианскому периоду творчества Дюрера. Он работал над ней в то же время, что и над «Праздником венков и роз». Некоторые исследователи считают, что Дюрер писал эту картину, чтобы подарить Беллини, с которым у него сложились теплые дружеские отношения.
Сюжет картины традиционный. Когда Иисусу было 12 лет, он потерялся в Иерусалиме во время празднования Пасхи. Иисуса нашли через три дня в храме, где он вел беседу с учеными мудрецами. Дюрер показывает эту сцену — как и многие художники до и после него.
Образ юного Христа контрастирует с книжниками. У мудрецов гротескные, почти пугающие физиономии. Они похожи на те, что изобразил Леонардо да Винчи в рисунке «Пять гротескных голов».
В центре композиции — не лицо, а руки. Христос загибает пальцы, перечисляя аргументы в споре. У старца рядом они тоже очень выразительные. Это яркий пример того, насколько руки могут быть красноречивыми. Позже на эту особенность будет обращать внимание Рембрандт.
«Руки молящегося»
Мы уже отметили интерес Дюрера к изображению человеческих рук. Особенно ярко этот мотив можно увидеть в рисунке «Руки молящегося», который выполнен кистью и белилами на синей грунтованной бумаге.
Об этом рисунке есть одна необычная легенда. Якобы Дюрер изобразил здесь руки своего брата, который пожертвовал собой и отказался от карьеры художника, чтобы художником стал сам Дюрер.
Но это только легенда, а на самом деле на рисунке запечатлены руки Дюрера — и обе левые. Одну руку художник писал непосредственно с натуры, а вторая — ее зеркальное отражение. Дюрер считал, что руки — это важная деталь, которая характеризует внутренний мир человека не менее ярко, чем лицо.
«Руки молящегося» — самое воспроизводимое произведение художника. Так, скульптурные руки продают в церковных лавках как символ мольбы, изображения рук часто дарят на конфирмацию, а также помещают на открытки с выражением соболезнования.
Для справки:
8 декабря 2021 года при поддержке ВТБ в Эрмитаже открылась выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения». Зрители увидят более 400 экспонатов, среди которых собственноручные рисунки Дюрера, эскизы витражей и наброски к гравюрам и портретам.