Найти тему
ВТБ Страна

Альбрехт Дюрер: картины на христианские сюжеты

Оглавление

Богоматерь, Христос и руки в молитве: знакомимся с религиозной живописью мастера.

«Праздник венков и роз»

Альбрехт Дюрер. «Праздник венков и роз», 1506 год, Пражская национальная галерея, Прага © Public domain
Альбрехт Дюрер. «Праздник венков и роз», 1506 год, Пражская национальная галерея, Прага © Public domain

Картину «Праздник венков из роз», или «Праздник четок», Дюрер написал после второй поездки в Венецию. В этой работе художник полностью воплотил идеи итальянского Ренессанса.

В центре картины — Богоматерь. Роскошное платье, светлые волнистые волосы делают ее похожей на венецианку. Она сидит на троне как небесная царица, а за ее спиной драпировка-балдахин — эта деталь напоминает приемы Беллини. Ангелы держат корону — богатое ювелирное украшение со множеством деталей. Здесь проявляются внимание Дюрера к деталям и опыт работы в отцовской ювелирной мастерской.

У картины есть политический подтекст. Богоматерь надевает венок на голову императора Максимилиана Первого, а Христос — на голову папы римского. И папа, и император преклонили колена: церковная и светская власть равны. Это подчеркивает ангел между ними, который играет на лютне — символе согласия. А крылья ангела цветом напоминают крыло сизоворонки.

Композиция полностью уравновешена. Богоматерь в центре, папа и император справа и слева, уходящая вдаль природа — все находится в гармонии. Также в этой картине Дюрер достигает виртуозности в использовании цвета. Венецианцы скептически относились к работе с цветом художников не из Венеции, но Дюрера они признали как равного. Это подтверждает универсальность гения художника: он и график, как немец, и живописец, как венецианец.

«Христос среди учителей»

Альбрехт Дюрер. «Христос среди учителей», 1506 год, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид © Public domain
Альбрехт Дюрер. «Христос среди учителей», 1506 год, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид © Public domain

Картина «Христос среди учителей» также относится к венецианскому периоду творчества Дюрера. Он работал над ней в то же время, что и над «Праздником венков и роз». Некоторые исследователи считают, что Дюрер писал эту картину, чтобы подарить Беллини, с которым у него сложились теплые дружеские отношения.

Сюжет картины традиционный. Когда Иисусу было 12 лет, он потерялся в Иерусалиме во время празднования Пасхи. Иисуса нашли через три дня в храме, где он вел беседу с учеными мудрецами. Дюрер показывает эту сцену — как и многие художники до и после него.

Образ юного Христа контрастирует с книжниками. У мудрецов гротескные, почти пугающие физиономии. Они похожи на те, что изобразил Леонардо да Винчи в рисунке «Пять гротескных голов».

В центре композиции — не лицо, а руки. Христос загибает пальцы, перечисляя аргументы в споре. У старца рядом они тоже очень выразительные. Это яркий пример того, насколько руки могут быть красноречивыми. Позже на эту особенность будет обращать внимание Рембрандт.

«Руки молящегося»

Альбрехт Дюрер. «Руки молящегося», 1508 год, галерея Альбертина, Вена © Public domain
Альбрехт Дюрер. «Руки молящегося», 1508 год, галерея Альбертина, Вена © Public domain

Мы уже отметили интерес Дюрера к изображению человеческих рук. Особенно ярко этот мотив можно увидеть в рисунке «Руки молящегося», который выполнен кистью и белилами на синей грунтованной бумаге.

Об этом рисунке есть одна необычная легенда. Якобы Дюрер изобразил здесь руки своего брата, который пожертвовал собой и отказался от карьеры художника, чтобы художником стал сам Дюрер.

Но это только легенда, а на самом деле на рисунке запечатлены руки Дюрера — и обе левые. Одну руку художник писал непосредственно с натуры, а вторая — ее зеркальное отражение. Дюрер считал, что руки — это важная деталь, которая характеризует внутренний мир человека не менее ярко, чем лицо.

«Руки молящегося» — самое воспроизводимое произведение художника. Так, скульптурные руки продают в церковных лавках как символ мольбы, изображения рук часто дарят на конфирмацию, а также помещают на открытки с выражением соболезнования.

Для справки:

8 декабря 2021 года при поддержке ВТБ в Эрмитаже открылась выставка «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения». Зрители увидят более 400 экспонатов, среди которых собственноручные рисунки Дюрера, эскизы витражей и наброски к гравюрам и портретам.