Изучив уйму материала в интернете я наткнулся на факт, что не заслуженно мало информации, о истории и изначальной концепции бодибилдинга, о его эстетики, про которую напрочь забыли "монстры" профессионального спорта. А ведь о какой популяризации можно говорить, если люди не знает что за "зверь" такой этот ваш бодибилдинг. А это вид активности которым занимается каждый человек.
Физическая деятельность, служащая для наращивания мышечной массы, привлекала сторонников на протяжении многих тысяч лет назад, еще задолго до появления соревновательного бодибилдинга, как настоящего вида спорта, каким мы его видим и знаем сегодня. Такой вид физической активности, как силовые тренировки, изначально практиковались как средство для набора силы и измерения силы в древнеегипетском и греческом обществах. Эти общества в первую очередь использовали камни разного размера и веса в поиске идеальной методики трансформации своего тела. Это практика, которая в той или иной форме происходила на протяжении всей истории бодибилдинга. Прославление человеческого тела через развитие мускулов было, по сути, одним из греческих идеалов, что можно понять по их искусству и фольклору.
Основное внимание в древнегреческих скульптурах уделялось человеческому телу: все греческие скульптуры изображают обнаженную натуру человека с развитой мускулатурой. Как представители первого общества, сосредоточившегося на внешнем виде, греческие скульпторы попытались изобразить человека в том виде, который, по их мнению, был образом богов. Поэтому они прославляли тело, стремясь к правдоподобию или истинному подобию. Древние греки прославляли человеческую физическую форму не только в своем искусстве, но и в повседневной жизни. К примеру, одной из любимых тем скульпторов была тема спорта. В греческой культуре спортсменов называли «героями-спортсменами». Это показывает, что спортсменов уважали и считали героями. Древние греки постоянно находились в поисках идеала человеческого тела. Их идеалом было тело, способное выдержать все усилия, будь это бег на разные дистанции или невероятная физическая сила. Это описание идеального человека, данное Аристотелем, отражает отношение большинства древних греков. О людях судили не только по уму, довольно сильный упор делался также на фигуру человека, а именно на
его внешние физические качества.
Рисунок 1 – Древнегреческая скульптура «Геракл»
Следует задаться вопросом, почему искусство человеческой натуры было так принято и любимо древними греками. Ответ кроется в повседневной жизни древних людей. Для греческих мужчин было обычным делом заниматься спортом, воевать и заниматься своими повседневными делами обнаженными или скудно одетыми. Древняя Греция была родоначальником культа физически развитого человеческого тела, хотя такой «культ тела» был не только у древних греков. Физическая культура (отличная от бодибилдинга как такового из-за отсутствия конкретных физических проявлений в качестве конечной цели) восходит и к Индии XI века, где гантели с каменными подобиями дисков, известные как «Nals», поднимались теми, кто хотел развить свое тело для улучшения здоровья и выносливости, более успешного преодоления трудностей повседневной жизни. В то время тренажерные залы были обычным явлением в Индии, а к XVI веку силовые тренировки стали считаться национальным развлечением Индии.
Между физическим движением в XVI веке в Индии и появлением сегодняшнего бодибилдинга (определяемого, как совокупность тренировок и диеты для развития тела, специально для демонстрационных целей) должен был пройти долгий период. Период с 1890 по 1929 год – это начало пути того бодибилдинга, который известен на данный момент. К концу XIX века силовые тренировки приобрели для многих новое значение, поскольку древняя традиция подъема камней, первоначально практиковавшаяся греками и индусами, а также египтянами, уступила место совершенно новой системе тренировок с новой конечной целю. Поднятие тяжестей в развлекательных целях – новая, появившаяся в Европе тенденция, которая положила начало невиданной ранее физической культуре. Главная цель новых атлетов заключалась не в том, чтобы развить свое телосложение в эталонное древнегреческое подобие как таковое, а в том, чтобы взволновать толпу удивительными подвигами своей могучей силы.
Профессиональный силач, именно так себя называли атлеты того времени, он был результатом этого повышенного интереса к тренировкам с отягощениями. Современный бодибилдинг, как спорт и тяжелая атлетика, стал своего рода естественной эволюцией сравнительно примитивной практики подъема камней. Абсолютно неудивительно, что популярность «железных» видов спорта выросла в геометрической прогрессии настолько, что сегодня практики, применявшиеся с 1890 по 1929 год, кажутся в лучшем случае устаревшими. Практика силачей конца XIX века включала в себя бросание вызовов противникам, чтобы увидеть, кто сможет превзойти других, когда они путешествуют из одного города в другой город. Другие практики включали в себя буксировку телег и подъем больших животных, что очень развлекало зрителей. Публике нравилось смотреть, как эти люди соревнуются, возможно из-за ценности новизны в отсутствии чего-то другого. Но то, как выглядели их фигуры, очень отличалось от древнегреческих эталонов физической формы и, тем более, от современных стандартов, ведь то, как ты выглядишь, никак не влияло на проявление физической силы. Ведь именно физическая сила была гарантом успеха. Действительно, среди этих спортсменов были обычными явлениями выступающий живот и лишние жировые отложения на теле. Симметрия и эстетика в то время были чуждыми им понятиями. Однако, с приближением XX века появился человек, который показал, что не обязательно иметь лишний вес, чтобы быть сильным атлетом.
Официально известный как первый знаменитый бодибилдер и отец современного бодибилдинга Юджин Сэндоу, или по его псевдониму Евгений Сандов (урожденный Фридрих Мюллер), в дальнейшем именуемый в этой работе как Юджин Сэндоу, немедленно стал феноменом благодаря беспрецедентному сочетанию качества мускулов, низкого процента подкожного жира и невероятной физической силы. Он стал культурной иконой на рубеже веков, которую называют одним из величайших бодибилдеров, даже в сегодняшней атмосфере профессионального бодибилдинга. До появления Юджина Сэндоу сторонники эстетичной физической культуры пытались найти новые способы пропаганды здорового образа жизни, в соответствии с новым феноменом силовых тренировок ради физической демонстрации. Устав от имиджа силача с избыточным весом, в котором не уделяется внимания правильному питанию и низкому уровню жира в организме, они искали представителя, который мог бы продвигать эстетичное телосложение, и последующие способы достижения этого образа. Они нашли своего человека в Сэндоу.
Первый известный бодибилдер и основатель современного бодибилдинга, Юджин начал свою карьеру в Европе как профессиональный силач, превзошедший всех других силачей, чтобы сделать себе имя. Он отправился в Америку в 1890-х годах, чтобы быть объявленным сильнейшим человеком в мире, путешествовал по стране и впечатлял людей своим необыкновенным подвигом силы. Однако самым удивительным в Сэндоу, было его красивое, симметричное и мускулистое телосложение, которое в конечном итоге сделало его первым настоящим бодибилдером и пропагандистом
бодибилдинга.
Рисунок 2 – Юджин Сэндоу
Столпы на которых стояла его эстетика и, позже, всего раннего бодибилдинга – это всестороннее развитие, тонус мышечной массы, общее здоровье, состояние кожи. Сэндоу основал первый журнал о бодибилдинге «Physical Culture», в котором говорил о ценности здоровья и физической формы, разработал некоторые из первых тренажеров («машины», как их раньше называли) для бодибилдинга и появился в многочисленных книгах и открытках, продолжая при этом путешествовать по Америке, позируя аншлаговой публике. В то время как Сэндоу продолжал продвигать бодибилдинг, соревнования по поднятию тяжестей впервые были официально проведены на чемпионате мира в Англии в 1891 году. Тяжелая атлетика также была представлена на первых современных Олимпийских играх в 1896 году в Афинах, Греция. Благодаря влиянию Сэндоу, продажи штанги и гантелей значительно выросли. Была создана целая индустрия бодибилдинга, в которой Юджин Сэндоу зарабатывал тысячи долларов в неделю. Наследие Сэндоу живет в растущей популяризации бодибилдинга как спорта в XXI веке. Также, Юджин Сэндоу судил первое в истории соревнование по бодибилдингу, и его изображение увековечено на нынешней статуе «Мистера Олимпии», самого крупного и главного турнира по бодибилдингу.
Первое в истории соревнование по бодибилдингу, организованное в 1891 году и названное «Великим шоу», было разработано и продвигалось никем иным, как также Юджином. После популяризации бодибилдинга с помощью частных «выставок силы и позирования», а именно так они назывались в Европе и Америке, 34-летний Сэндоу после трех лет планирования решил, что время пришло. Он предоставил всем студентам в Великобритании возможность продемонстрировать свое телосложение на соревнованиях с полным составом судейской коллегии и платной аудиторией. Конкурс был объявлен за три года до его проведения в первом выпуске журнала «Sandow», чтобы способствовать дальнейшему распространению физической демонстрации и гордости за свое телосложение. «Чтобы воодушевить тех, кто стремится улучшить свое телосложение», – такое было сделано заявление. Многие энтузиасты восприняли это близко к сердцу, о чем свидетельствует большая явка участников и аншлаг в 2000 году. Общий призовой фонд составил 1000 гиней, что на текущий момент составляет более 5000 долларов. Первое место получил эквивалент 2500 долларов и золотую статуэтку Сандова, а второе и третье места – серебряную и бронзовую статуэтки соответственно. В 1901 году в Королевском Альберт-холле в Англии прошли первые соревнования по бодибилдингу. Чтобы принять участие в этих соревнованиях, все участники сначала должны были пройти отбор в меньших региональных соревнованиях. Система оказалась не только жизнеспособной, но и очень перспективной, и в субботу, 14 сентября 1901 года, английский Королевский Альберт-холл был переполнен зрителями и участниками. Юджин Сэндоу предложил различные спортивные зрелища в качестве предсоревновательного развлечения. Эти представления включали борьбу, гимнастику и фехтование, а по их завершении на сцену вышли настоящие бодибилдеры. Бодибилдеры, которых было 60, прошли в такт собственной композиции Сандова «Марш спортсменов», надев необходимые костюмы: черные колготки, черный жокейский пояс и шкуры леопарда. Что касается телосложения, неискушенная публика была очень впечатлена. Один журналист заметил: «Стоять в рядах этих мужчин – это большая честь». Критерии судейства были строгими, и Сэндоу ясно дал понять, что баллы будут начисляться не только за максимальный размер мышц, но и за другие такие качества, такие как позирование и артистизм. В самом деле, Сэндоу стремился к симметрично-равномерному развитию – качества, которые, по мнению многих, сегодня упускаются из виду в современном бодибилдинге. Человеком, который по оценкам обладал правильным сочетанием всех этих качеств, был Уильям Л. Мюррей из Ноттингема, Великобритания, который забрал домой золото и титул победителя первого в мире большого соревнования по бодибилдингу. После этого конкурса культура бодибилдинга получила все большее распространение. Многие предприниматели ухватились за понятие физического развития и начали распространять его в массы, предоставлять оборудование и литературу по бодибилдингу. Бернар Макфадден, которого стали называть отцом физической культуры, продал свой популярный «расширитель грудной клетки» и стал одним из величайших физических лиц начала XX века. Он опубликовал один из первых журналов по бодибилдингу, «Physical Culture», и в итоге стал самым успешным издателем журнала за всю историю. К концу 1920-х годов штанги, гантели и различные другие тренажеры были проданы по всему миру, поскольку широкая публика все больше осознавала важность силы и нахождения в хорошей физической форме. Знаменитые бодибилдеры становились все более известными, и соревнования по бодибилдингу проводились часто. Бодибилдинг наконец освободился от ассоциации с тяжелой атлетикой и, приобретя цель стать сильнее, стал для многих самостоятельным видом спорта. По мере того, как движение бодибилдинга прогрессировало в 1930-е годы, его приверженцы становились все более заинтересованными в развитии сбалансированного телосложения и сжигании жира по мере развития методов тренировок и новых разработок в области тренажеров. И вот наконец пришли 30-е годы, они были началом того, что с любовью называют «золотым» веком бодибилдинга, когда тренажерные залы и связанные с ними практики групповых тренировок и позирования перед зеркалами стали обычным явлением среди посетителей тренажерного зала. На побережье США штата Калифорнии тяжелая атлетика на берегу моря стала популярной как среди любителей, так и среди профессиональных бодибилдеров. Самая известная из таких групп находилась в Санта-Монике и называлась «Muscle Beach». Соревнования по бодибилдингу стали проводиться еще чаще, после того, как AAU (Спортивный союз любителей) в 1939 году учредил соревнование «Мистер Америка», участники которого, хотя и не были строго бодибилдерами, должны были демонстрировать спортивные навыки и развитую эстетичную физическую форму. Этим участникам посоветовали набрать наилучшую возможную форму, чтобы увеличить свои шансы на победу, и чем больше они тренировались специально для улучшения своего тела, тем больший акцент делался на силовых тренировках. К 1940 году состоялось первое современное соревнование по бодибилдингу, «Мистер Америка». Его выиграл Джон Гримек, как и соревнование в следующем году. Джон Гримек, не имевший аналогов в развитии мускулатуры до того момента, стал катализатором нового направления в физическом совершенствовании. По мере того, как бодибилдинг становился все более популярным, качество телосложения улучшалось. Клэнси Росс и Стив Ривз, обладая, возможно, более впечатляющим телосложением, чем Гримек, оставили свой след в 40-х годах. Росс выиграл «Мистер Америка» в 1945 году, и многие считают, что он был первым современным бодибилдером, хотя в то время многие все еще относились к бодибилдингу со скепсисом. Тем не менее, Стив Ривз продолжил популяризацию бодибилдинга, в том числе благодаря своей внешности кинозвезды и идеально сложенному телу. В конце концов, Ривз стал уважаемым бодибилдером всех времен, после победы на таких чемпионатах как «Мистер Америка» и «Мистер Вселенная» (другое крупное соревнование, возникшее в свете успеха «Мистера Америка»). Он стал одной из первых героических кинозвезд, собрав тысячи фанатов. Другие бодибилдеры, такие как Рег Парк, последовали примеру Ривза и стали великими чемпионами.
Бодибилдинг действительно развивался быстрыми темпами: IFBB (Международная федерация бодибилдеров) была основана Беном Вейдером в 1946 году, а NABBA (Национальная ассоциация культуристов-любителей) была создана в Англии в 1950 году. Именно этими организациями были проведены первые масштабные соревнования по бодибилдингу: «Мистер Олимпия» в 1965 году IFBB и «Мистер Вселенная» в 1950 году NABBA. Культовые 1960-е стали периодом, в котором оставил свой след самый влиятельный бодибилдер всех времен. Арнольд Шварценеггер победил Денниса Тинерено за титул «Мистер Америка» в 1967 году и сразу же стал доминировать в международных соревнованиях. Он выигрывал «Мистер Вселенная» пять раз и «Мистер Олимпия» семь раз. Первым в «Мистере Олимпия» в 1965 году выиграл Ларри Скотт, он же снова победил в 66-м. Эстетичный Серхио Олива побеждал в 1967, 1968 и 1969 годах. Арнольд Шварценеггер закрепил за собой место бодибилдера номер один в мире, выиграя «Мистер Олимпию» в течение следующих пяти лет и снова в 1980 году. Он также покорил мир кино, став звездой Голливуда. По мере роста популярности бодибилдинга в 1970-х годах, Арнольд и другие суперзвезды, такие как трехкратный победитель Мистера Олимпии Фрэнк Зейн, Дэйв Дрейпер и Майк Ментцер, стали именами нарицательными. Киноиндустрия специально ориентировалась на мускулистых актеров, такова была конкурентоспособность этого типа телосложения. По мере того, как мускулистое тело становилось все более желанным, спортивные залы набирали обороты, и индустрия в целом становилась более масштабной и влиятельной на спортивном рынке. В 1970-х годах IFBB стала доминирующей организацией по бодибилдингу. К концу этого периода IFBB состояла из более чем 100 стран-участниц и стала шестой по величине спортивной федерацией в мире. Бодибилдинг считался официальным и законным видом спорта, он стал многомиллиардной индустрией и нашел приверженцев во всех основных странах. К 1980-м годам бодибилдинг стал популярным видом спорта с большой популярностью среди спортсменов. Кинозвезды и спортсмены из многих видов спорта все чаще использовали методики бодибилдинга для повышения своей конкурентоспособности и производительности. Такие актеры, как Сильвестр Сталлоне и Чак Норрис, стали заметно мускулистее, как, например, спортсмены Бен Джонсон и Карл Льюис. Тренировки с отягощениями и диета, занимающие центральное место в культуре бодибилдинга, были открыто приняты обществом для повышения профиля и производительности. Соревновательные бодибилдеры также становились более мускулистыми, поскольку растущий акцент на размерах диктовал более экстремальный подход к физическому развитию.
Как было сказано ранее, люди использовали методики, основанные на принципах бодибилдинга, для улучшения своей физической формы как минимум 1500 лет назад, даже не подозревая этого. Но физические упражнения из бодибилдинга, или же, как их называли, «упражнения с сопротивлением», впервые были целенаправленно использованы для улучшения непосредственно качества здоровья человека только лишь в XX веке. Система физических упражнений была разработана и использована врачом армии США, Томасом Делормом, чтобы помочь выздоровлению раненого военнослужащего контингента и больных полиомиелитом. Идея была очень проста, но от этого не менее эффективна: человек поднимает вес, в соответствии с установленной программой и техникой, а когда после проведения определенного количества тренировочных сессий он станет для него легким, увеличивает вес снова, и так далее. Доктор Томас Делорм, сам того не подозревая, начал использовать главные принципы методик бодибилдинга, а именно: принцип мышечной перегрузки и принцип периодизации тренировочного процесса. Человек повторяет этот процесс снова и снова, и это приводит к значительному увеличению силы и мышечной массы. Это связанно с тем, что мышца адаптируется к нагрузке, чтобы справляться с более тяжелыми нагрузками в следующий раз. Благодаря этому открытию XX века, в наше время в современном бодибилдинге и медицинских техниках по реабилитологии присутствует теперь очень хорошее представление о том, как улучшить мышечную массу и силу.
Рост мышц с прогрессивной нагрузкой упражнений с отягощениями – хороший пример того, насколько легко адаптируются наши скелетные мышцы. Часть механизма роста мышц – это процесс, называемый синтезом белка. Мышцы растут за счет увеличения скорости производства белков, поскольку мышцы состоят из тех же белков. Более того, мышцы, которые были подвергнуты упражнениям с отягощениями, увеличивают скорость синтеза белка больше, чем мышцы после каждого приема пищи, в течение как минимум 48 часов. Эта информация полезна и важна не только для бодибилдеров, она также говорит нам кое-что полезное о патологической потере мышечной массы.
Анаболические стероиды, также сначала были использованы для медицинских целях, но вскоре их начали использовать в 60-х годах, и их использование, соответственно, увеличивалось по мере роста популярности бодибилдинга. Призовые деньги, спонсорство и поддержка росли вместе с развитием индустрии бодибилдинга и стали основным мотивирующим фактором для многих, вступающих в спорт. Общая тенденция эстетики и баланса уступила место подходу по принципу «масса любой ценой». Хотя стероиды использовались до 80-х годов, объединение различных типов стероидов (с использованием более чем одного одновременно) и использование опасных гормонов роста и инсулина становились обычным явлением по мере того, как 80-е подходили к концу. Любители и профессионалы вовлекались в эту тревожную тенденцию с намерением заявить о себе и повысить свой потенциал, индустрия начинала набирать все большие обороты. Действительно, с увеличением числа соревнующихся бодибилдеров конкуренция среди этих спортсменов возросла. По мере приближения 90-х, качество телосложения улучшалось благодаря достижениям в методах тренировок, диетических стратегиях и фармакологических средств. 1980-е стали свидетелями взлета Ли Хейни, который выиграл семь наград «Мистер Олимпия». Его телосложение – около 240 фунтов (108 килограмм) – превосходило телосложение любого другого бодибилдера до этого момента. К 1980-м годам кинозвезды и спортсмены из многих видов спорта все чаще использовали методы и принципы бодибилдинга, чтобы повысить свою конкурентоспособность и результативность. Период 1990-х действительно можно было определить как эпоху, когда бодибилдеры продемонстрировали невообразимый рывок вперед, в плане мышечной массы. Дориан Йейтс выиграл пять наград «Мистер Олимпия» в период с 1992 по 1997 год и задал новую планку в весе – 265 фунтов (125 кг). Фактически все профессиональные бодибилдеры той эпохи демонстрировали совершенно иное, более массивное телосложение по сравнению с 1980-ми годами, поскольку среди них преобладало использование экстремальных практик. И как раз тогда, когда все подумали, что Дориан Йейтс изменил определение массивного телосложения, появился человек, который превзошел его как минимум на 20 фунтов или же 10 килограмм. Бодибилдер Ронни Колеман обычно соревновался в весе около 290 фунтов и вывел соревновательное телосложение за пределы того, что еще 10 лет назад считалось невозможным. Соперники Джей Катлер и Декстер Джексон также соревновались на световые годы впереди всего, что было замечено в 80-х и 90-х годах. Легендарный бодибилдер Арнольд Шварценеггер играл активную роль в развитии бодибилдинга на протяжении 90-х годов и позже. Он начал продвигать чемпионат Арнольда Шварценеггера по классическому бодибилдингу в 1989 году – соревнование, которое постепенно включало другие связанные с фитнесом мероприятия, чтобы стать одним из самых популярных спортивных событий в мире. В 1990-х Арнольд стал председателем Президентского совета по фитнесу и использовал связанные с бодибилдингом практики, чтобы вдохновить всемирную публику стать спортивной и активной. Бодибилдинг также стал популяризироваться благодаря различным публикациям в средствах массовой информации, в первую очередь «Muscle and Fitness» (появившимся из публикации 1960-х годов «Muscle» «Builder» and «Power»), появившейся на трибунах в 1980 году, и его ответвлению, журналу «Flex», выпущенному в 1983 году. В 2004 году Арнольд Шварценеггер стал исполнительным редактором «Muscle and Fitness» и «Flex Magazine», журналов, на обложках которых он появлялся тридцать и двадцать раз соответственно. Телеканалы и другие СМИ по всему миру воспользовались возможностью извлечь выгоду из успеха бодибилдинга. Турнир «Мистер Олимпия» транслировался с оплатой за просмотр, в то время, как программы, пропагандирующие образ жизни бодибилдера, такие как шоу Кори Эверсона на ESPN, набирали обороты. В Интернете появилось множество тысяч сайтов по бодибилдингу, многие из которых созданы очень профессионально, и у них есть подписчики по всему миру. Веб-сайт «Bodybuilding.com» считается, вероятно, крупнейшим и лучшим из них, с тысячами статей и информацией по всем аспектам спорта. Бодибилдинг явно прошел долгий путь с момента своего зарождения в начале 1890-х годов. Нельзя отрицать его популярность, он будет продолжать развиваться, если сохранятся нынешние темпы роста. Тем не менее, с увеличением числа профессиональных шоу в сочетании с доступностью все большего количества фармакологических препаратов для повышения физических возможностей бодибилдинг, вероятно, будет продолжать характеризоваться как спорт, выходящий за рамки физических возможностей. С другой стороны, в любительском бодибилдинге также растет «натуральное» движение, в котором участники соревнуются без потенциально вредных веществ и получают соответствующие преимущества для здоровья. В конечном счете, тренировки с отягощениями и сбалансированное питание, которые являются ключевыми для успеха в бодибилдинге на всех уровнях, улучшают жизнь многих людей. В этом отношении бодибилдинг можно рассматривать в положительном свете, как полезный вид спорта. Что касается соревнований, многие бодибилдеры продолжают употреблять фармакологию, чтобы повысить свои шансы на победу. Что касается будущего спорта, покажет только время.