Найти тему
Русичи

Почему протесты в Казахстане быстро скатились в хаос? Теория пассионарности дает объяснение

Если в России теория этногенеза Льва Гумилева является крайне дискуссионной и большинством ученых не признается, то в Казахстане у нее поклонников намного больше. Недаром в Астане, то есть, простите, в Нур-Султане, существует Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева.

Тем любопытнее приложить к текущим событиям в этой среднеазиатской республике инструменты пассионарной теории и посмотреть, на каком этапе находится сам казахский этнос.

Хороших новостей для самостийности казахов, если верить гумилевской логике, нет. Да, народ как таковой начал складываться довольно поздно - только с XV века. Но это не значит, что он молод и находится в самом начале своего взлета. Этнический субстрат его ведет свою историю от пассионарного толчка, который случился еще в X веке и предопределил последующую бурную историю Великой Степи.

Давайте заглянем в статью "Сумерки на голубом небе: Казахстан и "евразийские" легенды" Вячеслава Ермолаева, кандидата географических наук, одного из учеников Льва Гумилева. Он пишет следующее:

"В этносоциальную систему Российской Империи казахи вошли довольно поздно - в середине XVIII в. Но и раньше того казахский народ не существовал изолированно. Территория современной Республики Казахстан целиком перекрывается землями т.н. "улуса Джучиева" и Джагатайского улуса, то есть политически независимых фрагментов "евразийского" суперэтноса, порожденного пассионарным толчком X века в Монголии и Маньчжурии. В этническом смысле казахский народ был и остается элементом "Великой Степи".

Что это означает? Это означает, что в состав России казахи вошли, уже изрядно растеряв свою пассионарность, как раз на излете инерционной фазы. А в XXI веке и вовсе приблизились к финальному этапу - фазе обскурации. События "газового майдана" это подтверждают.

-2

Напомним, что в фазе обскурации, согласно теории Гумилева, в этносе повышается процентное соотношение субпассионариев. То есть горизонт планирования сужается до критического минимума, на первый план выходят инстинкты. Субпассионарии живут одним днем и руководствуются личными эмоциями.

Поэтому протесты, социальные причины которых неоспоримы, быстро скатываются в погромы и хаос. Казахский майдан удивил именно этим - стремительным перерождением социальных требований в банальный грабеж и мародерство. В соседней Киргизии, которая находится на той же самой фазе этногенеза, мы видели схожую картину в процессе каждой из недавних революций.

Что касается великорусского этноса, то он, по Гумилеву, родился после пассионарного толчка XIII века, то есть моложе лет на триста. Сейчас мы вступаем в инерционную фазу, а до обскурации доберемся примерно в 24-м веке. Впрочем, к тому времени геополитическая ситуация вокруг нас в любом случае кардинально поменяется.

Другие статьи на эту тему читайте в нашем цикле #русь_пассионарная

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: "Русичи". И ждем вас в Телеграме