Алиса и букинист. Россия, 1992. Режиссер Алексей Рудаков. Сценарист Андрей Дмитриев. Актеры: Ольга Дроздова, Дмитрий Певцов, Лев Борисов, Сергей Газаров и др.
...Противный бандит на протяжении часа с лишним экранного времени безуспешно пытается лишить главного героя фильма «Алиса и букинист» старинной библиотеки и даже засылает к нему красавицу-шпионку...
Неинтересный фильм с неинтересными героями. Наверное, так можно в одной фразе отрецензировать эту претенциозную притчу, в которой в промежутках между глубокомысленными монологами букиниста операторская камера в перепадах света и тени снимает некое неуютное жилище с потрескавшимися стенами и мокрыми пятнами на потолке...
Александр Федоров
Алые паруса. СССР, 1961.Режиссер Александр Птушко. Сценаристы Алексей Нагорный, Александр Юровский (по одноименному произведению Александра Грина). Актеры: Анастасия Вертинская, Василий Лановой, Елена Черемшанова, Александр Лупенко, Иван Переверзев, Сергей Мартинсон, Николай Волков, Олег Анофриев, Александр Хвыля, Григорий Шпигель, Павел Массальский, Зоя Фёдорова, Эммануил Геллер и др. 22,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Романтическая феерия Александра Грина в трактовке одного из главных сказочников отечественного экрана Александра Птушко лишилась своей воздушно-зыбкой атмосферы и превратилась в сентиментальную мелодраму. В свое время картину ругали и за слишком яркий, «базарный» цвет, и за тяжеловесность игры многих актеров второго плана, и за прямолинейность режиссерских ходов.
Но самым строгим судьей для фильма стала вдова Александра Грина – Нина Грин (1994–1970), которая в своем письме от 2.09.1961 писала об экранизации «Алых парусов» так: «Какая гадость сделана Птушко из «Алых парусов»! Позавчера видела их в Алуште. Скорблю. И радуюсь, что печать отмечает бездарность постановки» (Грин, 1961).
Но при всем том нельзя не признать: выбор юной Анастасии Вертинской на роль Ассоль, ждущей своего прекрасного принца на корабле с алыми парусами, оказался, что называется, «в десятку». Неординарная внешность, хрупкость стана, пластичность в сочетании с лучезарной улыбкой придавали Вертинской неподражаемое очарование, покорявшее аудиторию от мала до велика...
Кроме того, не стоит забывать и об известном «эффекте компенсации». С помощью вечных сюжетов о «Золушках» искусство всегда давало шанс человеку, лишенному верной любви, материального благополучия и прочих земных благ, хоть на какое-то время обрести это с помощью романа, спектакля или фильма... Так что с этой точки зрения зрительский успех «Алых парусов» был, по-моему, не случайным...
Александр Федоров