В этот период происходят глобальные изменения в теле и психике ребенка:
1. происходит половое созревание, меняется гормональный фон, идет его перестройка. В связи с этим эмоциональный фон становится нестабильным, часты резкие смены настроения. С телом ребенка начинают происходить серьезные изменения, просыпается половое влечение. Эти изменения могут пугать подростка, чем усугубляя его переживания. В связи с физическими изменениями подростку нужно осознать и принять свое новое Я. Вчерашний мальчик должен осознать себя юношей, подготовиться к тому, чтобы стать мужчиной. У девочек аналогичная ситуация.
2. в мозге тоже происходят трансформация – развиваются лимбическая система и префронтальная кора. Лимбическая система отвечает за формирование эмоций и развивается очень активно. В ней находится центр удовольствия, который играет важную роль при половом возбуждении, алкогольном и наркотическом опьянении. А вот префронтальная кора, которая курирует саморегуляцию и определяет социальное поведение, отстает в развитии. Поэтому зачастую подросток идет на поводу у своих эмоций и центра удовольствий, не понимая последствия и не имея возможности их спрогнозировать.
3. именно в подростковом возрасте формируются способность рассчитать наперед последствия своих поступков, способность планировать и задаваться целью, способность опираться на свои представления и ценности, не зависимо от эмоций.
4. в психическом развитии происходят другие серьезные перемены. На первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками(т.е. общении, основанном на личных симпатиях, на взаимном доверии). Это общение способствует тому, что подросток осознает сам себя, переосмысляет систему ценностей, усваивает социальные нормы, сопоставляет себя с другими.
5. особенно важным становится принадлежность к группе сверстников, принятие и ободрение этой группой. Если одобрения нет, то подросток будет делать все, чтобы его получить. Если происходит отвержение группой, то это переживается подростком, как катастрофа. В связи с этим, очень силен страх одиночества, страх быть отвергнутым.
6. формируются самосознание, мировоззрение и самоопределение. В этот период он начинает ощущать себя индивидуальностью, формирует и осмысляет свои жизненные планы, ищет свое место в обществе и свое предназначение в жизни. Это явление также называют кризисом идентичности.
7. развивается рефлексивное мышление, т.е. подросток начинает осмыслять происходящее, формировать к нему отношение, прислушиваясь к своим чувствам.
Ключевым кризисным противоречием становится убежденность подростка в том, что он уже взрослый, и нежеланием родителей и учителей считаться с этим. В чем это проявляется?
- в желании быть на равных с родителями и другими взрослыми,
- в стремлении самостоятельно принимать решения,
- в жестком отстаивании своих личных границ при вмешательстве взрослых,
- в критичном отношении к бывшим авторитетам (родителям, учителям), сомнения в адекватности их требований,
- в гипертрофированной потребности в свободе,
- в противоречивой потребности ощущать поддержку со стороны взрослых.
Большинство родителей и учителей воспринимают все эти потребности и особенности подростков «в штыки», именно поэтому так распространены конфликты между ними.
Таким образом, можно заключить, что подросток – это нестабильно меняющаяся личность, которая полна страхов и тревог, неприятных ощущений, саморефлексии, постоянно борющаяся со старшими за независимость, но при этом глубоко уязвимая и нуждающаяся в поддержке взрослых и принятии сверстников.
Суть переходного возраста заключается в том, чтобы осуществить переход из детства во взрослую жизнь, научиться быть взрослым. Поэтому задача родителей состоит именно в том, чтобы помочь в этом подростку, а не в том, чтобы «закрутить все гайки» и привязать к себе. В следующих статьях я буду подробно рассказывать о том, как выстраивать отношения с подростком и помогать, а не контролировать.