Однажды Надежде Константиновне Крупской, которая действительно была хорошим педагогом, пришло письмо от учителя из Белоруссии. Учитель спрашивал совета, как лучше воспитывать сына - мальчика одаренного, даже талантливого. Как талант развить, а не загубить?..
Родительский невроз "недодать" образования присутствовал во все времена, но охватывал раньше в основном интеллигенцию и высшие слои. Остальным было некогда. Работать надо было. Кормить-поить, одевать-лечить.
Родителей, загруженных производительным трудом, в общем-то устраивали хорошие оценки,отсутствие замечаний в школе и посильная помощь по дому. Учится ребенок хорошо - молодец, поступит в вуз, инженером станет. Похуже - училищ вон сколько. Хочешь - будешь токарем, хочешь - пекарем. Все работы хороши, выбирай на вкус.
Значительно позже родительская армия встрепенулась и понеслась искать репетиторов по английскому, чудо-преподавателей музыки и гениальных тренеров по фигурному катанию. Сравнительное измерение успехов ребенка ограничивалось кругом общения - друзья родителей, одноклассники ребенка, товарищи по секции. Тут тоже было всякое, но было оно тихим и не публичным. Изредка появлялись чудо-вундеркинды, поющие хрустальными голосами в хоре Детского радио и телевидения или мощно играющие в шахматы, да какая-нибудь Елена Водорезова стремительно проносилась по звездному небосводу.
После соответствующих телепередач родители из "приличных" и городских штурмовали те или иные кружки, школы и секции и опять наступала тишина.
Но - всё изменилось с расцветом рынка и интернета. Дети стали приносить дивиденды. "Самые красивые девочки России" и поющие мальчики оказались в системе жесткой конкуренции. Надо было выращивать ещё более красивых и одаренных.
У родителей детей обычных в общем-то тоже без невроза не обошлось. Расцвет платного образования заставляет покрываться нормального родителя холодным потом. Потому что куда хочется - там очень дорого, а куда можется - туда не хочется. "Если не будешь учиться - то всё!!!" рефрен каждой второй семьи. Не поступишь, не найдешь работу, не выйдешь замуж, окажешься под мостом на теплотрассе и всё!!!
На этом фоне общего беспокойства с оттенком безнадёжности (будем честными - далеко не каждый ребенок маленький гений) скандал с девочкой Алисой выглядит особенно печально. Возникает ощущение, что родительское "надо развиваться" совершенно затерло личность. Вот эту уникальность каждого человека, которая формируется через опыт, который проходит человек и через то, как человек на этот опыт реагирует. Сам. Проявляя чувства. Проживая.
Так вот, о Крупской. Что бы там о неё не писали, а тётка она была очень здравомыслящая. И вот она пишет ответ:
"Уважаемый товарищ, Вы правы. - Вам надо особо бережно отнестись к своему сыну."
Эээй, вы слышите - БЕРЕЖНО. Дети - они хрупкие. Они ломаются так. что потом годы ищут психотерапевта, который склеил бы хоть что-то...
"Не повторяйте ему, что он особо талантливый мальчик".
Почему? Родительское повторение "ты особенный" может дать обратный эффект. Хороший и любящий родителей ребенок будет придавлен грузом ответственности, а если не потянет объем родительских амбиций - грузом вины. Вплоть до клиники неврозов или попытки съесть упаковку бабушкиных таблеток от бессонницы. Просто потому что хорошая девочка, гордость школы и родителей умудрилась на почве постоянного переутомления написать контрольную на четверку. (Увы, это реальная история). Поддержка и одобрение - это не восхваление и возвеличивание, здесь есть принципиальная разница.
Ребенка с раздутым эго захваливание родителями приведет к неадекватной оценке собственных возможностей и к моральному краху при столкновении с идеальной картинкой "я вундеркинд" в голове и требованиями школы и общества. Впрочем, крах ждет и родителя. Это вообще очень удобная позиция - "Мой ребенок гений, а эти бездари его затирают. Они некомпетентны и нетолерантны". А дальше ребенок или продолжает верить в свою гениальность (а как иначе - во-первых, это говорят родители, а они лучше знают, а во-вторых - это же очень приятно - быть особенным) или раскол между желаемым и действительным постепенно превращается из трещинки в Большой Каньон.
"Не заниматься с ним усиленно, не давать перескакивать через классы, пусть учится с ребятами своего возраста".
Физиология и психология во времена Крупской ещё не получили такого развития как сейчас, но великая практика педагогической деятельности даёт важное понимание - ребенок может усвоить (не зазубрить!) только то, что усвоить может. Есть сейчас такое понятие - присвоение знаний. Имеется в виду тут вот что - получая теорию, мы всегда приспосабливаем её к себе. Ну вот например - переписать статью Юнга, Выготского, Зейгарник или Фромма может и пятиклассник. Кое-что он может даже понять. Немножко совсем. Но взрослый-то, конспектируя, выделяет главное. Он уже анализирует и приспосабливает прочитанное к себе. Мысленно спорит или соглашается. То есть воспринимает критично, отсеивая что-то важное для себя. Но взрослый-то имеет колоссальный социальный опыт. Ему есть, с чем сравнивать. Он прикладывает теорию к практике и практику к теории. И перескочить через этот этап невозможно.
Есть ведь ещё и такая штука, которую не видят не то, чтобы родители, но и часто педагоги - мозг развивается своим путём. Медленно или скачками. И тут масса вариантов, что на это развитие повлияет. Генетика, социальная среда, доступ к знаниям, интерес, тренировка. Ребенка с косолапостью не будут учить балету. Ученица с крохотной ладошкой и коротенькими пальчиками будет сильно ограничена в диапазоне исполняемых произведений, если она учится в классе фортепиано, даже при абсолютном слухе и редкой музыкальности. Это очевидно. Но большинство взрослых свято уверено в том, что если "не лениться", то в интеллектуальной сфере можно освоить всё и даже больше.
Понимаете, если ваш ребенок даёт скачок в точных науках, далеко обгоняя одноклассников - ну пусть он учит гуманитарные наравне со всеми. Тоже ведь надо, а? Думаю, что про левое и правое полушарие нынче уже слышали все? А есть ещё нейронные связи. И прочие объективные законы возрастного формирования мозга. Системное мышление не может быть у трёхлетки. В 12 лет невозможно написать "Войну и мир".
"Что надо делать. Во-первых, окружить его товарищеской средой, втянуть в общественную работу - помогать отстающим товарищам в учебе, читать малограмотным, вовлечь в самостоятельную работу - писать дневники, простенькие сочинения, придумывать задачи из окружающей жизни. Давать побольше поручений, где он мог бы применить свои знания".
Вот он, этот самый опыт взаимодействия с жизнью. И его не перескочить.
Есть такое понятие в педагогике и детской психологии - ведущая деятельность. Детям говорят всё время - твоё главное дело - учёба!!! А психологи знают, что ведущая деятельность в подростковом возрасте - общение. Качественное и разнообразное. С дружеской поддержкой, ссорами, глупыми историями, хохоталками, беготней, слезами и примирениями. Первыми влюблённостями, разочарованиями, ревностью и касаниями. Эмоциональный интеллект - часть нашей психики. Нормальной психики, заметьте.
Опыт показал, что родители перегружают своих детей формальными знаниями и с годами талантливость их стирается, а в худшем случае ребята заболевают.
Сейчас почему-то забыли на всех уровнях, что качественная работа возможна только при качественном отдыхе. Переключении с умственного на физическое и наоборот.
Ну представьте, что ваш ребенок - гениальный легкоатлет. Бегает быстро, прыгает высоко. Вот пришел он с тренировки, а вы ему: "Сколько пробежал? А за сколько? А почему не на три минуты быстрее? Ну-ка быстренько во двор и перебеги так, как положено!!!" Тут любой человек-родитель понимает, что физические возможности ограничены. Если отработал положенное время - дай организму восстановиться. Почему многие не принимают то, что мозгу надо так же восстанавливаться? Не доходит. Страх социального поражения сильнее. И вконец одуревшие дети, вернувшись домой от третьего репетитора садятся за три письменных, три устных и надо хотя бы начать реферат, потому что иначе не успеть.
Вы заметили, что из магазинов пропали дети, которых отправили за молоком или хлебом? Во дворах возятся только дошкольники под присмотром мам и бабушек. И только в каникулы можно увидеть изредка друзей-приятелей у турника...
"Мне всегда хочется защищать "талантливых", "особо одаренных" ребят от родителей, которые, гордясь ребятами, забывают, что надо сделать так, чтобы жизнь ребят была содержательнее, полнее, чтобы не было духовного одиночества, самомнения. Ребята имеют, ведь, право на счастье"
Только вот что такое счастье ребенку часто не дают понять самому.
Династия врачей не понимает, что для сына и внука важно рисовать. Что это то, что наполняет счастьем даже тогда, когда разорванный лист летит в угол - "не получается!" "И что, на Невском будешь потом с картинками стоять?" - хватается за сердце бабушка-гастроэнтеролог-"её-весь-Ленинград-знал". И Вася зубрит ненавистную химию, а на уроках биологии рассеянно перерисовывает на листочке шимпанзе из учебника.
Что такое счастье? Как часто родители уверены в своем знании пределов возможностей и картинке "счастливого будущего" ребенка. А девочка-мальчик? "Да что они понимают, вот мы жизнь прожили!" Но почему в таком случае родители тащат детей в своё несбывшееся счастье? Почему несчастливые - решают за тех, кто ещё ничего не знает об этом мире?
Я не знаю. Мне кажется - дело родителей дать возможности ИСКАТЬ. Пробовать. Находить. И даже отказываться от найденного, когда оно становится тесным. И - самое страшное - дать детям возможность прожить свою собственную жизнь. Не обрекая детей на одиночество непонимания, а поддерживая. Не запихивая в узкую колею, а давая атлас дорог...
#семья #образование #дети #надежда крупская #психология #одаренность