Найти тему

"Чернобыль", или Мелодрама вместо трагедии

История аварии на Чернобыльской АЭС - это история боли и славы. Боли людей, потерявших близких, имущество и здоровье, и славы тех, кто, рискуя жизнью, работал над ликвидацией последствий аварии. Снимать фильм об этих событиях сложно, потому что придется балансировать между слезами и пафосом. Д. Козловский, взявший на себя такую ответственность, решил проблему по-своему: он снял мелодраму.

Огромное количество времени в его фильме "Чернобыль" посвящено не катастрофе, не подвигу ликвидаторов, а отношениям Алексея Карпушина, Ольги Савостиной (его бывшей возлюбленной) и их 10-летнего сына, о котором Алексей много лет не знал. Поэтому зрители, пришедшие на фильм о трагедии или же в крайнем случае на фильм- катастрофу, нередко пребывали в недоумении: вместо этого они получили слезливую мелодраму, на которую никак не рассчитывали. Еще понятно, если бы картина называлась "Потерянная и обретенная любовь в Припяти" или "Любови и слезы во время катастрофы". Но нет, фильм называется просто "Чернобыль", что явно намекает именно на рассказ об аварии, а не повествование о матери-одиночке и ее бывшем возлюбленном. То есть, налицо несоответствие между ожиданием и действительностью.

Анексей (Д. Козловский) и Ольга (О. Акиньшина).
Анексей (Д. Козловский) и Ольга (О. Акиньшина).

Режиссура фильма откровенно слаба. Козловский - хороший актер, но режиссура - явно не его стезя. Диалоги никакие, фильм затянут, мелодрамы слишком много для фильма-катастрофы, катастрофы слишком много для мелодрамы. Такое впечатление, что кинематографисты никак не могли определиться, что они вообще снимают, и получилось не два, не полтора.

-3

Кроме того, Козловский, сыгравший главную роль, слишком сильно тянет одеяло на себя. Его чересчур много. Лента смотрелась гораздо выигрышнее, если бы были рассказаны три истории о ликвидаторах с тремя разными мотивациями (пожарный Алексей, инженер Валерий, водолаз Борис). Но два персонажа оказались эпизодическими, на первое место все время вылезает Алексей, мозоля глаза зрителям. И зря, потому что как раз Валерий (Ф. Авдеев) и Борис (Н. Козак) оказались живыми интересными героями со своими взглядами на происходящее. Актеры, сыгравшие их, менее известны и в данном случае это был огромный плюс.

Валерий (Ф. Авдеев).
Валерий (Ф. Авдеев).

К сожалению, кинематографисты нередко считают зрителей баранами, которые ходят в кино исключительно на любимых кинозвезд. Поэтому мы видим на экране Акиньшину, Козловского, Петренко, Матвеева, Боярскую и еще нескольких актеров. Они неплохие актеры. Но есть еще куча других. И вот как раз для фильма о Чернобыле надо было брать не слишком раскрученных, чтобы зритель видел людей, а не звезд. С массовкой это получилось. Со второстепенными героями - тоже. Но главные герои "Чернобыля", - это Данила Козловский, известный артист, и Оксана Акиньшина, популярная актриса. А вовсе не люди 1980-х.

-5

Плюсы у фильма, конечно, есть. В нем достаточно неплохо воссоздана реальность 35-летней давности: квартиры, автобусы, одежда, прически. Всё остальное сделано по принципу "Хотели как лучше..." Причем, что интересно, очень плохи даже некоторые чисто технические вещи. Например, крайне нечетко говорят актеры, их речь едва-едва разбираешь. Их ли это промах, или тут скверная работа звукооператора, не могу сказать точно, но, похоже, второе.

-6

Еще раз: ликвидаторы, безусловно, заслуживают фильма, рассказывающего об их работе. Но "Чернобыль" - это слабая картина, к сожалению.

Картинки с сайта https://www.kinopoisk.ru/