Найти в Дзене
home-music

Ламповый двухтактный моноблок на кт88, неизменно низкий уровень искажений

В те стародавние времена, когда слушал транзисторный звук, а тяга к лучшему звучанию домашней музыки уже позволила создать хорошую акустику, как-то для проверки ее возможностей знакомый человек попросился приехать со своим усилителем. Привезенный усилитель оказался ламповым двухтактным Лаксменом. В процессе прослушки акустики стало понятно, что мне безумно понравился ламповый звук: роскошный, певучий, детальный, помогающей моим колонкам очень, очень близко извлекать звук так, что он больше походил на натуральный. И появились эмоции от заметного прироста легкости в подаче средних частот. Услышанное, оставив глубокий отпечаток, привело к планированию создания своего лампового усилителя. Этот вопрос был передан моему другу и сподвижнику по звуку – Алексею Лазареву. Инженеру-радиотехнику, специалисту по ламповым устройствам, музыканту и частично звукорежиссеру (этакая крутая смесь). Благо, японский фирменный усилитель остался у нас на время.

Первый ламповый двухтакт на ЕЛ84 собирался поэтапно. Изучение позволило выделить рабочие схемы, бывалые любители накидали массу советов. Их часть была отсеяна из-за отсутствия обоснования. Другая взята на проверку. Приборная аналитика позволила определить схему входного каскада с минимальными искажениями и количеством обертонов. Принято во внимание доступная повторяемость и удобство отстройки для достижения оптимума. Несмотря на проведенные собственные «изыскания», первый вариант усилителя нельзя было назвать музыкальным. Ушли на второй круг перепроверок и поиска.

Второй вариант усилителя уже зазвучал так, что по подаче средних частот стал обгонять японский Лаксмен. Здесь впервые для себя была применена цепь частотно-зависимой обратной связи с регулировкой глубины. Этот прием обеспечил возможность адаптации подачи звука к колонкам и субъективным требованиям. Следующая модель двухтакта на ЕЛ34, повторяя отработанные схемные решения, ушла дальше. При сохранении приборной оптимизации как главного звена, была выполнена проверка многих комплектующих для повышения субъективной оценки качества звука. Следующие модели усилителей были поющими однотактными, небольшой мощности. Бюджетными и совсем не бюджетными, у которых звук уже был роскошным.

Так добрались до апробирования варианта двухтактного усилителя на лампах КТ88. Для данных моноблоков, а поступил именно такой заказ, были выбраны лампы Псване старшей линейки по исполнению. Приборная оптимизация позволила получить неизменно низкий уровень искажений. И возможно короткий тракт. Регулируемая частотно зависимая обратная связь (0-4Дб) стала уже визитной карточкой наших усилителей и удобным аксессуаром для потребителей. Здесь же применен сервисный блок контроля с целым рядом функций: плавная подача анодного напряжения для продления ресурса ламп, постоянный мониторинг и поддержание заданных режимов выходных ламп, защита при выходе из строя одной из ламп, адаптация параметров ламп неподобранных в пары, что расширяет возможности для потребителя. В сервисном режиме контроллер позволяет строить графические характеристики ламп для оценки их состояния, гибко изменять рабочие параметры и оценивать их влияние на звук конкретной домашней системы. Все сервисные операции проводятся удобным и доступным способом.

Звук усилителей понравился. Мы были немного напряжены, так как усилитель собран на полностью новых компонентах, требовал прогрева, что естественно было слышно, а супруга заказчика имеет академическое музыкальное образование. 

Но, все позади. Спокойны. Наверное уверенность. Усилители сданы и приняты. Получена даже благодарность. Привожу серию фотографий.

-2
-3

Автор: Юрий Кобзарь