Найти в Дзене

Португалия и португальцы. Часть третья

Галина Ицкович продолжает делиться впечатлениями о путешествии в Португалию.

-2

II

Фатима — город, построенный арабами, в котором (по преданию) в 1917 году Дева Мария целых шесть раз являлась трем пастушкам — удивительное постоянство! В Фатиму, неохотно признанную «алтарем мира», ежедневно приезжают, приходят, а на последнем участке проползают на коленях сотни тысяч паломников. Через огромную, в полтора раза больше ватиканской, площадь проложена эта дорожка, по которой ползут самые набожные — или самые отчаявшиеся? Я боюсь толпу, особенно толпу с общей идеей, но здесь царит особый дух и кажется, что все находятся в ожидании. Служба проходит прямо на площади под навесом, на открытом воздухе — это, похоже, мера предосторожности. Вообще в Португалии к профилактическим мерам относятся настолько серьезно, что маски носят даже попрошайки на паперти.

Фатима. Фото Галины Ицкович // Формаслов
Фатима. Фото Галины Ицкович // Формаслов

Но нам пора ехать дальше, не то не попадем в Порту и к вечеру. Вот только пообедаем. В ресторанчике «Тетушка Алис» обедают нобелевские лауреаты и президенты — где еще найдешь такую идеальную соленую треску-бакалао, запеченную с креветками? Тем более что ехать до него семь минут.

Фатима. Фото Галины Ицкович // Формаслов
Фатима. Фото Галины Ицкович // Формаслов

Через три минуты петляния по узким улочкам Фатимы мы делаем неправильный поворот и выскакиваем на магистраль. Теперь до тетушки ехать двадцать семь минут — то есть до ближайшего выхода с магистрали и обратно… Решаем бросить погоню за лучшей в стране треской и намечаем следующую точку вдоль дороги, городишко Кондейша. Вот главная площадь, а там заходите в любой ресторанчик на лучшее в стране блюдо из козленка-кабрито.

Да, кстати, о козленке: еще в самолете я решила наконец-то стать полной и окончательный вегетарианкой. Отказываюсь есть всех тех, у кого когда-либо была мама, за исключением яиц и рыбы. Яйца и рыбу я люблю. А мясо нет. В самолете я съела вегетарианский ужин и была очень довольна своим обращением… ошибка! В морской Португалии едят очень много мяса и готовят его поистине виртуозно. Пришлось отложить переход в вегетарианство до возвращения.

Кондейша прелестна прелестью средневековой окраины, только что обзаведшейся общественной парковкой: туристы сюда не заезжают, машины местных припаркованы около дома, а если и обуяет их популярная нынче охота к перемене мест, на то есть мопед. Но демон ФОМО*, но бацилла массового туризма проникли и сюда. Хотя нет — вот они, горожане, переговариваются через улицу, сидят на площади с чашечками бика. Очень много молодых, но это и неудивительно, университетская Коимбра находится совсем близко, и, возможно, некоторые студенты селятся в непритязательной Кондейше.

На центральной площади. Кондейша // Формаслов
На центральной площади. Кондейша // Формаслов

А вот кабрито нам поесть не удается. Из незаколоченных заведений на главной площади имеется собор, кафе-мороженица, питейное заведение со стульями на тротуаре (и, судя по косым взглядам сидящих вдоль стены мужчин с пивными жестянками, здесь предпочитают обслуживать только «своих») и ателье портного. Все остальное закрыто, похоже, еще с прошлой весны. К счастью, последняя забегаловка в самом дальнем углу площади, несмотря на аскетизм убранства, оказывается, готовит не только сэндвичи-рап с сыром, но и пика пау. Что такое пика пау? Пика пау в переводе означает «дятел»: кусочки мяса и цветной капусты, тушеные в пивной подливке и утыканные зубочистками. Безумно вкусно, особенно с португальским пивом, особенно в промозглый день (а день, начинавшийся так солнечно, уже обернулся ветром и дождем ранней осени).

Кондейшанин // Формаслов
Кондейшанин // Формаслов

Иногда мне кажется, что я смогла бы поселиться в маленьком городишке вроде этого, отстать от поезда жизни, затеряться в складках кармана судьбы. Но я уже знаю, помню по опыту, что все это иллюзии, курьезы дорожного делириума. Я ведь пыталась «затеряться» в Индии, во всяком случае, вызвать в себе это ощущение. Индия с обитателями с легкостью позволяет приезжему потерять себя, собственную идентичность. А вот если ты попытаешься выпасть из пресловутого кармана судьбы в Португалии, португальцы обязательно поднимут тебя и начнут изучать на просвет. Они слишком любопытны для того, чтобы оставить в покое кого бы то ни было; слишком прагматичны для того, чтобы позволить чужаку раствориться. Вот и сейчас — нас изучают даже не глядя, а официант, невзирая на полное отсутствие английского, с помощью жестов пытается узнать, откуда мы и куда, надолго ли в Кондейшу. Поняв, что мы просто остановились пообедать, он сразу же теряет к нам интерес и даже щедрым чаевым радуется как-то вяло. Обригадo**! — и снова по коням, на этот раз с твердым намерением не останавливаться до самого Порту.

_________

*ФОМО — от англ. FOMO, страх пропустить
**Обригадo — спасибо (порт. obrigado)

Продолжение следует...

Португалия и португальцы. Часть первая

Португалия и португальцы. Часть вторая

Читать полностью в журнале "Формаслов"

-7