Найти тему

Что нужно объяснить ребёнку, чтобы он захотел учиться для себя

Беседую с учащимися вторых классов, задаю вопрос, для кого они учатся. Все единогласно заявляют о том, что они это делают для себя. На следующий вопрос: зачем именно они это делают для себя, ответ следует не так быстро.

Вообще, ежедневно общаясь с учащимися начальной школы я чётко научилась определять: те или иные слова, которые произносит ребёнок – это его мнение, или ему внушили эту мысль взрослые.
Ребёнок в этом возрасте является отражением того, что происходит в семье. Пообщавшись с любым из них, можно с точностью определить, какие у него отношения и приблизительно описать каждого из родителей.

Когда мне на тренингах родители задают подобные вопросы, у меня сразу возникает встречный: что значит для себя? Почему мы решили, что ребёнок, особенно младших классов, должен любить учёбу и понимать, что ему учёба в жизни пригодится.

Это как раз задача взрослых, объяснить ребёнку (что немаловажно, не за один раз!), как те знания, которые даются в школе, могут пригодится во взрослой жизни. Но проблема заключается в том, родители сами не всегда понимают, зачем это надо.

На одном из тренингов женщина сказала: «Мы все прекрасно понимаем, что никакие интегралы нам так и не пригодились!»
Задаю вопрос: «Ваш ребёнок слышал эту фразу от вас, хоть раз?»
Далее идут пространные рассуждения о том, что ребёнок должен знать правду и подобные высказывания. Благодаря чему я понимаю: слышал.
По сути ему мы говорим: надо учиться! А сами считаем, что это бесполезно. Будут ли наши сын или дочь делать это с удовольствием и понимать, для чего им это необходимо?

А суть заключается в том, что вся школьная программа рассчитана на развитие важных психических функций. Внимание, память, воображение, мышление, в том числе абстрактное… Они тоже нам в жизни не пригодились?

И вот именно эту мысль я стараюсь донести до каждого, с кем работаю. Мы привыкли, что причинно-следственные связи должны быть понятны и очевидны. А это чаще всего не так.

Например, недавно я поняла, что моё ежедневное (!) семь дней, восемь занятий в неделю, посещение музыкальной школы, помогло мне стать руководителем в дальнейшем.
Как это связано? За восемь лет обучения я отлично натренировала навык «заставляния» себя. Умение делать то, что делать совсем не хочется, воспитывает настойчивость и целеустремлённость.

Мозг, как мышца – тренируется овладению этими действиями и с каждым разом заставлять себя приходится всё меньше. Также предлагаю объяснять это детям.

И последний момент: наш мозг будет работать на той скорости, которую мы ему зададим. Чем больше целей и задач у нас стоит, тем выше будет продуктивность. Именно поэтому так много успевают те, у кого день загружен.

В практике же наблюдаю «перекос»: дети либо не задействованы в активной деятельности, либо загружены до нельзя. Истина, как всегда где-то посередине.

А вы в детстве осознавали, что учитесь для себя? Пишите в комментариях. Подписывайтесь, ставьте лайки.

Запись на консультацию по номеру 89615538880 (Вайбер, только сообщения).