Этот проект стартовал еще осенью 2013 года при поддержке федерального центра, но из-за ряда проблем серьезно затянулся, и сдача первой его очереди произойдет не раньше следующего года. Хотя изначально закончить работы планировали в 2017-м. Всего намечено IV этапа.
Речь идет о Восточном обходе Новосибирска — дороге I категории протяженностью 80 км. Пройти она должна (если двигаться со стороны Алтайского края) от федеральной трассы Р-256 «Чуйский тракт» (где-то в районе Искитима — окончательно не определено) до Северного обхода (Р-254). Магистраль призвана освободить Бердское шоссе (часть Р-256) и Большевистскую улицу — одну из самых загруженных транспортных артерий города.
Ряд экспертов и чиновников неоднократно подчеркивали значимость проекта для дальнейшего развития Новосибирска и области в целом. Без его реализации, как отмечалось, граждане в этой части региона попросту обречены жить и работать в условиях транспортного коллапса. А в местном Министерстве природных ресурсов и экологии считают, что открытие обхода значительно улучшит качество воздуха. По данным ведомства, в области в удельном весе загрязнения более 50% приходится именно на выбросы автотранспорта.
Старт проекта, долги и заморозка строительства
Строить первую очередь (20 км от Гусинобродского тракта на севере (Раздольное) до Кольцово на юге) доверили ОАО «Сибмост», которое заключило контракт с московской ГК «Инфраструктура» на строительство части магистрали, а та привлекла несколько субподрядных организаций. Последние в 2016-м (через 2,5 года после старта проекта) сообщили о задержках выплат, которые суммарно составили порядка 100 млн руб. Все это сказалось и на сотрудниках компаний, задействованных в проекте, что в конечном итоге привело к пикетам у здания областного правительства и остановке работ сразу на нескольких участках.
Генподрядчик еще за несколько месяцев до этого разорвал контракт с «Инфраструктурой», которая серьезно отстала от графика и накопила долги. На тот момент ей успели выплатить более полумиллиарда рублей аванса, из которых была освоена лишь половина. Власти на фоне возникшего скандала заверили, что первый этап работ, несмотря на срыв сроков, закончат, как и планировалось, в 2017-м.
Но в итоге, в самом конце того года проект и вовсе заморозили, потребовав позднее с ОАО «Сибмост» неустойку свыше 1 млрд руб. В мае 2020-го компанию признали банкротом. А на месте Восточного обхода образовался пустырь, который начал зарастать травой. В дальнейшем пришлось восстанавливать разрушающиеся участки. Готовность объекта на тот момент составила около 45%.
Разморозка стройки и новые надежды
В середине прошлого года был заключен контракт стоимостью 3,7 млрд руб. на достройку I очереди — 11 км 4-полосной скоростной дороги и двух развязок. В роли нового подрядчика выступает ОАО «Новосибирскавтодор», которое летом 2021-го после разморозки стройки приступило к работам на площадке. В текущем году предполагается выделить 1,4 млрд руб. При этом вице-премьер Марат Хуснуллин поручил рассмотреть возможность дополнительного финансирования (в целом весь проект оценивается в 60 млрд руб.).
На начало 2022-го строительно-монтажные работы ведутся в соответствии с графиком и не останавливаются даже зимой. На данный момент задействовано около 50 единиц спецтехники. В частности, продолжается разработка выемок и устройство водопропускных труб; полным ходом идет подготовка к летнему периоду — заготавливается щебенка, песок и другие материалы; осуществляется монтаж цементобетонных заводов производительностью не менее 50 кубометров в час; строится модульный городок для вахтовиков.
На сайте заказчика, ФКУ «Сибуправтодор», в конце 2021-го сообщалось, что I очередь закончат в 2024-м, хотя еще летом подрядчик заверил, что это может случиться на год раньше. В некоторых СМИ и социальных сетях проводились на эту тему опросы, согласно которым около половины респондентов считает, что дорогу построят позже запланированных дат. Вторым по популярности ответом стало — опять заморозят. Третьим — завершат в срок.