Посетители Музея техники Вадима Задорожного могут видеть единственный сохранившийся двухместный самолет Як-23УТИ. Большинство не обращают на него внимания, хотя по своей истории, это один из очень интересных экспериментальных самолетов.
Як-23 - по классификации НАТО получил название Flora, – реактивный истребитель разработки ОКБ Яковлева, созданный в послевоенное время. Первый полет совершил в июле 1947 г. С 1949 г. советская промышленность выпустила 310 самолетов. Они недолгий промежуток времени стояли на вооружении ВВС СССР и некоторых стран Восточной Европы.
История самолета представленного в музее началась в 1947г, как первого опытного Як-23 с заводским номером 115001. После программы испытаний, было принято решение о переделке этого самолета в опытную спарку. Фюзеляж удлинили на 200мм, а все остальное оставили без изменений.
Переделка осуществлялась в опытном производстве ОКБ-115, так тогда называлось ОКБ Яковлева. Cамолет был передан на приемку 2 сентября 1949г.
А уже 7 сентября 1949г. Летчик-испытатель Климушкин выполнил первый полет на этом самолете.
Программа испытаний шла очень активно и уже 3 октября 1949г на самолете выполнил полеты летчик-испытатель, Герой Советского Союза И.М. Дзюба имевший 10 сбитых немецких самолетов лично и 2 в группе в годы Великой Отечественной Войны.
В ноябре 1949г на самолете выполнил полеты Генерал Благовещенский, Герой СССР и участник Советско-Китайской, Финской, Великой Отечественной и Корейской войн. Также полеты в этот период выполняли летчик испытатели Трофимов и Терентьев. Большую программу полетов на новой спарке провел летчик испытатель, Герой СССР Кувшинов.
Еще одним Героем СССР, летавшим на этом самолете стал легендарный Ю.А.Антипов. В то же время вылет на Як-23УТИ выполнил и А.Супрун.
В феврале 1950г ознакомительный полет выполняет Г.Т.Береговой, впоследствии дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт первого набора.
Далее самолет активно летал по программам в ЛИИ и НИИ ВВС. Большие программы испытаний на нем провели летчики испытатели Тиняков, Морозов, Подольный, Зюскевич и Шиянов.
Всего на Як-23УТИ летали 17 Героев СССР и один Дважды Герой СССР.
18 мая 1951г. самолет выполнил свой последний полет, а в 1955 был признан непригодным для полетов. Затем самолет оказался в создаваемом музее ОКБ Яковлева, а с 2008г экспонируется в Музее техники Вадима Задорожного.
Материал написан по информации от Евгения Лебедева специалиста музея Задорожного.