В сентябре 1941 года на юго-западной окраине Ленинграда немецко-фашистские захватчики максимально близко подошли к границам города. На два с половиной года были заняты Петергоф, Стрельна, Сосновая поляна, Урицк (Лигово). В долинах Дудергофки и Ивановки возведены долговременные вражеские укрепления.
Сегодня бывшая линия фронта отмечена Аллеей Славы, а в рядовой жилой застройке до сих пор можно встретить памятники той войны. В том числе те, мимо которых можно пройти, и не заметив их. Или заметить, но не «прочитать».
Памятью о войне может быть не обязательно официальный памятник. В этом легко убедиться, гуляя по Сосновой поляне и бывшему Урицку. О чем молчат государственные и «народные» мемориалы?
Сирень и «Девять берёз»
Иногда искренние памятники военному лихолетью настолько просты, что мимо них легко пройти. Или принять за аномалию.
Вот, к примеру, девять берёз, посаженные кругом у дома №62 по улице Добровольцев. Ни одной надписи, ни малейшего намека. Что они обозначают?
Старожилы Лигова вспоминали, что это могила летчика, сбитого немцами в самом начале войны. Здесь 21 сентября 1941 года местные жители (уже на оккупированной территории!) захоронили летчика морской авиации лейтенанта Гаврилова Виктора Михайловича, погибшего в неравном воздушном бою. Известный поисковик Виктор Ионов документально установил, что позднее герой был перезахоронен на мемориале «Рубеж» (см. ниже), однако его имя до сих пор не выбито на плите. Молчат и «Девять берез».
Еще более «молчаливым» выглядит разросшийся куст венгерской сирени, одиноко растущий на поляне у улицы Чекистов.
Она никак не могла здесь появится «самосадом». Кто-то и зачем-то ее посадил. Если посмотреть на топографическую карту, то окажется, что она растет точно на месте геодезического знака роковой высоты 8,7.
Заняв ее в сентябре 1941 года, немцы полностью контролировали движение по Петергофскому шоссе. Несколько сотен моряков 6-й бригады морской пехоты полегло в боях за нее 3—10 октября, хотя на короткое время они даже сумели ее захватить. Скорее всего кто-то из однополчан впоследствии обозначил это место.
«Дом Павлова»
Весьма своеобразно встретили в Красносельском районе 80-летие Стрельнинско-Петергофской операции. К трагической дате уничтожили важное свидетельство о войне, пусть и неофициальное. Это дом 13 по 2-й Комсомольской улице, называемый иногда среди местных жителей «Дом Павлова».
Вроде бы рядовой типовой дом довоенной застройки. До сих пор здесь общежитие, долгое время работала почта. Но если все подобные дома на этой улицы были оштукатурены, то этот долгое время стоял в изначальном виде, с открытой кладкой кирпича, не лишенной скромной эстетики.
Пришла идея отремонтировать дом. Заказчику ремонта фасада (городским властям) не приходило в голову поинтересоваться, а почему единственный дом по этой улице в Сосновой поляне, где шли боли в 1941, а возможно и в 1944 году, оставили неоштукатуренным 75 лет назад? Со следами от пуль и осколков, а также разбитым слуховым окном, где по всей видимости закрепился наш пулеметчик и был уничтожен артиллерийским выстрелом.
Сохранился даже вид военного времени из окна этого дома.
Во время войны в оккупации здесь рядом с немецкими солдатами продолжали жить полуголодные сосновополянцы. Обратите внимание на фотографии труб от печек-буржуек.
Нам дом №13 оставили на память. Мы эту память заштукатурили. Конечно, не обязательно в таком виде было сохранять весь дом. Но в конце концов при ремонте можно было оставить фрагмент стены со следами осколков. Таких примеров в нашем городе достаточно.
Немецкие тобруки
Весьма двусмысленным, конечно, памятником в Сосновой поляне являются тобруки, известные далеко не всем местным жителям.
Тобрук – небольшое долговременное сооружение, рассчитанное на 1-2 человек с пулемётом для ведения кругового огня. Не разбираясь в тонкостях фортификации, его легко принять за канализационное сооружение.
Их не менее трех в долине реки Ивановки, но они уже практически скрыты под землей. Зато на возвышенности у пересечения жд-ветки и Петергофского шоссе (у дома 19 по ул. Чекистов) их целое «гнездо», доступное для осмотра.
После войны работники совхоза «Пролетарский труд» использовали их в качестве погребов. Сейчас они завалены мусором.
Надо ли восстанавливать или обозначать вражеские укрепления? У автора нет ответа на этот вопрос. Когда подобное предложение от энтузиастов в отношении немецкого тобрука, обнаруженного в парке «Александрия» поступило директору музея-заповедника «Петергоф», ответ был категорично отрицательным. Увековечение вражеских укреплений нецелесообразно!
Но тобруки есть, и они напоминают.
Аллея славы и памятник «Якорь»
Идея высадить 900 берез в память о блокаде возникла в середине 1960-х, когда создавался Зеленый пояс Славы. Действительно, их столько и было высажено вдоль долины Дудергофки от Петергофского шоссе до станции Лигово.
Однако прогуливаясь в парке, легко заметить, что многих из них уже недостает. Кое-где видны подсадки молодых деревьев, но строго поддерживать их сакральное число никто давно уже не стремится.
Сергей Иванов, хранитель истории Лигово и автор сайта ligovo-spb.ru еще в 2015 году подсчитал, сколько же мемориальных деревьев осталось на самом деле. Оказалось, что около 600! В северной части (от проспекта Ветеранов до канала) - 420 штук, в южной части (от пр. маршала Жукова до проспекта Ветеранов) - около 180 штук (включая молодые).
Аллея Славы начинается известным памятником у Петергофского шоссе, совершенно безликим.
На нем лишь лапидарная надпись «Здесь проходил передний край линии обороны Ленинграда…». Надо очень хорошо знать историю, чтобы «прочитать» между двумя скупыми строками.
Морской якорь и стела в форме катера напоминает нам о подвиге морских десантников 6-й отдельной бригады морской пехоты, а также об участниках морских десантов 3-8 октября 1941 г. Именно их героические действия заставили захватчиков окопаться на Урицком рубеже и испытать все «прелести» русской зимы в чистом поле.
Мемориал устанавливался в 1970-е годы, когда память о войне все больше бронзовела и становилась условной, без имен и названий. Почему бы сегодня не указать конкретные наименования частей, которые выстроили и удержали оборону Ленинграда на этом важнейшем рубеже?
Достойные примеры этому есть. Так, установленный еще в советское время в Кронштадте памятник Петергофскому десанту «вообще», в 2014 году обрел конкретный смысл, когда позади него были установлены таблички с 513 восстановленными именами участников десанта. Оставлено даже место для имен, которые еще могут восстановлены.
Но пока имена героев совершенно бездумно используются в рекламных целях. Как вам приглашение в партизаны, которое разместил на кассе находящийся рядом с памятником-якорем известный строительный магазин?
Правда, руководство магазина оперативно отреагировало на обращение автора, идиотское объявление убрали. Улица Партизана Германа – это главная ось поселка бывшего Лигово-Урицк, который был стерт с лица земли и от Хиросимы отличался только отсутствием радиации.
Рядом Полежаевский парк, который весь является памятником войне. Об этом мы рассказывали ранее.
Памятник «у шоссе»
О боях на Урицком рубеже в начале октября 1941 года и подвиге 124-й танковой бригады мы неоднократно писали.
Тела танкистов 124 тп и 51 отб, пехоты 124 тбр и 6 брмп осенью 1941 года остались на неприятельской стороне и не были преданы земле. Можно представить, какая картина открылась зимой и, особенно, весной 1944 года, когда эта территория была освобождена от захватчиков.
В том же году на месте последнего боя 124-й танкового полка был поставлен памятник по проекту архитектора Кирилла Леонардовича Иогансена. Надо отметить, что командовавший на тот Ленинградским фронтом маршал Л.А. Говоров находил время для таких вопросов как мемориализация подвигов защитников Ленинграда по «горячим следам» боев. До Победы было еще далеко, но первые памятники уже устанавливались. Чтобы не забыть.
Памятнику в Сосновой поляне Иогансен нашел решение в образе символического танка, навеки вросшего в землю. Однако более конкретная «расшифровка» памятника в то время была невозможна. В итоге появилась надпись:
«Здесь в жестоких сентябрьских боях 1941 года захлебнулись собственной кровью фашистские полчища, остановленные доблестными ленинградцами».
Затем ее сменила другая:
«Здесь в жестоких сентябрьских боях 1941 года доблестные защитники Ленинграда, не щадя своей жизни, остановили фашистские полчища».
Как видим, надпись дезориентирует нас в пространстве и времени, что для памятника неуместно. Бои были не сентябрьские, а октябрьские. А полчища были остановлены на другом рубеже, о чем мы написали выше.
В наше время нам известны обстоятельства боев начала октября 1941 года, названия участвовавших частей, имена погибших и пропавших без вести. Ничто не мешает нам восстановить сегодня память. Она будет прочной, только если будет конкретной.
Сейчас этот памятник называется официально «Стела у Петергофского шоссе» и входит в Зеленый пояс Славы (хотя тот появился только в 1965 году!). Как и многие другие «молчащие» памятники, он нуждается в уточнении частей, подразделений, командиров, и, конечно, имен воинов, которые остались на поле боя или пропали без вести. Их пусть и неполные списки давно известны.
«Рубеж»
Главным символом памяти о войне на юго-западной окраине Петербурга должен служить мемориал «Рубеж» у бывшего одноименного кинотеатра (сегодня – фитнесс-центр). Сформировался он на месте братской могилы на бывшем Егоровском (Урицком) кладбище посёлка Лигово в 60-е годы.
Когда началось массовое строительство, одним за другим обнаруживались останки воинов, их приносили сюда. Вековое кладбище исчезло, но братскую могилу, понятно, никто не тронул. В 90-е годы скромный обелиск был дополнен 5 «скрижалями» с именами почти 800 захороненных бойцов. Еще примерно столько же безымянных останков.
Внешне мемориал, конечно, выглядит весьма достойно, тем более, что на него выделено (и освоено) за последние два года 36 млн. рублей, а в 2022 году губернатор пообещал еще 25 млн рублей. Тем не менее за внешним уважением к памяти павших бойцов скрываются два очень печальных факта.
Факт 1. «Вечный огонь», являющийся частью мемориала, на самом деле таковым не является. В 2018 году в Федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» внесены изменения, четко устанавливающие, что является Вечным огнем: должно быть обеспечено непрерывное горение! То, что мы видим сегодня на «Рубеже», по закону может именоваться «Огнём памяти», поскольку включается только по торжественным дням, а сам огонь подключен по временной схеме к двум газовым баллонам по 50 л каждый. И это на нашей славной Юго-Западной окраине – родине отечественного Вечного огня.
Напомним, что первый Вечный огонь (на Марсовом поле) был зажжен в 1957 году от мартеновской печи Кировского завода! Все остальные подобные мемориалы, в том числе на Могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, принимали печальную эстафету от «путиловского огня».
Недавно прокуратура Красносельского района признала факт применения названия «Вечный огонь» к этому элементу мемориала незаконным и предписала районной администрации устранить нарушение (непонятно только, как именно).
Факт 2. Памятные плиты, установленные в начале 90-х годов с именами восьми сотен воинов, захороненных в братской могиле, содержат существенные ошибки. Их бы не потерпел ни один нормальный человек, если бы речь шла о его родовом захоронении на кладбище!
Музеем Оранэлы проведена работа по сверке списка на гранитных плитах с официальным списком воинского захоронения 2018 года, который заверен подписью военного комиссара Красносельского района и размещен на сайте «Подвиг народа».
ВЫВОДЫ тревожные:
1. На мемориале «Рубеж» отсутствуют 87 фамилий из списка военкомата. По всей видимости они выявлены в ходе проведенной поисковой работы за последние 20-25 лет, верим, что будут нанесены на специально подготовленные плиты в ходе реконструкции мемориала.
2. Значительная часть имен воинов, нанесенных в настоящее время на гранитные плиты, содержит ошибки. В частности:
1) не соответствуют воинские звания, ошибки в фамилиях и инициалах (123 фамилии);
2) некоторые фамилии указаны дважды (7 фамилий);
3) нанесены фамилии, отсутствующие в списке военкомата (4 фамилии).
В целом статистика печальна. Из 821 выявленных еще на 2018 год имен захороненных в братской могиле, сегодня не увековечено 87! Из тех же имен воинов, которые есть на мемориале, правильно указаны 579, а 135 – указаны с ошибками.
Давайте вместе вдумаемся еще раз в эти цифры:
КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ ПАВШИЙ ВОИН НЕ УВЕКОВЕЧЕН,
КАЖДОЕ ПЯТОЕ ИМЯ НА МЕМОРИАЛЕ СОДЕРЖИТ ОШИБКУ!
Приведем лишь примеры ошибок в фамилиях. Какие-то из них распространенные и непонятно, как можно ошибиться в них человеку, говорящему на русском языке. Какие-то фамилии отражают многонациональный характер советского народа, посему к ним должно быть вдвойне внимательное отношение.
Вначале приведена правильная фамилия, затем так, как она выбита на гранитной плите:
рядовой Абдуллаев Карым ВЫБИТО: Абдулаев
сержант Бабин Алексей Петрович ВЫБИТО: Бубин
рядовой Багаутдинов Хазилислам Исламович ВЫБИТО: Багутдинов
кр/армеец Булыгин Павел Михайлович ВЫБИТО: Блыгин
политрук Бурак Бернар Георгиевич ВЫБИТО: Бvрак
кр/армеец Буртасев Александр Иванович ВЫБИТО: Буртсев
мл.лейтенант Воронцов Федор Яковлевич ВЫБИТО: Ворцов, ст. лейтенант
сержант Гамаюнов Фома Александрович ВЫБИТО: Гамалюков
рядовой Горячев Николай Николаевич ВЫБИТО: Грячев
мл. сержант Давидян Андрианик Ваныч ВЫБИТО: Даведьян
мл.лейтенант Енькин Иван Николаевич ВЫБИТО: Епькин
мл. сержант Зенич Иван Федорович ВЫБИТО: Зинич
кр/армеец Ильзгитов Шакир Тагирович ВЫБИТО: Имзигитов Ш.
кр/армеец Кирьянов Владимир Тимофеевич ВЫБИТО: Кирьнов
кр/армеец Кистрев Александр Тихонович ВЫБИТО: Кистерев А.Г.
старшина Климентьев Николай Васильевич ВЫБИТО: Клементьев
рядовой Ковальский Николай Иванович ВЫБИТО: Ковалевский
рядовой Колистратов Александр Петрович ВЫБИТО: Калистратов
рядовой Корчёмкин Николай Федорович ВЫБИТО: Корчемкин
кр/армеец Кривощеков Иван Васильевич ВЫБИТО: Кривощенков
сержант Ладанов Георгий Дмитриевич ВЫБИТО: Ладонов
сержант Лобачев Федор Алексеевич ВЫБИТО: Лобачов
сержант Лукьяненко Дмитрий Федорович ВЫБИТО: Лукяненко, мл. сержант
мл. сержант Московкин Матвей Яковлевич ВЫБИТО: Московский
кр/армеец Мубарашкин Измаил Ахметович ВЫБИТО: Мурабракшин
старшина мед.сл. Пиколеев Иван Георгиевич ВЫБИТО: Пиколов
кр/армеец Подрезов Федор Михайлович ВЫБИТО: Подрозев
сержант Порозенко Федор Федорович ВЫБИТО: Поразенко
кр/армеец Пресол Даниил Алексеевич ВЫБИТО: Просол
мл.сержант Сатикенов Шуикайт ВЫБИТО: рядовой Сатекшов Щ.
ефрейтор, стрелок Спиваков Алексей Федорович ВЫБИТО: Спивак
ст. сержант Стерлигов Иван Семенович ВЫБИТО: Стераигов
сержант Тарабрин Василий Николаевич ВЫБИТО: Тарабрий
кр/армеец Тархов Захар Трофимович ВЫБИТО: Тарханов
кр/армеец Труненков Михаил Ефимович ВЫБИТО: Трупенко
сержант Фирсов Александр Тихонович ВЫБИТО: Фрстов
кр/армеец Фурдыло Павел Яковлевич ВЫБИТО: Фурдило
сержант Цалалахин Наум Моисеевич ВЫБИТО: Цалахан
лейтенант Черный Федор Дмитриевич ВЫБИТО: Черний Ф.
рядовой Шайхутдинов Хамза Галляудинович ВЫБИТО: Шайхудинов
кр/армеец Шецкий Алексей Дмитриевич ВЫБИТО: Шацкий Л.Д.
кр/армеец Шишунов Иван Федорович ВЫБИТО: Шикунов Н.Ф.
Из-за равнодушия заказчика, подрядчика и конкретного каменщика кто-то не сможет найти могилу своего деда-героя.
Что вы думаете о памяти и о памятниках? Делитесь своими мыслями и семейными историями.
Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL