Продолжение. Начало ЗДЕСЬ
В конечном счете все наши «жертвы» нужны нам, а не кому-то другому, и когда ты это понимаешь, тебе проще жить
Любовь, настоящая, осознанная, пришла, когда мне исполнилось 28 лет и я уже состоялась как врач. Нас с Андреем познакомил общий приятель. Андрей приехал на автомобильную выставку, он же автомобилями по работе занимается. Внешне он был совершенно не моего типа, да еще и неловко пошутил, на что я тут же колко ответила, – короче, он мне совсем не понравился. Потом мы были свидетелями на свадьбе наших друзей и разговорились. И я оценила его интеллект и ясный разум, а после совместной поездки в Питер поняла, что влюбилась. Так начался наш роман.
Он пытался закрепиться в Москве. Я наблюдала за ним и понимала, что ему здесь будет очень сложно. Он не мог спланировать время в большом городе и все время опаздывал. Ритм жизни его выматывал. Он знал, сколько стоят его услуги, – а ему предлагали намного меньше, но какие-то внутренние границы не позволяли ему заявить о себе. Потом год мы встречались по выходным и мотались ради наших встреч из страны в страну. Мы планировали родить ребенка, и оба понимали, что все равно я пару лет после родов не буду работать. Так чего мучиться на две страны?
Я написала заявление об уходе и переехала в Ригу. Мне казалось, что мне будет проще в Риге, чем Андрею в Москве. Я ничем не жертвовала ради него, я переехала ради себя – чтобы быть с ним, быть женой и мамой.
«Андрей из тех мужчин, которые знают, чего хотят. И мне повезло – он захотел меня. Помню, как я подумала: «Хочу, чтобы он был отцом моих детей». И второй момент: «Хочу с ним состариться».
Помогла себе – помоги другому
Я очень тяжело привыкала к Риге. У меня была настоящая постэмиграционная депрессия. Все оказалось другим. Я поняла, что мне не суждено работать здесь врачом. Единственный круг общения – Андрей. Люди держали дистанцию. Юля, которая потом стала моей близкой подругой, когда мы познакомились, молчала весь вечер. Я ужасно расстроилась, сказала: «Андрей, я Юле не понравилась, она не хотела со мной разговаривать». Андрей отвечает: «Не забывай, она из Латвии». Я несколько раз собирала чемоданы и собиралась уехать. Ох, не знаю, как Андрей меня выдержал! Он никогда не выходил из себя. И показывал мне другую – радостную картинку мира.
А когда через полтора года после старшего сына родился младший, Станислав, я стала вдруг «заканчиваться» как мама. Я была исчерпана до дна. И однажды вдруг увидела себя с стороны: я держу на руках крохотного тихого Стаса и ору дурным голосом на несчастного маленького упрямого Янку. Я поняла, что дальше так не могу и не хочу и стала искать помощь. Нашла кризисный центр для родителей. Сотрудники центра Dardedze меня спросили:
«Вы хотите, чтобы мы работали с вашими детьми?» Я ответила: «Нет, с ними все в порядке, надо работать со мной!»
Они посмотрели на меня, на моих детей и сказали, что мне нужна группа поддержки таких же мам, как я. До этого момента подобные группы финансировались Рижской думой, но я попала в первую коммерческую группу, где прекрасные Таня Кутузова и Ольга Глуза научили меня вести себя так, чтобы дети демонстрировали мне совсем другое поведение.
Я знала, что должна делать дальше – обратилась на кафедру Латвийского университета и выучилась на группового тренера. Я была у них первым не говорящим по-латышски студентом, обучалась языку на ходу. И я попросилась вести кризисные группы в том центре, где мне помогли. Теперь я могла что-то сделать для них.
Я никогда не использую слова «правильно» или «неправильно», «хорошо» или «плохо»
Кто знает, как правильно любить? Как правильно воспитывать? Когда я второй раз стала мамой, весь мой прежний опыт испарился, вся моя история материнства. Дети такие разные. Старший четко знает, чего хочет, и требует этого. Неудобный. Лидер. На своем настаивает и своего не упустит. Младший – очень удобный для нас, родителей: куда положили, там и спит, что дали, то и ест, сказали жди – ждет. Кто из них хороший, кто плохой?
Мне надо было стать мамой абсолютно разных детей. Ян требовал массы внимания, нужды младшего отодвигались, он же «удобный». Я нашла точку равновесия – как давать каждому то, что нужно ему. Я всему научилась на личном опыте, подкрепленном теорией. И – ох, как я теперь понимаю родителей!
Окончание уже сегодня, подпишись на наш канал! Начало ЗДЕСЬ.
Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит" * Все фото из личного архива героини