Найти тему

Английский. Запись себя на аудио на правах "домашнего задания" как способ развития навыка говорения

Оглавление

Иногда в учебниках и рабочих тетрадях встречается тип задания: "А теперь ответьте на те же вопросы сами".

Работать с такими заданиями можно разными способами.

ПРОСТО ПОГОВОРИТЬ и ПОПРАВИТЬ BLUNDERS (грубые ошибки)

Кому-то достаточно того, чтобы учитель озвучил вопросы голосом в классе на уроке, а они бы на них ответили.

От учителя ожидается в таком случае "отложенная обратная связь" или delayed feedback. По сути это сводится к тому, что учитель конспектирует во время беседы фразы и предложения, в которых были "косяки", и предложит в конце беседы (или раунда вопросов) ученику самому найти и исправить ошибки.

Иначе говоря, после каждого устного ответа или серии ответов идёт обсуждение грубых ошибок с конспектированием того, как надо.

ДЛЯ ТЕХ, КОМУ КРИТИЧНО ГОВОРИТЬ СВОБОДНО И ПРАВИЛЬНО

есть особый тип домашнего задания.

Либо ДО, либо ПОСЛЕ обсуждения спонтанных ответов в классе в качестве домашнего задания можно записать свои ответы на аудио ещё раз, но уже с учётом замеченных и исправленных ошибок.
Либо ДО, либо ПОСЛЕ обсуждения спонтанных ответов в классе в качестве домашнего задания можно записать свои ответы на аудио ещё раз, но уже с учётом замеченных и исправленных ошибок.

ЕСЛИ ВЫ ГОТОВЫ дома устно отвечать и себя записывать ...

... то вы можете согласовать с преподавателем, в каком виде вы будете присылать свои устные варианты ответов на вопросов ДО занятий, чтобы учитель мог лучше подготовиться к исправлению вас "на лету" в классе, или какой объём может быть того, что вы запишете ПОСЛЕобсуждения, а также в каком формате должна быть дана обратная связь учителем.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

Если учителю придётся работать с присланной вами аудиозаписью во время подготовки к уроку, то вы должны с ним заранее ("на берегу") договориться про объёмы по времени или количеству текста, и кто будет делать расшифровку записи текстом.

Обычно записать текстом то, что на аудио, берёт по несколько минут времени на каждое предложение. Подготовка к уроку в общем случае (госстандарт, но в частном секторе всё точно так же) не должна превышать времени собственно время урока.

По этой причине у учителей контактное время с учениками на полную ставку в два раза мегьше, чем на обычной работе - 20 уроков и 20 часов подготовки в неделю - это норма).

Если время, нужное на расшифровку записи, которую вы пришлёте, будет превышать разумные 10-20 минут, то есть время на "послушать, напечатать, проанализировать, решить, как лучше исправить, подобрать какие-то доп. материалы (если это по сути задания или ошибок оправдано), то такое дополнительное время учителя должно соответствующим образом оплачиваться, так как это отдельная работа.

ОРИЕНТИР

На каждые 30 секунд записи требуется - в среднем - 30 минут подготвки, так как человек может сказать за это время около 5-6 длинных предложений, каждое из которых может потребоваться переслушать несколько раз, плюс время на "напечатать" тоже не маленькое. На одно предложение легко может уйти 4-6 минут времени. Времени требуется чуть больше, если какие-то слова произнесены нечётко, а запись местами некачественная.

ПРИМЕРЫ ответов на простые вопросы на уровне B1.1 pre-intermediate - видео 1 минута 48 секунд

Если вы попробуете, не имея под рукой готового скрипта, сами записать текстом всё то, что люди отвечают на видео, вы легко потратите на это ... час или больше. Как правило, одним из самых оптимальных методов работы с таким видео будет

1) транскрибация видео на правах домашнего задания

- многократные прослушивания очень хорошо тренируют и настраивают ухо на правильные интонации и темп, что опосредованно влияет на формирование собственного произношения, даже если мы всё-всё не понимаем - такие задания, если выполнять их регулярно, в конечном итоге кумулируют в качество - человек говорит лучше, чем когда у него нет практики интенсивного вслушивания в живую диалогическую речь

МИФ

Если на уроке говорит в основном ученик, то это хороший урок.

РЕАЛЬНОСТЬ

Ученику нужно много слушать речевых моделей (и дома, и на уроке в формате "по очереди"), чтобы самому говорить с естественными интонациями. Потому "слушать, разбирать пошагово, что сказали, и повторять речевой образец с произношением, максимально приближенным к оригиналу" - это разновидность работы над развитием навыка говорения.

Давать свои ответы на те же вопросы - это уже следующий этап, и он максимально эффективен, если первый этап не проопустили.

2) слушать вместе и после каждого ответа разбирать его текстовую версию (transcript), для практики произношения ученику может быть рекомендовано зачитать всё вслух (повторяя за оригиналом) + можно записать себя с целью получения обратной связи на своё произношение

3) прослушав и разобрав все ответы, можно попытаться ответить на те же вопросы самостоятельно - и вот то, как лучше сделать, уже зависит от целей ученика и важности для него дать подробный, развёрнутый или очень правильный с языковой точки зрения ответ - кому-то это нужно, кому-то нет

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - записать на аудио свои ответы на те же вопросы

4) после устного пошагового разбора ответов на вопросы на уроке с проговариванием своих вариантов, которые тоже могут быть улучшены и поправлены на лету, на дом может быть задано "записать себя" , свои ответы на вопросы (записывать можно аудио на телефон в формате записи на диктофона - читать вопрос и потом сразу же на него отвечать)

РЕШЕНИЕ - недорого для ученика, занимает мало времени у учителя

Если бюджет ограничен, и вы очень хотите, чтобы учитель слушал записанные вами аудио, давал на них какую-то обратную связь (исправлял, комментировал), то помимо собственно аудио обязательно прилагайте и сам текст, который на записи, т.н. "расшифровку" (transcript, транскрибацию), отмечая многоточиями паузы и внося с transcript всё максимально точно.

ВАЖНО

Если переслушивая себя сами заметите ошибки, то лучше просто записать себя ещё раз, уже без самостоятельно обнаруженных недочётов.

ПОДВОХ

Когда осознаёшь, СКОЛЬКО времени может брать расшифровка аудио, то порой попадаешь в капкан (как ученик) соблазна "сначала написать текст, потом его зачитать". Так делать не надо.

Это НЕ будет говорением, так как

признаками говорения будут

  • спонтанность (это отражается на ритме речи, темпе, в котором человек говорит, на том, как расставляются интонационные ударения, на интонации в целом - всё это основа устной речи),
  • (в разумном количестве) экания,
  • смысловые микропаузы,
  • вариации темпа - ускорения, когда менее важное что-то, замедления, когда что-то очень важное,
  • самоисправления,
  • уточнения,
  • пояснения,
  • фальшстарты - "брошенные" на середине предложения, чтобы сказать другие, более точно выражающее мысль.

Это всё не считается "ошибками", кроме привычки самоисправляться.

SELF-CORRECTION самоисправление

в критериях оценивания устной речи на экзаменах считается плохой привычкой, негативно влияющей на беглость речи, так как в сухом остатке слушатель обращает внимание именно на то, что мы сами исправляем в речи, а не на общий смысл сказанного, что замедляет речь и коммуникацию в целом.

БОЛЬШЕ УВЕРЕННОСТИ и СOMMON SENSE здравого смысла

Избавиться от привычки самоисправляться сложно, но если прислушаться к психологам, кто помогает людям справиться со страхом (боязнью) сцены, то самый лучший совет: "Если ляпаешь, то ляпай уверенно".

Просто продолжайте говорить. Чтобы чувствовать себя ещё уверенней, воспользуйтесь фразами для уточнений и перефразировки:

  • What I mean is that ... - Что я имею в виду, так это то, что ...
  • In other words, ... - Другими словами,
  • To put it another way, ... - Иначе говоря, ...

Плюс не забывайте про фальшстарты - они настоящее спасение начинающего оратора: говоря предложение и дойдя до того места, где уже совсем тяжко думать, что там с чем как согласуется (ед или мн число, форма глагола), просто ... не заканчивайте это предложение! Остановитесь, вдохните или выдохните и ... начните новое предложение, воспользовавшись одной из трёх фраз выше.

Люди склонны больше симпатизировать позитивно уверенным в себе людям с приятной улыбкой. А то, что где-то что-то не очень верно грамматически, фонетически или лексически - это не так страшно, если вы во главу угла ставите то, чтобы вас правильно поняли, смысл, а не то, как вы с языковой точки зрения что формулируете. Когда скорую вызываем, важно, чтобы врачи приехали, куда нужно, и спасли пострадавших или заболевших, а не то, верные ли все были времена, окончания или ударения.

А Вы когда-нибудь пробовали себя записывать на иностранном языке? Как относитесь к такому способу развития навыка говорения?