Найти тему
Татарский Мир

Мусульманский мир Москвы

Недавно на Международной Ярмарке Интеллектуальной Литературы (non/fictio№23) прошла презентация книги ведущего научного сотрудника Института Востоковедения РАН советника председателя ДУМ РФ, Фарида Асадуллина «От Кучки до Гайнутдина: мусульманский мир Москвы», посвященная вкладу мусульманских этносов в становлении и развитии российской столицы. Представляем вниманию читателей отрывок из этой книги в сокращенной форме.

Любая столица – это в миниатюре вся страна. Отметившая свое 874-летие Москва, как город, в этом смысле тоже не исключение. Уже в средневековой Москве наблюдается самое настоящее разнообразие культур и религий. Здесь можно было встретить послов, представлявших «Чагатайский улус и Ливонский орден, Южную Грузию и северную Каянскую землю, Ватикан и Венецианскую республику, Датское королевство и ганзейские города, императора Священной Римской империи и турецкого султана». Известный французский литератор и путешественник маркиз А. де Кюстин (1790– 1857) полагал, что

«гостеприимные обычаи древней Азии и изящные манеры цивилизованной Европы назначили здесь друг другу свидание...».

Важно отметить, что значительный состав горожан азиатского происхождения по своим историческим корням принадлежал к арабо-мусульманскому культурному ареалу. «Историческая прописка» евразийских народов, этнически и духовно связанных с исламом, началась, как показывают данные археологических раскопок, еще до образования Московского государства и появления населенных пунктов, которые со временем вошли в границы Москвы. Доказательством этого факта служат примеры прошлого и сегодняшнего дня столицы, например московская топонимика, пронесшая через века и сохранившая для нас практически все исконно «азиатские», вернее, тюркско-мусульманские наименования более десятка ее исторических улиц, — Балчуг, Арбат, Басманная, Таганка, Ордынка, Остоженка или Китайгород, а также другие образцы культовой и городской архитектуры.

Наконец, обратим внимание на подземные археологические экспозиции открытого недавно Музея Чудова монастыря в Кремле, построенного на месте конюшенного двора Золотой Орды. Согласно преданию, эта земля была подарена митрополиту Московскому Алексию, который в 1357 г. ездил в Орду по приглашению хана Джанибека для исцеления от слепоты ордынской царицы Тайдулы.

Знакомство Древней Руси с исламской цивилизацией и начало ее постепенного укоренения на Московской земле уходит в раннее Средневековье. Это было вызвано развитием международных торговых связей с арабо-мусульманским миром, ядром которого в VIII в. был Багдадский халифат, а также знаменитым путем «из варяг в греки» (Волхов — Днепр), который проходил через территорию древнерусского государства и связывал Скандинавию с Византией. Задолго до появления на географической карте средневековой Руси, в междуречье Волги и Оки, населенного пункта под названием Москва на огромном по масштабам евразийском пространстве, где жили кочевые и оседлые племена, в VII–VIII вв. сложились отпочковавшиеся от Арабского халифата локальные исламские цивилизационные очаги с центрами в Дербенте (Южный Дагестан) и позднее в Булгарах, столице Волжско-Камской Булгарии. Исконно духовно-религиозные традиции и культурно-бытовой уклад народов, живших в этих новообразованных центрах мусульманской ойкумены, были тесно связаны с миром ислама, что во многом предопределило характер жизнедеятельности, отношений с соседними (прежде всего славянскими) племенами и, безусловно, не могло пройти бесследно в процессе формирования историко-культурного облика Хазарского каганата, Киевской Руси, а затем Московского государства...

В Киевской Руси наблюдался отмеченный исследователями феномен русско-тюркского двуязычия как следствие широкого распространения смешанных браков между представителями Великой степи и славянского мира. Размышляя «о своеобразном слиянии и переработке двух культур: славяно-оседлой и тюркско-кочевой», академик М.К. Любавский (1860–1936), изучавший историю колонизации России разными народами, делает следующее важное замечание:

«В степи татарское кочевое население ассимилировало русские элементы в противоположность тому, что происходило на окраинах русской оседлости, где тюркские кочевые элементы ассимилировались с русским населением».

Этому процессу сопутствовало антропологическое и культурное смешение этих народов, в результате которого возникла, например, такая сложная социальная группа обрусевших половцев, как «казаки». Слово «казак» в половецком словаре использовалось в значении передового стража, бойца, человека, которого можно встретить впереди основного отряда. Уместно также в этой связи вспомнить о тюркско-славянских корнях крестителя Киевской Руси великого князя Владимира Святого (980–1015), мать которого была рабыней и носила имя Малуша (Милуша), возможно, «мутированный» вариант тюркского либо персидского женского имени Миляуша; не лишено основания мнение, что тюркская кровь текла и в жилах князя Александра Невского (1221–1263), половца по матери. Согласно известному литературному памятнику XI в. «Сказание о Борисе и Глебе» младшие сыновья великого князя Владимира Борис и Глеб, канонизированные позже Русской православной церковью, были от «болгарыни» (возможно, от болгарской царицы, дочери правителя Волжской Булгарии).

Князь Андрей Боголюбский (1111–1174). Реконструкция по методу М. М. Герасимова
По летописным данным, Боголюбский был внуком половецкого хана Аепы, дочь которого была женой Юрия Долгорукого.  Фото: https://ar.culture.ru/ru/subject/bogolyubskiy
Князь Андрей Боголюбский (1111–1174). Реконструкция по методу М. М. Герасимова По летописным данным, Боголюбский был внуком половецкого хана Аепы, дочь которого была женой Юрия Долгорукого. Фото: https://ar.culture.ru/ru/subject/bogolyubskiy

Известный французский историк М. Ларюэль полагает, что в IX в. «русские были не более многочисленны, чем тюрко-монголы, в то время как по политическому, культурному и экономическому значению татарское пространство превосходило пространство своего русского соседа». Другие исследователи, подтверждая эту мысль, подчеркивают, что в целом вклад тюркско-мусульманских народов в самобытное историческое развитие России не только вполне сопоставим с достижениями русского православного народа, но «на начальном этапе мусульманский цивилизационный очаг развивался более динамично и тюркско-мусульманская культура была донорской по отношению к русско-православной».

Многие известные исследователи считают, что в Подмосковье жили племена «самого разного происхождения, между ними шло смешение, и искать здесь чистый расовый тип совершенно безнадежно». Наряду с угро-финнами, балтами, восточными славянами (всего насчитывается 15 славянских племен), а также иными экзотическими народами население древней Москвы, входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, составляли прямо либо косвенно знакомые с миром ислама тюркоговорящие половцы (кипчаки) и волжские булгары.

Таким образом, можно признать, что история заселения территории, на которой возникла современная Москва — это история смешения разных по времени и по происхождению этнокультурных миграционных потоков, в том числе идущих из центров, имеющих цивилизационную связь с арабо-мусульманским Востоком...

Судя по археологическим исследованиям известного советского историка М. М. Герасимова (1907–1970), ее первыми жителями были разнообразные по этническому составу, расовому типу и антропологическому облику евроазиатские и  северные племена.

«В XII  в. этот край,  — отмечает В.О. Ключевский, — был более инородческим, чем русским краем».

К подобной точке зрения склоняются и современные историки. Опираясь на значительный круг исследованных источников, А. А. Формозов, придерживающийся в этом вопросе теории миграционизма, считает, что в Подмосковье жили племена «самого разного происхождения, между ними шло смешение, и искать здесь чистый расовый тип совершенно безнадежно». Более того, известный антрополог академик Т. Алексеева, ссылаясь на данные антропологических исследований, предполагает, что у древнего населения Москвы могла быть даже «примесь негроидной крови».

Наряду с угро-финнами, балтами, восточными славянами (всего насчитывается 15 славянских племен), а также иными экзотическими народами население древней Москвы, входившей в  состав Владимиро-Суздальского княжества, составляли прямо либо косвенно знакомые с миром ислама тюркоговорящие половцы (кипчаки) и волжские булгары. В этой сложной этносоциальной мозаике древних поселенцев Московского края есть прямые свидетельства автохтонного характера восточноазиатского населения.

Так, например, очевидный монголоидно-азиатский компонент просматривается в  физическом облике одного из первых «официально» признанных отечественной историографией москвичей, князя Андрея Боголюбского, сына основателя Москвы Юрия Долгорукого и  знатной половчанки ханских кровей...

Можно заключить, что процесс «великого передвижения народов» сопровождался исторически обусловленным взаимоуподоблением славян и тюрков в границах древнерусского ареала. Важно в этой связи отметить, что русский язык — единственный из индоевропейских языков, который включил в свой лексический запас значительный пласт слов азиатского происхождения: от тюркского и персидского до угрофинского и монгольского, которые пришли в него в раннее Cредневековье...

Таким образом, можно признать, что история заселения территории, на которой возникла современная Москва  — это история смешения разных по времени и  по происхождению этнокультурных миграционных потоков, в том числе идущих из центров, имеющих цивилизационную связь с  арабо-мусульманским Востоком.

Подробнее: Асадуллин Ф.А. От Кучки до Гайнутдина: Мусульманский мир Москвы. — М.: Издательство «Кучково поле», 2022. — 288 с.