Очень необычное зрелище - одноэтажный деревянный домик, стоящий под боком серых панельных многоэтажек Новогиреева.
Странная и немного грустная картина, тем более, если знаешь прошлое этого места.
А начиналось все в усадьбе) В сельце Гирееве находилась усадьба, принадлежавшая таким знаменитым фамилиям, как Шереметевым и Голицыны, а с середины 19 в. владельцами усадьбы стали Торлецкие (иногда пишут Терлецкие или Тарлецкие).
Думаю, что те, кто знает этот район, поняли, что Терлецкие пруды называются так именно из-за этого.
От усадьбы кое-что еще осталось, так что как-нибудь расскажу и о ней, а сейчас про дачи.
Имение это постигла та же участь Вишневого сада, как и многие в Подмосковье. Денег у хозяев было немного, но была земля. И по воспоминанию Ю. А. Бахрушина «Старик Торлецкий выделил сыну часть своего имения, так называемое Новое Гиреево. Молодой хозяин прорубил в вековом лесу просеки, нагнал плотников и стал спешно возводить дачи, дабы поправить финансовые дела. Старинная барская усадьба стала быстро превращаться в подмосковную дачную местность.»
Вдоль линии Нижегородско-Московской железной дороги была распланирована местность. Выровняли рельеф, осушили болота и низины, проложили дороги-проспекты.
Москва рядом, железная дорога тоже.
От Владимирки до специально построенной платформы "#Новогиреево" проложили первую конку.
И вообще этот поселок был практически образцовым. Была построена электростанция на жидком топливе и проведено электричество. Устроено пожарное депо. Была пробурена артезианская скважина, построен водопровод и водонапорная башня, появились почта, телеграф, телефонная станция, сберегательная касса, собственная охрана и даже отделение полиции.
Минимальный участок был размером 375 кв. сажень, или числу кратному ему, т.е. примерно 1700 кв. м или 17 соток. Вполне достойно. Цена была хоть и высока, но не заоблачно, особенно учитывая близость Москвы и наличие всего необходимого для жизни. Один участок стоил 1200 рублей. Средняя зарплата рабочего по России в начале 20 века составляла 38 рублей, а чиновник среднего класса получал около 65. То есть за 2 года, если не на что не тратить, можно было собрать эту сумму. Сейчас так уже не выйдет, или получится купить только хибарку на 6 сотках.
Поселковая контора с помощью фирмы инженера М.Г. Гейслера быстро организовала строительство на заказ летних дач и зимних домов. Получилось так, что около половины центральных участков были куплены сотрудниками различных германских фирм, и поэтому новый посёлок звали «Немецким», да и выглядел он очень по-европейски – немцы любят и умеют создавать уют. Домики были покрыты черепицей, на газонах аккуратно подстриженная трава. Гейслер и архитекторы, привлеченные им, спроектировали дома в характерном для Северной Европы стиле – смеси фахверковой, романтической и неоготической архитектуры. Всего было около 500 дач.
После революции 1917 г. дачи были национализированы и превращены в коммунальные квартиры, хотя еще в пору НЭПа в посёлке жили представители «культурной» прослойки: Константин Бальмонт, певица Елена Катульская, писатель Крашенинников, крестьянский поэт Матвей Ожегов.
Дачи сохранялись до 50-х годов 20 в., а сейчас о них напоминает только планировка улиц и проспектов. Всего было проложено 11 проспектов с юго-запада на северо-восток и несколько перпендикулярных им. Сначала эти 11 получили собственные имена, как-то Екатерининский, Александровский, Еленинский или Елизаветинский, а потом были просто пронумерованы. Так они называются и сейчас, хотя, конечно, некоторые уже превратились во внутридворовые проезды, и вообще не очень подходят под привычный нам вид проспектов.
А все остальное застроено типовыми панельными многоэтажками. От былых красивых дач сохранилось только два небольших домика
В одном - музей Наивного искусства, а про другой расскажу подробнее. Он находится на улице Алексея Дикого. То есть она, конечно, сейчас так называется, а тогда это был Княжеский проспект,, а после революции Интернациональный.
И в этом самом доме жил знаменитый актер и режиссер Алексей Дикий.
Он работал во МХАТе, в Большом театре, в Московском драматическом, в Ленинградском БДТ, а в 1931 г. основал свой собственный театр – Студию Дикого. В 1936 г. театр закрыли, а его самого арестовали. Получил он по тем временам очень немного – всего 5 лет лагерей. А потом работал в Малом театре, в театре имени А. С. Пушкина, преподавал в Щепкинском училище и много снимался в кино, и играл даже Сталина – вот такой поворот событий.
Несколько лет в его доме действовал музей, а сейчас у него странный статус – он стоит на государственной охране, как выявленный объект культурного наследия, и при этом находится в частной собственности.
На доме даже нет мемориальной доски, поскольку, якобы, в Москве может быть установлена только одна мемориальная доска. И такая доска, посвященная Дикому уже есть на доме на Тверской, где он жил.
Вот такой кусочек жизни Москвы от начала 20 до начала 21 в.
Знали про этот дом и дачный поселок?