Найти тему
CFO-Russia.ru

Топ-15 трендов электронной торговли в мире и России (Часть 2)

Используя анализ больших данных, Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ оценил основные тренды электронной торговли последних лет. Результаты исследований приводит «Финансовая газета».

С первой частью материала вы сможете ознакомиться здесь.

Онлайн-ритейл в России

Формат live commerce и стриминговые сервисы стали самым актуальным трендом и в России (№ 1 в табл. 2). Крупнейшие российские маркетплейсы и соцсети успешно запускают собственные стриминговые платформы (Ozon. Live, VK Live) и привлекают к сотрудничеству известные бренды. Использование соцсетей (№ 3) для электронной торговли также заметно усилилось. В I квартале 2021 г. сумма продаж через социальные сети выросла на 36% (данные Admitad Affiliate). Состоявшаяся в конце 2020 г. на китайской онлайн-площадке TMall (Alibaba) трансляция товаров российских производителей привлекла свыше 30 млн человек, которые в течение получаса раскупили продукции на 12,34 млн юаней (1,8 млн долл.).

Тенденции онлайн-торговли в России несколько отличаются от мировых. Например, большое внимание компании уделяют обеспечению безопасности и скорости транзакций, в том числе за счет механизма двухфакторной аутентификации (№ 5) и применения системы быстрых платежей (№ 15). В период пандемии в России расширилось использование вендинговых аппаратов (№ 9), в том числе с использованием интернета вещей (№ 14). Они позволяют владельцам в режиме реального времени собирать данные о продажах и остатках запасов товаров, а также вести мониторинг состояния автоматов и анализировать предпочтения потребителей.

-2

Широко применяются и программы лояльности (№ 12), направленные на привлечение новых и удержание прежних клиентов:

· бонусные системы;

· партнерские программы;

· скидки за отзывы о купленной продукции и качестве услуг;

· возможность обмена товара по программе трейд-ин и пр.

Относительно новый российский тренд – использование в электронной торговле чат-ботов (№ 6) и голосовых помощников (№ 7). По данным агентства Markswebb, в банковской сфере, телекоме и онлайн-ритейле чат-боты решают две трети всех клиентских запросов. Среди российских онлайн-ритейлеров технологию уже активно применяют Ozon, «Сима-ленд» и «Утконос».

Некоторые из трендов, выявленных с помощью системы iFORA, пересекаются друг с другом и в совокупности формируют укрупненные направления развития электронной торговли – мегатренды. Так, сегодня во всем мире, включая Россию, прослеживаются 2 мегатренда: рост значимости и вариативности сервисов доставки, усиление сегмента live commerce и связанных с ним явлений. К последним относятся прямые продажи в соцсетях, в частности в формате стримингов, и продажи рекламных услуг, их более персонифицированная подача через привлечение известных личностей и других инфлюенсеров.

-3

Какие современные тренды сделали ваш онлайн-шоппинг удобнее?

А для специалистов в области ритейла мы проводим конференции. Приглашаем вас посещать наши мероприятия и узнавать о тенденциях розничной торговли в России и опыте компаний-лидеров из первых уст. Перейдя по ссылке, вы сможете подробней ознакомиться с темами ближайшей конференции и зарегистрироваться: Тринадцатый форум финансовых директоров розничного бизнеса Retail CFO 2022