Очень мне нравится идея подводить итоги года книгами. Вот не хочется мне в этом году ни рекордами, ни антирекордами, ни планами. Хочу книгами.
Итак, 2021 год у меня прошёл в основном под эгидой русской прозы 20-30х годов, литературы про образование, а также перечитывания и переосмысления классики. Всего остального было по чуть-чуть. Вот как это выглядит в цифрах:
Русская проза 30-х — 10 книг
Русская проза 20-х — 10 книг
Литература про образование (от книг про образование в целом до прикладных с конкретными техниками и исследованиями) — 30 книг
Нехудожественная литература по темам, не связанным со школой — 20 книг
Современная художественная литература — 10 книг
Мировая классика, которую я перечитывала — 35 книг
Всего получилось 115, что я считаю позорно мало, но как есть. Из этих книг больше половины — аудиоформат в пробочной Москве или во время тренировок. Расстраиваюсь, что лишь с десяток наберётся книг на языках оригинала, пандемия сильно усложняет поездки, а Amazon доставляет на верблюдах, видимо, последние два года. Но опять же, как есть.
А теперь моя любимая часть итогов года. Расскажу о 15 книгах, которые тронули моё сердце или взорвали мозг. Коротко поясню почему. Вдруг на каникулах кому-то пригодится ))) Уже заранее вам завидую, если вы эти книги еще только будете открывать.
Из русской прозы 30-х:
* В. Набоков «Пильгрим» — потому что такого красивого описания смерти я ещё никогда не встречала в литературе.
* Л. Чуковская «Софья Петровна» — потому что это одна из тех редких, книг написанных про 37-й год почти тогда же, в 39-м, написанная очевидцем. Потому что я недели две не могла спать от мысли о том, как можно медленно, по капле, по чуть-чуть сковать сознание людей страхом, как ты, обыватель, можешь быть вне политики, но политика всё равно проникнет внутрь тебя, как инстинкт самосохранения может заставить мать предать единственного и любимого сына. Чуковская вывернула меня наизнанку вопросом к самой себе «А я на это тоже способна?»
Из русской прозы 20-х:
* Е. Замятин «Наводнение» — потому что в ряду всех произведений про мистический Санкт-Петербург, который (судя по классике и по новостям) так и толкает жителей на кровавые поступки, это самый до мельчайшего стежка, до последней бусинки продуманный текст.
* А. Мариенгов «Циники» — потому что про страшную изнанку строительства нового мира просто нужно знать. Всегда.
* П. Романов «Без черёмухи» особенно, но вообще все рассказы. Конкретно рассказ «Без черёмухи» заинтересовал, как текст, который тогда, в те, как говорила Ахматова, вегетарианские годы, вообще добрался до читателя. Текст про свободные отношения, про снисходительный взгляд на любовь, нежность и любое проявление чувств, как на проявление мещанства, чего-то совершенно лишнего для Советского человека.
Из книг про образование и школу:
* А. Мурашов «Другая школа 2» — потому что в отличие от первой «Другой школы» здесь примеры наших российский школ, наших российских учителей, которые учат иначе.
* A. Pollack «Why Meadow died» — потому что это книга-расследование одного из самых громких скулшутингов в США. Потому что она ярко иллюстрирует, как один правовой акт об уменьшении количества арестов детей в школах повлёк за собой страшный перекос системы образования, при котором учителя оказались абсолютно бесправны и неспособны даже заявить о неправомерном поведении ученика из страха испортить статистику. Такие примеры просто надо знать, чтобы не допустить перекосов в нашей стране.
* К. Дуэк «Гибкое сознание» — потому что книга написана на основе многолетних лонгитюдных исследований о том, как всего лишь сдвиг в сторону похвалы не за результат, а за процесс в корне меняет мотивацию детей к обучению и в итоге их академические результаты.
Из «нехудожки» не про школу:
* Sh. Stone «The Beauty of living Twice» — потому что теперь, когда я знаю, сколько пережила Шэрон Стоун, я в минуты отчаяния говорю себе: «Тебе не стыдно?»
* О. Хлевнюк «Сталин. Жизнь одного вождя» — потому что книг в жанре нон-фикшен, в которых такое обилие отсылок на реальные документы, крайне мало, вот это одна из таких.
* D. Keys «The Story of Billy Milligan» — потому что после изучения истории реального человека с 24 личностями, который из одной идеально говорил на арабском, из другой был крутым инженером, из третьей талантливым художником, а из основной личности ничего из этого не умел, задумываешься, на что вообще способен наш мозг, ещё по истории Билли Миллигана задумываешься о последствиях насилия, перенесённого в детстве, конечно же.
Из современной «художки»
* М. Франко «Дни нашей жизни» — потому что это прямо Альмадовар чеховским языком.
Из мировой перечитанной классики
* Г. Гессе «Игра в бисер» — потому что теперь я читала «Игру в бисер» с точки зрения портрета настоящего учителя и рассуждения на тему, может ли быть учителем тот, кто сам ничего не творит и не создаёт, например, учитель словесности, который сам ничего не пишет, биолог, который сам не проводит эксперименты, не работает в лаборатории и т. д.
* Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» — потому что я его перечитываю каждый год, никаких рациональных объяснений нет, просто любовь.
В. Набоков «Лолита» — потому что в этот раз читала без оценки сюжета и разворачивающейся на страницах трагедии, как новаторское для своего времени произведение, и что-то совершенно невообразимое для наших дней.
Да, чуть не забыла. Была же еще одна книга, которая сильно повлияла на весь мой год в принципе. Моя книга «Травля: со взрослыми согласовано», книга из-за которой этот блог, из-за которой я теперь снова преподаю учителям, из-за которой я встретилась с сотнями и сотнями новых прекрасных людей.
Хороший был год)))
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.
Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе».
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.