Найти тему

ТОП-15 книг моего 2021 года

Мое любимое место, около книжных полок
Мое любимое место, около книжных полок

Очень мне нравится идея подводить итоги года книгами. Вот не хочется мне в этом году ни рекордами, ни антирекордами, ни планами. Хочу книгами.

Итак, 2021 год у меня прошёл в основном под эгидой русской прозы 20-30х годов, литературы про образование, а также перечитывания и переосмысления классики. Всего остального было по чуть-чуть. Вот как это выглядит в цифрах:

Русская проза 30-х — 10 книг

Русская проза 20-х — 10 книг

Литература про образование (от книг про образование в целом до прикладных с конкретными техниками и исследованиями) — 30 книг

Нехудожественная литература по темам, не связанным со школой — 20 книг

Современная художественная литература — 10 книг

Мировая классика, которую я перечитывала — 35 книг

Всего получилось 115, что я считаю позорно мало, но как есть. Из этих книг больше половины — аудиоформат в пробочной Москве или во время тренировок. Расстраиваюсь, что лишь с десяток наберётся книг на языках оригинала, пандемия сильно усложняет поездки, а Amazon доставляет на верблюдах, видимо, последние два года. Но опять же, как есть.

А теперь моя любимая часть итогов года. Расскажу о 15 книгах, которые тронули моё сердце или взорвали мозг. Коротко поясню почему. Вдруг на каникулах кому-то пригодится ))) Уже заранее вам завидую, если вы эти книги еще только будете открывать.

Из русской прозы 30-х:

* В. Набоков «Пильгрим» — потому что такого красивого описания смерти я ещё никогда не встречала в литературе.

* Л. Чуковская «Софья Петровна» — потому что это одна из тех редких, книг написанных про 37-й год почти тогда же, в 39-м, написанная очевидцем. Потому что я недели две не могла спать от мысли о том, как можно медленно, по капле, по чуть-чуть сковать сознание людей страхом, как ты, обыватель, можешь быть вне политики, но политика всё равно проникнет внутрь тебя, как инстинкт самосохранения может заставить мать предать единственного и любимого сына. Чуковская вывернула меня наизнанку вопросом к самой себе «А я на это тоже способна?»

Из русской прозы 20-х:

* Е. Замятин «Наводнение» — потому что в ряду всех произведений про мистический Санкт-Петербург, который (судя по классике и по новостям) так и толкает жителей на кровавые поступки, это самый до мельчайшего стежка, до последней бусинки продуманный текст.

* А. Мариенгов «Циники» — потому что про страшную изнанку строительства нового мира просто нужно знать. Всегда.

* П. Романов «Без черёмухи» особенно, но вообще все рассказы. Конкретно рассказ «Без черёмухи» заинтересовал, как текст, который тогда, в те, как говорила Ахматова, вегетарианские годы, вообще добрался до читателя. Текст про свободные отношения, про снисходительный взгляд на любовь, нежность и любое проявление чувств, как на проявление мещанства, чего-то совершенно лишнего для Советского человека.

С этой полки непрочитанными осталось только две про Видимое обучение
С этой полки непрочитанными осталось только две про Видимое обучение

Из книг про образование и школу:

* А. Мурашов «Другая школа 2» — потому что в отличие от первой «Другой школы» здесь примеры наших российский школ, наших российских учителей, которые учат иначе.

* A. Pollack «Why Meadow died» — потому что это книга-расследование одного из самых громких скулшутингов в США. Потому что она ярко иллюстрирует, как один правовой акт об уменьшении количества арестов детей в школах повлёк за собой страшный перекос системы образования, при котором учителя оказались абсолютно бесправны и неспособны даже заявить о неправомерном поведении ученика из страха испортить статистику. Такие примеры просто надо знать, чтобы не допустить перекосов в нашей стране.

* К. Дуэк «Гибкое сознание» — потому что книга написана на основе многолетних лонгитюдных исследований о том, как всего лишь сдвиг в сторону похвалы не за результат, а за процесс в корне меняет мотивацию детей к обучению и в итоге их академические результаты.

Из «нехудожки» не про школу:

* Sh. Stone «The Beauty of living Twice» — потому что теперь, когда я знаю, сколько пережила Шэрон Стоун, я в минуты отчаяния говорю себе: «Тебе не стыдно?»

* О. Хлевнюк «Сталин. Жизнь одного вождя» — потому что книг в жанре нон-фикшен, в которых такое обилие отсылок на реальные документы, крайне мало, вот это одна из таких.

* D. Keys «The Story of Billy Milligan» — потому что после изучения истории реального человека с 24 личностями, который из одной идеально говорил на арабском, из другой был крутым инженером, из третьей талантливым художником, а из основной личности ничего из этого не умел, задумываешься, на что вообще способен наш мозг, ещё по истории Билли Миллигана задумываешься о последствиях насилия, перенесённого в детстве, конечно же.

Вот это рассчитываю прочитать на каникулах, ну кроме словаря, конечно, он для Коэльо
Вот это рассчитываю прочитать на каникулах, ну кроме словаря, конечно, он для Коэльо

Из современной «художки»

* М. Франко «Дни нашей жизни» — потому что это прямо Альмадовар чеховским языком.

Из мировой перечитанной классики

* Г. Гессе «Игра в бисер» — потому что теперь я читала «Игру в бисер» с точки зрения портрета настоящего учителя и рассуждения на тему, может ли быть учителем тот, кто сам ничего не творит и не создаёт, например, учитель словесности, который сам ничего не пишет, биолог, который сам не проводит эксперименты, не работает в лаборатории и т. д.

* Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» — потому что я его перечитываю каждый год, никаких рациональных объяснений нет, просто любовь.

В. Набоков «Лолита» — потому что в этот раз читала без оценки сюжета и разворачивающейся на страницах трагедии, как новаторское для своего времени произведение, и что-то совершенно невообразимое для наших дней.

Да, чуть не забыла. Была же еще одна книга, которая сильно повлияла на весь мой год в принципе. Моя книга «Травля: со взрослыми согласовано», книга из-за которой этот блог, из-за которой я теперь снова преподаю учителям, из-за которой я встретилась с сотнями и сотнями новых прекрасных людей.

Вот такие фото мне присылают читатели)))
Вот такие фото мне присылают читатели)))

Хороший был год)))

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, делюсь лайфхаками и историями из жизни.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе».

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.