Найти в Дзене
Блокнот математика

Сократовский диалог об отрицателях, логике и страхе

Действующие лица: Место действия: научная станция близ Бетельгейзе. Время действия: канун нового 2222 года в системе отсчета Земли. С: Учитель, я нашел в архиве вашего канала комментарий. Человек говорит, что ряд известных земных ученых XX века не приняли теорию относительности, когда она появилась. Называет имена, и довольно известные: лорд Кельвин, Никола Тесла, Леон Бриллюэн. Б: Подумай, ты мог бы составить список известных ученых, которую теорию признали? С: И предлинный! Б: И что бы сказал на это этот человек? С: Что в науке решает не длина списка и не количество титулов. Б: А что решает в науке? С: Аргументы и эксперименты. Б: И какие же аргументы и эксперименты эти люди предъявили против теории относительности? С: Ну... Бриллюэн написал книжку "Новый взгляд на теорию относительности". Б: Ты ее читал? С: Конечно! Б: И? С: Он не отвергает теорию относительности. Его основная мысль - что надо бы больше экспериментов для проверки ОТО. Б: Остальные? С: Не знаю. Но наверное, что-то

Действующие лица:

  1. старый профессор по прозвищу Блокнот (Б);
  2. молодой студент (С).

Место действия: научная станция близ Бетельгейзе.

Время действия: канун нового 2222 года в системе отсчета Земли.

Это Сократ. Наверное, с Платоном. Рисунок не с натуры. И не мой.
Это Сократ. Наверное, с Платоном. Рисунок не с натуры. И не мой.

С: Учитель, я нашел в архиве вашего канала комментарий. Человек говорит, что ряд известных земных ученых XX века не приняли теорию относительности, когда она появилась. Называет имена, и довольно известные: лорд Кельвин, Никола Тесла, Леон Бриллюэн.

Б: Подумай, ты мог бы составить список известных ученых, которую теорию признали?

С: И предлинный!

Б: И что бы сказал на это этот человек?

С: Что в науке решает не длина списка и не количество титулов.

Б: А что решает в науке?

С: Аргументы и эксперименты.

Б: И какие же аргументы и эксперименты эти люди предъявили против теории относительности?

С: Ну... Бриллюэн написал книжку "Новый взгляд на теорию относительности".

Б: Ты ее читал?

С: Конечно!

Б: И?

С: Он не отвергает теорию относительности. Его основная мысль - что надо бы больше экспериментов для проверки ОТО.

Б: Остальные?

С: Не знаю. Но наверное, что-то говорили.

Б: Их аргументы актуальны до сих пор?

С: Не знаю, учитель. Наверное, нет, иначе мы бы знали: ведь о проблемных местах ОТО написано в каждом учебнике тех лет. Значит, либо аргументы были изначально несостоятельны, либо потом они нашли свое опровержение.

Б: А зачем этот человек приводит титулы этих людей, если они не играют роли?

С: Вес ученого нужен единственно лишь для того, чтобы к его словам относились более серьезно.

Б: Верно. Но аргументов, как мы выяснили, нет. Тогда зачем называть громкие имена?

С: Очевидно, это демагогический приём. Простите, учитель.

Б: Ещё вопросы?

С: Он еще пишет, что в последнее время мало кто активно высказывается в защиту теории относительности.

Б: А много ли географов высказываются в защиту шарообразности Земли? Много ли экспедиций отправлено для доказательства возможности обогнуть Земной шар?

С: Я понял, учитель. Но он еще пишет, что есть примеры, когда заблуждения в науке держались долго. Приводит пример теории Коперника, которую не признавали триста лет. Спорно, конечно, насчет трехсот, но ведь такие примеры и правда существуют.

Б: И какой он делает вывод?

С: Что и теория относительности может быть таким заблуждением.

Б: То есть он признает, что новое учение может не сразу быть признано всеми?

С: Да, учитель.

Б: А теория относительности?

С: ...

Б: А почему этот человек вообще завел этот разговор?

С: Он говорит, что он скептик, сомневающийся во всем, думающий своей головой и не принимающий ничего на веру.

Б: Во Всемирно Известной Галактической Энциклопедии (ВИГЭпедии) есть вся информация по экспериментам и наблюдениям, подтверждающим теорию относительности? Доступны ли книги и статьи по теме? В открытом ли доступе архивы моего канала за двести лет?

С: Да, учитель.

Б: Скептик не прочел все эти материалы?

С: Очевидно, нет, учитель.

Б: То есть, он поверил старым вбросам про три с половиной эксперимента?

С: Очевидно, он не скептик.

Б: Как мы называем человека, не следующего собственным убеждениям?

С: [длинное изысканное оскорбление на Бетельгезийском научном языке]

Б: Еще вопросы?

С: Но учитель, может и правда были сомневающиеся, который помалкивают из опасения.

Б: Опасения чего?

С: Расправы. Увольнения с научной должности. Обструкции. Мало ли чего! Ходят слухи, что на Земле в 20 веке было закрытое постановление о запрете критики теории относительности.

Б: Текст постановления есть в архивах?

С: В открытом доступе нет. Оно же закрытое!

Б: Откуда тогда известно, что оно запрещает?

С: Со слов какого-то человека.

Б: Чтобы запрет работал, его нужно донести до каждого, верно?

С: Именно, учитель!

Б: Как можно донести до каждого текст закрытого запрета?

С: Ну хорошо, учитель, но ведь нельзя исключать, что какие-то запреты всё-таки были.

Б: Во всех странах, в том числе недолюбливающих друг друга? Распространяющихся на все общественные институты?

С: Да, это неправдоподобно.

Б: Скажи, а критика теории относительности в 20 веке на Земле существовала?

С: Да! В архивах вашего канала есть много ссылок. Например, на опыт Басова с лазерами.

Б: В каком году статья Басова была подана и в каком опубликована?

С: В 1965 и 1966 соответственно.

Б: А Закрытое Постановление, по легенде, в каком году было издано?

С: В 1964...

Б: Ты читал статью Басова?

С: Разумеется, учитель!

Б: Там есть критика теории относительности?

С: Нет. Авторы сразу поясняют, что имеют в виду, и сообщают, что принцип причинности не нарушен. Они понимают, что сверхсветовое движение принципу причинности противоречит, то есть признают ТО.

Б: Еще критика?!

С: Артеха и Смульский.

Б: Ты их читал?

С: Пришлось, учитель. Это было моё наказание за недостаточное усердие.

Б: И?

С: Наказание было слишком сурово. Такое читать очень тяжело!

Б: Я по сути спрашиваю!

С: У одного глупости, у другого критики по существу и нет.

Б: Научные сотрудники?

С: Да, учитель.

Б: Уничтожены? Оштрафованы? Отстранены от работы? Изгнаны из науки?

С: Нет, учитель. Может, они крупные ученые, которых не тронешь?

Б: Посмотри на их рейтинги.

С: Тьфу. С такими никто церемониться бы не стал. Средний уровень ученого бы подрос, если бы их изгнали. Но вот Ван Фландерн был еще и какой-то канадец.

Б: Это другое государство. С ними что?

С: Умерли своей смертью, до конца жизни оставались в науке. Аргументы несостоятельны. Китаец Фанг Лиангджао?

Б: Если даже он реальный человек, то почему опубликовал статью в русском нерецензируемом журнале и почему ее приняли, несмотря на все запреты?

С: Ваша логика, как всегда, непобедима, учитель. Я опять разбит наголову.

Б: Это нормально. Свари, пожалуйста, кофе. И как ты думаешь, почему сейчас такие скептики нам больше не досаждают?

С: Очевидно, это связано с запретом 2042 года на выход в Сеть без теста на интеллект, а также с введением ответственности за публичное оглашение заведомо ложных сведений и, главное, с недопуском идиотов к межзвездной экспансии.

Примечание: все комментарии, на которые ссылается студент, действительно были на канале. Со всеми логическими ошибками.
Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Новости популярной науки12 марта 2022