Действующие лица:
- старый профессор по прозвищу Блокнот (Б);
- молодой студент (С).
Место действия: научная станция близ Бетельгейзе.
Время действия: канун нового 2222 года в системе отсчета Земли.
С: Учитель, я нашел в архиве вашего канала комментарий. Человек говорит, что ряд известных земных ученых XX века не приняли теорию относительности, когда она появилась. Называет имена, и довольно известные: лорд Кельвин, Никола Тесла, Леон Бриллюэн.
Б: Подумай, ты мог бы составить список известных ученых, которую теорию признали?
С: И предлинный!
Б: И что бы сказал на это этот человек?
С: Что в науке решает не длина списка и не количество титулов.
Б: А что решает в науке?
С: Аргументы и эксперименты.
Б: И какие же аргументы и эксперименты эти люди предъявили против теории относительности?
С: Ну... Бриллюэн написал книжку "Новый взгляд на теорию относительности".
Б: Ты ее читал?
С: Конечно!
Б: И?
С: Он не отвергает теорию относительности. Его основная мысль - что надо бы больше экспериментов для проверки ОТО.
Б: Остальные?
С: Не знаю. Но наверное, что-то говорили.
Б: Их аргументы актуальны до сих пор?
С: Не знаю, учитель. Наверное, нет, иначе мы бы знали: ведь о проблемных местах ОТО написано в каждом учебнике тех лет. Значит, либо аргументы были изначально несостоятельны, либо потом они нашли свое опровержение.
Б: А зачем этот человек приводит титулы этих людей, если они не играют роли?
С: Вес ученого нужен единственно лишь для того, чтобы к его словам относились более серьезно.
Б: Верно. Но аргументов, как мы выяснили, нет. Тогда зачем называть громкие имена?
С: Очевидно, это демагогический приём. Простите, учитель.
Б: Ещё вопросы?
С: Он еще пишет, что в последнее время мало кто активно высказывается в защиту теории относительности.
Б: А много ли географов высказываются в защиту шарообразности Земли? Много ли экспедиций отправлено для доказательства возможности обогнуть Земной шар?
С: Я понял, учитель. Но он еще пишет, что есть примеры, когда заблуждения в науке держались долго. Приводит пример теории Коперника, которую не признавали триста лет. Спорно, конечно, насчет трехсот, но ведь такие примеры и правда существуют.
Б: И какой он делает вывод?
С: Что и теория относительности может быть таким заблуждением.
Б: То есть он признает, что новое учение может не сразу быть признано всеми?
С: Да, учитель.
Б: А теория относительности?
С: ...
Б: А почему этот человек вообще завел этот разговор?
С: Он говорит, что он скептик, сомневающийся во всем, думающий своей головой и не принимающий ничего на веру.
Б: Во Всемирно Известной Галактической Энциклопедии (ВИГЭпедии) есть вся информация по экспериментам и наблюдениям, подтверждающим теорию относительности? Доступны ли книги и статьи по теме? В открытом ли доступе архивы моего канала за двести лет?
С: Да, учитель.
Б: Скептик не прочел все эти материалы?
С: Очевидно, нет, учитель.
Б: То есть, он поверил старым вбросам про три с половиной эксперимента?
С: Очевидно, он не скептик.
Б: Как мы называем человека, не следующего собственным убеждениям?
С: [длинное изысканное оскорбление на Бетельгезийском научном языке]
Б: Еще вопросы?
С: Но учитель, может и правда были сомневающиеся, который помалкивают из опасения.
Б: Опасения чего?
С: Расправы. Увольнения с научной должности. Обструкции. Мало ли чего! Ходят слухи, что на Земле в 20 веке было закрытое постановление о запрете критики теории относительности.
Б: Текст постановления есть в архивах?
С: В открытом доступе нет. Оно же закрытое!
Б: Откуда тогда известно, что оно запрещает?
С: Со слов какого-то человека.
Б: Чтобы запрет работал, его нужно донести до каждого, верно?
С: Именно, учитель!
Б: Как можно донести до каждого текст закрытого запрета?
С: Ну хорошо, учитель, но ведь нельзя исключать, что какие-то запреты всё-таки были.
Б: Во всех странах, в том числе недолюбливающих друг друга? Распространяющихся на все общественные институты?
С: Да, это неправдоподобно.
Б: Скажи, а критика теории относительности в 20 веке на Земле существовала?
С: Да! В архивах вашего канала есть много ссылок. Например, на опыт Басова с лазерами.
Б: В каком году статья Басова была подана и в каком опубликована?
С: В 1965 и 1966 соответственно.
Б: А Закрытое Постановление, по легенде, в каком году было издано?
С: В 1964...
Б: Ты читал статью Басова?
С: Разумеется, учитель!
Б: Там есть критика теории относительности?
С: Нет. Авторы сразу поясняют, что имеют в виду, и сообщают, что принцип причинности не нарушен. Они понимают, что сверхсветовое движение принципу причинности противоречит, то есть признают ТО.
Б: Еще критика?!
С: Артеха и Смульский.
Б: Ты их читал?
С: Пришлось, учитель. Это было моё наказание за недостаточное усердие.
Б: И?
С: Наказание было слишком сурово. Такое читать очень тяжело!
Б: Я по сути спрашиваю!
С: У одного глупости, у другого критики по существу и нет.
Б: Научные сотрудники?
С: Да, учитель.
Б: Уничтожены? Оштрафованы? Отстранены от работы? Изгнаны из науки?
С: Нет, учитель. Может, они крупные ученые, которых не тронешь?
Б: Посмотри на их рейтинги.
С: Тьфу. С такими никто церемониться бы не стал. Средний уровень ученого бы подрос, если бы их изгнали. Но вот Ван Фландерн был еще и какой-то канадец.
Б: Это другое государство. С ними что?
С: Умерли своей смертью, до конца жизни оставались в науке. Аргументы несостоятельны. Китаец Фанг Лиангджао?
Б: Если даже он реальный человек, то почему опубликовал статью в русском нерецензируемом журнале и почему ее приняли, несмотря на все запреты?
С: Ваша логика, как всегда, непобедима, учитель. Я опять разбит наголову.
Б: Это нормально. Свари, пожалуйста, кофе. И как ты думаешь, почему сейчас такие скептики нам больше не досаждают?
С: Очевидно, это связано с запретом 2042 года на выход в Сеть без теста на интеллект, а также с введением ответственности за публичное оглашение заведомо ложных сведений и, главное, с недопуском идиотов к межзвездной экспансии.
Примечание: все комментарии, на которые ссылается студент, действительно были на канале. Со всеми логическими ошибками.