Я давно хотела начать изучение или хотя бы небольшое знакомство с японским искусством. То, что является мейнстримом сейчас, пришедшим из Японии - мне очень нравится. Нравится эстетика и стиль японского кино. Я даже посмотрела японский мультсериал. А также знакома с японскими мультфильмами из детства и конечно с творчеством Миядзаки. Но по-настоящему меня удивило то, что японское искусство оказало влияние даже на Ван Гога. Тогда я задумалась насколько сильно эта маленькая страна на самом деле влияет на нас.
В первую очередь то, что нравится мне - это их отношение к природе. У них всегда очень красивые пейзажи, как будто одухотворены. Какое-то тонкое отношение к свету, то есть вся картина наполнена переливами. Они - философски настроенные художники, и это отражается в искусстве.
Во-вторых, лаконичность. Такое ощущение, что именно они придумали минимализм. По-моему у них даже есть термин «ничего лишнего». Пустота является одной из характеристик нахождения в буддизме. В общем эта философия слишком глубока, чтобы описать ее несколькими словами.
Каллиграфия
Но пока я наблюдаю тенденцию - те художники, которые нравятся мне, очень увлечены японским искусством. Поэтому я решила сама узнать о нем немного больше.
Из всего, о чем я слышала - я знаю немного о каллиграфии. О ней и поведаю немного в этой статье.
Каллиграфия - это искусство красивой письменности. Весь леттеринг, наверное, идёт от этого искусства. Написание букв вообще очень схоже с живописью. Текст даже был частью живописи, часто сочетался с изображением в виде свисающих побегов плюща или кустов, в которых пасутся олени. Каллиграфия композиционно встраивалась в гравюру.
Каллиграфия порождает синтетические жанры. Хайфа - набросок, который выражает стихотворение, с каллиграфией. Дзэнга - форма выражения учения дзен с помощью иероглифов и живописи. Вера в способность знака выразить смысл философской идеи породила даже художественную абстракцию, содержащую иероглифы. Некоторые картины содержат изображения одного иероглифа, который лаконично заключает в себе ее идею.
Используются простые материалы - рисовая бумага и тушь. Толстые линии выходят на передний план, тонкие остаются на заднем, одно погружение кисти в тушь - это один иероглиф. Мастер, который пишет иероглифы должен быть подготовлен, в первую очередь духовно. В древности каллиграфия считалась наивысшим искусством, которым занимались императоры.
Для японцев занятия каллиграфией это медитация и постижение древней мудрости. Искусством считается сам акт каллиграфии, то есть процесс нанесения иероглифа.
Современная каллиграфия
В современном мире каллиграфия имеет много схожего с графикой. Покрас Лампас - русский современный художник - основатель стиля «каллиграфутуризм» ещё один пример переосмысления японского искусства в современном мире. Имеет огромный успех.
Существует множество курсов по каллиграфии. Учеников учат в первую очередь духовным основам и медитативному процессу. Современные каллиграфы проводят мастер-классы, чтобы показать ученикам действие, которое выполняет каллиграф.
История
Иероглифы пришли в Японию из Китая. Позже эта письменность была приспособлена к японскому языку. Китайская письменность на острове появилась в связи с распространением буддизма. Последователи - мастера каллиграфии видоизменили ее и создали собственные стили.
Именно в Японии мастер вдохновляет на использование текста в искусстве. Показывает эстетические особенности письма и наполняет нас философией.
Как же влияет на нас это искусство каллиграфии сейчас кроме того, что для рисования часто приобретают японскую твёрдую сухую тушь для каллиграфии? Конечно оно вдохновляет нас к медитации и приносит другие восточные ценности - духовносто и мир в душе.
Это своеобразный подход к тексту (символический) и к живописи - лаконичная графика. Мы можем наблюдать современные техники, которые используются в каллиграфии. Благодаря им каллиграфия видоизменяется. Знать японский язык можно, а использовать японские иероглифы - значит добавить живописи ещё одно средство выразительности.