Найти в Дзене
Пульт.ру

Актуальный FAQ о звуке и аудиоаппаратуре #1: ответы на распространённые вопросы читателей

Оглавление

Читатели нашего блога, покупатели и посетители наших шоурумов задают вопросы, некоторые из них многократно повторяются. Для того чтобы ответить на наиболее распространённые, мы решили написать небольшой пост с ответами. В силу того, что некоторые сведения, отраженные в этом FAQ, мы уже публиковали в наших материалах, ответы на ряд вопросов будут сокращены. Некоторые вопросы будут обобщаться.

Понимаю, что «прогревный» и «кабельный» холивары многим порядком поднадоели, но в связи с большим количеством задаваемых вопросов по этой теме, обойти эти темы не удалось. Отмечу сразу, что вопросы о нравственности ценообразования на hi-end аппаратуру находятся вне моей компетенции и вне компетенции наших экспертов, так как ценообразование в большей степени зависит от производителей. По этой причине комментариев на тему «а у вас в магазине усилитель за 100500 $, ай-ай-ай» или «а почему такой-то кабель вообще может столько стоить!?» мы давать не будем.

Распространено мнение, что по ряду параметров виниловый звук превосходит по качеству другие форматы, так ли это, с чем по-вашему связан возврат к этому формату?

О превосходстве винилового звука ничего хорошего сказать не могу. «Виниловый звук» уступает практически всем цифровым форматам в силу архаичной технологии звукоизвлечения и звукозаписи. Проблемы винилового звука отчасти решают фонокорректоры, которые восполняют недостатки частотных проблем, но при этом остаются артефакты: хруст, детонация, треск, фон и т.п.

-2

Если говорить о феномене восставшего из пепла «бессмертного винила», то тенденция скорее эстетически-ностальгическая, нежели обусловленная акустическими достоинствами пластинок и проигрывателей. Само использование виниловых проигрывателей, покупка пластинок, «сакральный» «мистицизм» ритуальных действий с «вертушкой» для некоторых пользователей является крайне важной составляющей. Полагаю, многим, как и мне самому, близка эстетика такого рода. Дальше достаточно простая схема: PR-концепция, маркетинг-стратегия, СМИ, рекламные буклеты, интернет, пара-тройка эпизодов в голливудском кино — и вот воскресший виниловый тренд завоёвывает континенты.

Есть авторы, которые искренне полагают, что винил обладает «живым» звуком, а «живость» -есть наиважнейший критерий качества. Опровергать подобные суждения смысла не имеет, так оные относятся к проблемам истинности веры, а конституцией РФ декларирована свобода вероисповедания.

Не редко в статьях вы описываете такие параметры как КНИ, Кг, связывая с этими характеристиками свои выводы о качестве. Почему вы считаете нелинейные искажения существенными, ведь известно, что АЧХ человеческого слуха нелинейная, а слуховой аппарат способен порождать гармонические искажения?

Описанные вами характеристики являются признанными критериями качества, которые входят в стандарты оценки качества аудиоаппаратуры. Давно доказано, что эти характеристики, как и ряд других, например, IMD, существенно отражаются на качестве звучания.

-3

Что касается нелинейности слуха, то современные исследования в области психоакустики, психологии восприятия, нейрофизиологии, демонстрируют, что человеческий мозг отличает аппаратные искажения от физиологических. В частности, такого мнения придерживаются такие ученые как Алдошина, Бозе, Морозов.

Почему вы отрицаете «прогрев» наушников и динамиков, ведь это электромеханические системы, созданные из материалов, которые меняют свои свойства в процессе длительной работы?

В нашей статье нигде не утверждалось, что не могут меняться свойства. При этом такие изменения в известных нам аппаратных исследованиях не выходят за пределы величин, которыми можно пренебречь, и со стремящейся к бесконечности вероятностью подобные изменения не способны повлиять на звук так, чтобы это услышало человеческое ухо.
При этом доказан факт, что человеческий слух адаптируется к новым параметрам звука, по этой причине и возникает пресловутая иллюзия эффекта от прогрева.

-4

Описанное выше касается в первую очередь динамических наушников. Ряд производителей планарных (изодинамических) наушников рекомендует так называемый «прогрев». В этих компаниях считают, что растяжение мембраны при многочасовом воспроизведении шума или музыки могут положительно повлиять на акустические свойства. Специалисты таких компаний как SHURE и Sennheiser опровергают подобные выводы.

Для справки: мы продаём диски с розовым шумом для прогрева аппаратуры, так как они пользуются спросом среди людей, убеждённых в действенности прогрева. Я некоим образом не посягаю на веру этих людей. При этом убеждён, что любой процесс настройки, отладки аппаратуры должен быть не просто обоснован, но доказан с научной точки зрения.

В комментариях вы неоднократно утверждали, что «прогрев» акустических кабелей является бесполезным занятием. В связи с этим вопрос: ставите ли вы под сомнение концепцию акустического фонона, в соответствии с которой ряд исследователей основывает выводы об эффекте прогрева кабелей? Считаете ли вы неправильным мнение авторитетного инженера Сухова, автора усилителя высокой точности воспроизведения, об эффекте прогрева кабелей?

Я ставлю под сомнение «прогрев» кабелей, равно как и «прогрев» наушников и усилителей, так как этот процесс ни теоретически, ни практически не был обоснован. Судя по полученным мной данным концепция квазичастицы фонона и основанные на этой концепции выводы, никоим образом не связаны с эффектами прогрева кабелей. Приведённая вами квазичастица используется для упрощения математических расчетов в физике сверхпроводников, процессов теплопроводности, процессов рассеяния в твердых телах.

-5

На сколько мне известно (я консультировался с компетентными специалистами), в физике твёрдого тела не известно ни одной теории и (или) научной работы, которая бы описывала эффекты изменения звука аудиоаппаратуры в результате «прогрева» (прогона) кабелей, в том числе базирующихся на концепции фонона. Доводилось слышать о маркетологических спекуляциях, частично основывающихся на этой концепции, но не имеющих ничего общего с физикой кроме заимствования терминологического аппарата.

Относительно Сухова, мне не доводилось читать доказательных выводов и исследований этого автора об использовании прогрева. Некоторые авторы лишь ссылаются на то, что Сухов считает «прогрев» действенным, но ничем это не аргументирует.

Воспринимается ли слухом наличие фазовых искажений в АС с задержкой менее 0.5 мк, испортит ли такая задержка звук АС?

Существенные фазовые искажения ощутимо негативно влияют на звук, однако большинство современных производителей акустических систем стремятся учитывать это влияние, в результате фазовые искажения многих современных АС находятся за порогом слышимости. Указанное вами время задержки не может повлиять на звук, так как значение задержки превышает порог восприятия.

-6

По какой причине аудиоаппаратура, имеющая идентичные значения (КНИ, IMD, AЧХ, ФЧХ, и пр.), звучит по-разному?

Доказано, что параметры, о которых вы писали, влияют на качество звука. При этом сегодня известны и изучены не все параметры, которые используются человеческим мозгом для обработки информации о звуке. Ежегодно специалисты в этой области делают открытия, интенсивно ведется работа по выявлению необходимых параметров.

Искренне надеемся, что публикация оказалось полезной.
Всем хорошего звука и настроения!

PULT.ru ― Ваш личный эксперт в электронике!

#оффтоп #звук #акустика #pult.ru #hi-fi #аудиофилы #хай-фай #пульт.ру #аудиосистемы