Найти тему
Электромозг

Российский процессор Эльбрус и его тестирование в Сбере. Что там произошло на самом деле?

Не так давно я уже упоминал о наделавшем шуму тестировании серверов на процессорах Эльбрус в Сбере, которые показали там провальный результат. В СМИ начался шквал эмоций, и заключения, как всегда, далёкие от истины. Скептики начали кидаться тапками в МЦСТ, а приверженцы МЦСТ — в Сбер. Досталось всем. В итоге бесплатно набили друг другу интерфейсы. А правда крылась, как всегда, в нюансах.

Итак, по факту это не было тестированием в том смысле, что «вот, у нас есть серверы, которые мы собираемся вам продавать, протестируйте их». Нет! Это была разведка боем, типа «вот, у нас есть проверенные, стабильно работающие серверы на процессоре предыдущего поколения, давайте попробуем их потестировать в реальных условиях чтобы понять, в каком направлении нам над ними надо работать дальше». Фактически, МЦСТ нужно было получить от Сбера конкретное, живое техзадание, чтобы работать не абстрактно, а уже с конкретными требованиями, о которых, кстати, никто ранее ничего и не знал — ведь Сбер их никогда нигде не публиковал.

В качестве серверов использовались обычные серверы компании Базальт, неадаптированные под эргономические требования Сбера, поскольку требования эти, как я уже упоминал выше, заранее известны не были. Думаю, что никто заранее даже не знал об их существовании, хотя теперь они кажутся очевидными в отношении компаний, работающих с огромным количеством серверов. Но с этими требованиями, как раз, особенных проблем и нет, поскольку их выполнить будет не так сложно, и это вопрос уже не к МЦСТ, а к Базальту, ибо никакого отношения к самому процессору эти требования не имеют (сколько лампочек и какого цвета вывести на переднюю панель, какие салазки использовать и т.п.).

То же относится и к требованиям, например, использования определённой виртуальной машины, которая должна эксплуатироваться на сервере. Требования Сбера — система виртуализации компании WMware, а она на Эльбрусе не работает и не будет работать никогда. Но это требование методики Сбера устаревшее, поскольку согласно стратегии импортозамещения нельзя использовать иностранные системы виртуализации, поскольку они контролируют всё, что в них запускается. Так что методика Сбера должна быть и будет скорректирована с учётом современных требований импортозамещения.

Что касается производительности, то тут всё сложнее, хотя надо иметь ввиду, что тестировался сервер на процессоре предыдущего поколения — . В свете основной задачи тестирования (а это фактически получение техзадания) становится понятно, почему тестировались серверы на старом процессоре, а не на уже существовавшем тогда новом 8СВ. Компании МЦСТ было важно выявить принципиальные проблемы процессора, а не детские болезни новой платформы сервера. Поэтому и тестировался старый, уже вылизанный в техническом плане сервер, а не новый, потенциально имеющий, например, недоработки в железе материнской платы. Так что тут ругать МЦСТ не за что — ими изначально ставилась не та задача, которую выдумали себе СМИ.

-2

Когда дело коснётся реального тестирования серверов для потенциального приобретения Сбером, то конечно будут предложены серверы на 8СВ, над которыми уже будет проведена работа над ошибками и которые будут оптимизированы уже под конкретные приложения Сбера.

Касательно синтетических тестов, на они дали 2-3-кратное отставание от серверов, которые сейчас используются в Сбере. Но на 8СВ показатели, судя по всему, будут ощутимо лучше, не говоря уже о 16С, инженерные образцы которого уже существуют. Так что тут не всё так фатально, хотя и не совсем, на мой взгляд, удовлетворительно. Но в МЦСТ смотрят на это с оптимизмом. Видимо, знают о своём процессоре больше, чем я )))

Что касается реального софта, для тестирования его работы в Сбере имеется целый программный комплекс. Это довольно большое приложение, написанное на Java, плюс база данных. МЦСТ предоставил Сберу Java-машину, но поскольку была неизвестна специфика софта, который будет на ней запускаться, настройкой машины занимались сотрудники Сбера. Но это целая система настроек, порой неочевидных, и хорошо её настроить — это целое искусство. Имеющаяся в Сбере Java-машина, работающая на Intel, тоже настроена очень сложно, и столь же далека от настроек по умолчанию. Хорошо настроить машину под особенности Эльбруса в настоящее время могут только специалисты МЦСТ. А этого пока полноценно не получилось.

Между тем, после получения первых результатов специалисты МЦСТ по сути вслепую (доступа к тестируемому серверу они не получали, ибо секретность Сбера, ковид, и всё такое) подобрали некоторые опции, и в течение 2-3 недель сумели ускорить Java-машину в два раза. А сейчас уже есть предварительная договорённость со Сбером, что он всё же передаст в МЦСТ свой программный комплекс тестирования, и тогда специалисты смогут в спокойной лабораторной обстановке уже максимально точно настроить свою Java-машину, и даже доработать её при необходимости, что может дать дополнительный ощутимый прирост производительности.

Так что идёт планомерная работа, и видя все эти эмоциональные интерпретации в СМИ я начинаю понимать, почему наши компании-разработчики далеко не всегда стремятся к публичности.

На сегодня всё, с наступающим вас Новым Годом, но мы ещё увидимся. Ставьте лайки, пишите свои мысли в комментариях и подписывайтесь на канал, если вы по какой-то причине этого ещё не сделали! Пока!

Статья подготовлена по материалам: https://youtu.be/vgQ4p7xVnD0