Найти в Дзене

Подготовка к сжатому изложению. Учим находить ключевые слова

Оглавление

Первое задание в ОГЭ по русскому языку - сжатое изложение. Прежде чем работать над сжатием текста, нужно научить детей его понимать и запоминать. В этом поможет работа с ключевыми словами.

Многие ученики воспринимают написание изложения как механическое действие. Поэтому считают, что самое главное при подготовке к этому виду работы - научиться быстро записывать текст, который читает диктор.

Однако изложение - это не диктант. Записать весь текст, без пропусков его фрагментов, не теряя ни одной мысли, могут лишь единицы. В большинстве случаев у учеников после просушивания записи остается лист с набором непонятных, не связанных друг с другом слов, к тому же зачастую сокращенных. Как потом эти слова соединить друг с другом и получить нормальные предложения, девятиклассники не понимают.

Поэтому считать изложение конспектированием в корне неправильно. Изложение - это особый, достаточно сложный вид работы, готовиться к которому надо заранее. И лучше всего начинать это делать с поиска ключевых слов. Но обо всем по порядку.

Предлагаю фрагмент занятия, на котором учитель объясняет ученикам, что такое ключевые слова и как с ними работать.

Известный поэт Александр Блок писал: "Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды". То же самое можно сказать о любом тексте.

В каждом тексте есть главные слова, в которых заключается его суть, и второстепенные слова, дополняющие эту суть. Эти главные слова называются ключевыми. Их необходимо уметь выделять в тексте, чтобы справиться с написанием изложения на ОГЭ.

Проведем небольшое наблюдение. Прочитайте слова в обеих группах и определите, по каким из них можно догадаться, о какой сказке идёт речь.

1 группа: жил, пошёл, пришёл, молвит, дам, ступай, рассказал, наше.

2 группа: 33 лет и 3 года, старик, старуха, невод, золотая рыбка, откуп, отпустил, корыто.

Какие из этих слов можно назвать ключевыми? Почему? (Слова во второй группе, так как они называют героев, основные предметы и действия, количества).

Так какие же слова являются ключевыми?

  • Грамматическая основа или один из главных членов.
  • Слова, называющие персонажей, основные понятия, явления, предметы или действия.
  • Даты, числа.
  • Собственные наименования.

Именно их следует искать (видеть, слышать) в тексте.

Как искать ключевые слова?

  1. Прочитайте (прослушайте) текст.
  2. Определите его тему (о чём он в целом?)
  3. Разделите текст на части.
  4. Определите микротемы, составьте план.
  5. Из каждого предложения выпишите по 1 - 4 ключевых слова, которые подскажут содержание всей фразы.
  6. Закройте текст и попробуйте пересказать его с опорой на выписанные ключевые слова.

Проведем практическую работу.

Текст (взят с сайта ФИПИ).

Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.

Предлагаем ученикам начертить таблицу. В первой колонке - пункт плана, во второй - ключевые слова.

Если текст печатный, то можно сначала ключевые слова подчеркнуть простым карандашом. Если учитель дает текст в аудиозаписи, то на первых порах следует после каждого предложения останавливать запись и давать ученикам время. Лучше выписывать ключевые слова из каждого предложения с новой строки, ставя в начале строк черточки или другие значки.

Вот примерный результат работы с данным текстом.

-2

1. Роль отца.

- необходимо, семью

- скреплялась, авторитет отца, глава

- уважали

- сельхозработы, строительство, лес

- взрослые сыновья

2. Роль матери.

- домашним хозяйством

- скот, питание, одежда

- дети, научившись ходить

3. Хорошая семья.

- доброта, терпимость, прощение, взаимная любовь

- сварливость, наказание судьбы

- уступить, забыть, ответить добром

- любовь и согласие, за пределами дома

- не уважающего родных, уважения к другим.

После этого необходимо предложить ребятам выполнить работу наоборот: по ключевым словам восстановить и записать исходный текст. На данном этапе подготовки к изложению можно не требовать сжатия. Задача учителя - научить видеть (слышать) и выписывать ключевые слова, а не механически, без понимания, записывать текст.

В других статьях я расскажу, как можно продолжить работу по обучению сжатому изложению.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".