Киноальманах Тимура Бекмамбетова уже несколько раз прощался со зрителями. Накануне 2019 г. вышел седьмой фильм «Елки последние», уже в названии уверенно заявляющий, что история закончилась. Но уникальность «Елок» именно в том, что они вообще не имеют начала и конца и могут спокойно продолжаться почти неограниченное количество серий.
Единственное убедительное ограничение — востребованность у зрителей. Но, похоже, с этим все в порядке. Так действительно ли проект Бекмамбетова стал народным новогодним кино?
Автор: Анна Макарова, лектор по кино
Чужие сказки
У каждой страны есть свои фильмы для новогодних и рождественских праздников. Они не только возвращают зрителей в сказку, но и позволяют им ощутить особенное праздничное единение. Мир, застывший в ожидании Нового года или Рождества, — это мир, лишенный зла и несправедливости, мир, в который вот-вот заглянет всеобщее, неизбежное счастье.
В современной России с новогодним кино сложилась необычная ситуация.
С одной стороны, мы смотрим культовые западные фильмы: «Один дома», «Реальная любовь», «Бриджит Джонс». Но праздник, показанный в них, отличается от того, что мы видим, выходя на улицу. Нарядные пригородные домики, рождественские песнопения, легкие пальто, спонтанные поездки из Лондона в Париж — все это красивая, но не наша сказка.
С другой стороны, мы смотрим советскую классику. Каждый год Женя Лукашин снова летит в давно не существующий город Ленинград. Но и эта сказка не про нас: вот уже 30 лет она даже не про нашу страну.
Историю Рязанова попытались адаптировать для современности. Вышло плохо: фильм получился и не про прошлое, и не про настоящее. И тогда Тимур Бекмамбетов решил создать новое праздничное кино. Так в 2010 г. на широкие экраны вышли «Елки».
Сказки о единстве
Критика фильмов «Елки» с точки зрения кинематографа — занятие настолько же простое, насколько бессмысленное. Проект Бекмамбетова очевидно вторичен: он не предлагает ничего нового в области киноязыка, средств художественной выразительности, построения истории.
Но, во-первых, «Елки» никогда и не стремились стать «настоящим кино». А во-вторых, несмотря на то что франшиза не имеет отношения к искусству, она существует уже больше 10 лет. О чем же эти фильмы?
О попытке найти общий знаменатель
Новый год, фактически, единственный праздник, который способен объединить. Все самые успешные новогодние и рождественские фильмы поднимают именно эту тему, чудесным образом объединяя друзей, влюбленных, да и самих зрителей у экранов. В «Елках» об это говорится напрямую: первый фильм начинается с вида из космоса и голоса Константина Хабенского, а затем в нем бесхитростно обыгрывается знаменитая теория шести рукопожатий.
О равенстве
Именно теория шести рукопожатий так неестественно уравнивает всех героев. Создатели «Елок» утверждают: девочка-сирота, успешный бизнесмен, знаменитая певица и президент России практически ничем не отличаются. Они все хотят сказки и, конечно, получают ее. Президент же становится настоящим «добрым волшебником», свершившим чудо «просто так», следуя, видимо, особенному сказочному провидению.
О добре
В реальности фильмов нет неоднозначных персонажей: все искренне хотят друг другу помочь. Даже если в сюжете и появляются люди, мешающие главным героям, они просто недостаточно счастливы, но в финале обязательно получат свою долю всеобщего чуда и переосмыслят собственные ценности.
Бекмамбетов и его команда берут наиболее понятные, популярные мотивы новогоднего кино, доводят их до абсолюта и таким образом строят каждый из 7 уже вышедших фильмов. Работает ли это?
Сказки о несуществующей стране
Мы не ждем от сказок правды, но нам важно, чтобы они были правдоподобны. Ведь чудо приобретает ценность лишь тогда, когда заметно контрастирует с несовершенной реальностью. Создатели «Елок» слишком старательно сглаживали шероховатости и в итоге показали на экране абсолютно стерильную предновогоднюю Россию.
Сказочная страна Бекмамбетова похожа на страну, в которой мы живем, только тем, что в обеих существуют Красная площадь и Вера Брежнева. Она настолько нереальна, что сказки, рассказанные в «Елках», тоже не становятся «нашими» и о нас. Они о счастливых людях из идеального мира, в котором чудеса — это ежедневная рутина.
Конечно, это не значит, что «Елки» должен был снимать Юрий Быков со всей свойственной ему надрывностью и честностью. Впрочем, режиссер «Дурака» и «Майора» все же участвовал в съемках «Елок 1914» — самой спорной части всего киноальманаха. Как следует из названия, действие переносится в Российскую империю, которая тоже становится страной чудес и ярких красок.
Новогодняя Россия Бекмамбетова так же правдоподобна, как жаркая «Куба», которую герой первых «Елок», влюбленный студент, выстроил в комнате общежития — ради красивого фона во время видеозвонка понравившейся девушке.
Сказки голубого экрана
«Елки» позиционируются как народное кино про обычных людей. Но при этом главные герои фильма подчеркнуто необычны. Это не просто безымянные бизнесмены, студенты, семьянины. Это хорошо знакомые лица с экранов телевизоров, каждое из которых тащит за собой свое привычное амплуа.
Фактически, мы смотрим кино про Урганта и Светлакова в предлагаемых обстоятельствах: немногие вообще помнят, как зовут их героев, потому что это кажется неважным. Конечно, решение привлечь настолько медийных личностей сделало фильмам кассу. Оно же свело и без того нереалистичный мир «Елок» в условность уровня «Старых песен о главном» или «Голубого огонька». Да, фильмы «разбавляли» теми самыми обычными людьми и даже привлекали к съемкам непрофессиональных актеров. Но очевидно, что альманах держится совсем не на них.
Картинку дополняет агрессивный продакт-плейсмент всего подряд: от соцсетей до банков и авиакомпаний. Во время просмотра сложно избавиться от мысли, что многие эпизоды включены в повествование только ради многомиллионной рекламы. Способны ли истории, рассказанные в такой форме, глубоко тронуть?
С одной стороны, создатели «Елок» попытались реализовать нужную и важную идею: нам действительно не хватает своего новогоднего кино. С другой — киноальманах Бекмамбетова выглядит лишь попыткой сделать такое кино.
Но идея стала хорошо монетизироваться и встала на конвейер, так и не приобретя душу — пожалуй, главную составляющую любого культового новогоднего фильма.
А вы пересматриваете «Елки»? Готовы пойти в кино на 8 часть?