Найти тему

«Елки»: как испортить удачную идею за 8 фильмов?

Оглавление

Киноальманах Тимура Бекмамбетова уже несколько раз прощался со зрителями. Накануне 2019 г. вышел седьмой фильм «Елки последние», уже в названии уверенно заявляющий, что история закончилась. Но уникальность «Елок» именно в том, что они вообще не имеют начала и конца и могут спокойно продолжаться почти неограниченное количество серий.

Единственное убедительное ограничение — востребованность у зрителей. Но, похоже, с этим все в порядке. Так действительно ли проект Бекмамбетова стал народным новогодним кино?

Автор: Анна Макарова, лектор по кино

Чужие сказки

У каждой страны есть свои фильмы для новогодних и рождественских праздников. Они не только возвращают зрителей в сказку, но и позволяют им ощутить особенное праздничное единение. Мир, застывший в ожидании Нового года или Рождества, — это мир, лишенный зла и несправедливости, мир, в который вот-вот заглянет всеобщее, неизбежное счастье.

В современной России с новогодним кино сложилась необычная ситуация.

С одной стороны, мы смотрим культовые западные фильмы: «Один дома», «Реальная любовь», «Бриджит Джонс». Но праздник, показанный в них, отличается от того, что мы видим, выходя на улицу. Нарядные пригородные домики, рождественские песнопения, легкие пальто, спонтанные поездки из Лондона в Париж — все это красивая, но не наша сказка.

С другой стороны, мы смотрим советскую классику. Каждый год Женя Лукашин снова летит в давно не существующий город Ленинград. Но и эта сказка не про нас: вот уже 30 лет она даже не про нашу страну.

Историю Рязанова попытались адаптировать для современности. Вышло плохо: фильм получился и не про прошлое, и не про настоящее. И тогда Тимур Бекмамбетов решил создать новое праздничное кино. Так в 2010 г. на широкие экраны вышли «Елки».

-2

Сказки о единстве

Критика фильмов «Елки» с точки зрения кинематографа — занятие настолько же простое, насколько бессмысленное. Проект Бекмамбетова очевидно вторичен: он не предлагает ничего нового в области киноязыка, средств художественной выразительности, построения истории.

Но, во-первых, «Елки» никогда и не стремились стать «настоящим кино». А во-вторых, несмотря на то что франшиза не имеет отношения к искусству, она существует уже больше 10 лет. О чем же эти фильмы?

О попытке найти общий знаменатель

Новый год, фактически, единственный праздник, который способен объединить. Все самые успешные новогодние и рождественские фильмы поднимают именно эту тему, чудесным образом объединяя друзей, влюбленных, да и самих зрителей у экранов. В «Елках» об это говорится напрямую: первый фильм начинается с вида из космоса и голоса Константина Хабенского, а затем в нем бесхитростно обыгрывается знаменитая теория шести рукопожатий.

О равенстве

Именно теория шести рукопожатий так неестественно уравнивает всех героев. Создатели «Елок» утверждают: девочка-сирота, успешный бизнесмен, знаменитая певица и президент России практически ничем не отличаются. Они все хотят сказки и, конечно, получают ее. Президент же становится настоящим «добрым волшебником», свершившим чудо «просто так», следуя, видимо, особенному сказочному провидению.

О добре

В реальности фильмов нет неоднозначных персонажей: все искренне хотят друг другу помочь. Даже если в сюжете и появляются люди, мешающие главным героям, они просто недостаточно счастливы, но в финале обязательно получат свою долю всеобщего чуда и переосмыслят собственные ценности.

Бекмамбетов и его команда берут наиболее понятные, популярные мотивы новогоднего кино, доводят их до абсолюта и таким образом строят каждый из 7 уже вышедших фильмов. Работает ли это?

-3

Сказки о несуществующей стране

Мы не ждем от сказок правды, но нам важно, чтобы они были правдоподобны. Ведь чудо приобретает ценность лишь тогда, когда заметно контрастирует с несовершенной реальностью. Создатели «Елок» слишком старательно сглаживали шероховатости и в итоге показали на экране абсолютно стерильную предновогоднюю Россию.

Сказочная страна Бекмамбетова похожа на страну, в которой мы живем, только тем, что в обеих существуют Красная площадь и Вера Брежнева. Она настолько нереальна, что сказки, рассказанные в «Елках», тоже не становятся «нашими» и о нас. Они о счастливых людях из идеального мира, в котором чудеса — это ежедневная рутина.

Конечно, это не значит, что «Елки» должен был снимать Юрий Быков со всей свойственной ему надрывностью и честностью. Впрочем, режиссер «Дурака» и «Майора» все же участвовал в съемках «Елок 1914» — самой спорной части всего киноальманаха. Как следует из названия, действие переносится в Российскую империю, которая тоже становится страной чудес и ярких красок.

Новогодняя Россия Бекмамбетова так же правдоподобна, как жаркая «Куба», которую герой первых «Елок», влюбленный студент, выстроил в комнате общежития — ради красивого фона во время видеозвонка понравившейся девушке.

-4

Сказки голубого экрана

«Елки» позиционируются как народное кино про обычных людей. Но при этом главные герои фильма подчеркнуто необычны. Это не просто безымянные бизнесмены, студенты, семьянины. Это хорошо знакомые лица с экранов телевизоров, каждое из которых тащит за собой свое привычное амплуа.

Фактически, мы смотрим кино про Урганта и Светлакова в предлагаемых обстоятельствах: немногие вообще помнят, как зовут их героев, потому что это кажется неважным. Конечно, решение привлечь настолько медийных личностей сделало фильмам кассу. Оно же свело и без того нереалистичный мир «Елок» в условность уровня «Старых песен о главном» или «Голубого огонька». Да, фильмы «разбавляли» теми самыми обычными людьми и даже привлекали к съемкам непрофессиональных актеров. Но очевидно, что альманах держится совсем не на них.

Картинку дополняет агрессивный продакт-плейсмент всего подряд: от соцсетей до банков и авиакомпаний. Во время просмотра сложно избавиться от мысли, что многие эпизоды включены в повествование только ради многомиллионной рекламы. Способны ли истории, рассказанные в такой форме, глубоко тронуть?

С одной стороны, создатели «Елок» попытались реализовать нужную и важную идею: нам действительно не хватает своего новогоднего кино. С другой — киноальманах Бекмамбетова выглядит лишь попыткой сделать такое кино.

Но идея стала хорошо монетизироваться и встала на конвейер, так и не приобретя душу — пожалуй, главную составляющую любого культового новогоднего фильма.

А вы пересматриваете «Елки»? Готовы пойти в кино на 8 часть?