До сих пор в точности не известна численность войск в походах монголо-татар. В русских летописных источниках татарские армии называли ордою, тьмой, часто намного преувеличивая количество захватчиков. Сами монголы никаких летописей не вели, поэтому все, что дошло до нас – это свидетельства враждебных им народов, которые можно подвергнуть сомнению.
Почему преувеличивали количество иноземных захватчиков в русских летописях – объяснить довольно просто. Если одержана победа – большое количество врагов доказывало ее значимость, а в случае поражения – было оправдание неудачи. В наше время примерная численность войска кочевников рассчитывают по количеству корма для лошадей, необходимого им зимой. Но иногда сложно определить, чем питались монголо-татары в длительных походах, ведь они практически ничего не брали с собой, кроме лошадей.
Записки путешественника Марко Поло
Большое количество русских летописей было уничтожено во время нашествий татар. Однако и те источники, что сохранились, не содержат достоверных упоминаний о том, чем питались враги, как собирались в походы и вели свое хозяйство. Но есть упоминания в трудах европейских сочинителей. К примеру, путешественник Марко Поло из Венеции достаточно долгое время жил среди монголо-татар и довольно подробно описал в своих трудах быт воинов-кочевников.
Марко Поло сообщал, что если поход предстоял, недолгий, не больше 10 дней, то монголы могли ехать совершенно пустыми. Когда по дороге не попадалось источников воды, они вскрывали лошадям яремную вену и пили конскую кровь. Еда же могла состоять только из молока, которое они сбивали до состояния пасты: оно становилось очень густым и питательным.
Путешественник описал этот продукт, но не указал, что он похож на сыр. Конечно, итальянец знал толк в сырах. Только в своих записках он говорил именно о густой молочной массе, не связывая ее с сыром. Скорее всего, это было нечто вроде современного среднеазиатского курута – шариков, скатанных из творога с солью и затвердевших на солнце.
Марко Поло писал, что такой «сухпаёк» монголы брали с собой, рассчитывая по одному фунту на день. Но каким бы питательным этот продукт не был, наверное, его все равно мало для взрослого мужчины. Про длительные походы в записках у Поло сообщалось, что в таких случаях монголы брали с собой недавно ожеребившихся кобылиц и в пути пили их молоко. Еще охотились на всех животных и птиц, попадавшихся в дороге.
В мясные блюда входила человечина?
По утверждению Киракоса Гянджинского, побывавшего в плену у монголов, они любили конину, но другими видами мяса также никогда не брезговали. Земляк Марко Поло, итальянец Джованни Плано Карпини посетил Монголию с дипмиссией, а потом, пребывая в ужасе, написал работу об истории монголов. По его словам, татары не знали никаких запретов, связанных с религией, то есть, они могли есть свиней, собак, коров, лошадей, лисиц и волков.
И самое главное, в случае сильного голода, кочевники не гнушались поедать трупы животных и даже людей. Карпини уточнял, что у монголов нет хлеба, зелени и овощей. Их главная пища – мясо. Но и его кочевники едят настолько мало, что если бы так питались люди других народностей, то они могли бы погибнуть от истощения.
В записках-воспоминаниях Жана де Жуанвиля есть рецепт «бифштекса по-татарски». Он пишет, что утром кочевники клали кусок сырого мяса на спину лошади и накрывали его седлом. Мясо за целый день сильно пропитывалось лошадиным потом, становилось соленым. Заодно оно смягчалось, превращалось в «отбивную», проведя в тряске целый день. И к вечеру такой сырой «бифштекс» татары вынимали из-под седла и съедали с большим аппетитом.
Про каннибализм среди монголо-татарских захватчиков писали и другие современники. К примеру, у персидского историка Рашид ад-Дина в его работе «Сборник летописей» есть история о том, как во времена похода Тулуя, одного из сыновей Чингизхана, на Китай, воины настолько оголодали, что ели сено, трупы павших товарищей, сдохших в пути лошадей. И смогли сохранить силы, успешно разгромив армию китайского императора.
Правда, такие слухи про кровожадность и каннибализм среди кочевников могли быть «дезинформацией». Историк А. Карпов, автор книги «Батый», пишет, что эти рассказы внушали людям реальный страх, а он, как известно, открывает ворота городов и пугает врагов еще до начала сражения. Кроме того, народы, жившие в непосредственной близости от кочевников, и знавшие их обычаи, не верили, что те могут есть человечину. А вот собаки и кровь лошадей в рационе кочевников вполне имели место быть.
Постепенно в рацион входили рис, просо и пшеница
Так описывал пропитание монголов ближайший сосед, китайский дипломат Чжао Хун, побывавший с визитом в степях к северу от Китая: «Выезжая из своих земель, татары съедают всех овец, что попались по пути. Потом принимаются за оленей, зайцев и кабанов. При этом, в войсках даже в несколько тысяч человек не разводится огонь, не видно дыма. Но в последние годы татары заводят себе рабов их жителей Срединного государства. Рабы сыты только хлебом. Поэтому татары при захватах стали брать рис и пшеницу и тоже варить из них кашицу и есть. В их стране кое-где произрастает черное просо, из которого они варят кашу». Получается, даже пленные китайцы не могли питаться излишне белковой пищей татар, не говоря уже о других более отдаленных народах.
Архидьякон Фома Сплитский, живший в XIII веке, своих трудах восхищался выносливостью татарских воинов, а вместе с ними неприхотливостью их лошадей. Он писал, что эти кочевые люди не заботятся о еде, кормясь тем, что награбили и отняли. Еще они не едят хлеб, отворачиваются от него, предпочитая мясо, конскую кровь и кумыс.
Современный исследователь, антрополог из США Д. Уэзерфорд утверждает, что именно белковая пища сделала монгольских воинов такими выносливыми, и стала косвенной причиной успеха их завоеваний. Воины, питавшиеся мясом, успешно сражались с теми, кто ел хлеб. Белковая пища поддерживала здоровье татар, и крепкие воины могли ехать в седлах до 10 дней, останавливаясь лишь, чтобы поспать около 4-5 часов. А злаковая пища оседлых народов, наоборот, разрушала им зубы, замедляла рост костей, что делало людей более уязвимыми, быстрее приближало старость.
Так чем же питались монголо-татары в походах?
Каждое из этих сообщений не дает достаточно полного ответа о питании монголо-татар в время походов. Но если же все это объединить, проанализировать и включить информацию о том, что едят современные монголы, то многое станет понятным.
В Азии до сих пор живут кочующие народы. Большая часть населения Монголии не живут в домах и квартирах, как мы, а проводят жизнь в юртах, постоянно перемещаясь от одного пастбища к другому. И даже в наше время один из самых главных продуктов у кочевников – это борц.
Его готовят очень просто: после разделки туши свежее мясо режут узенькими полосками толщиной 2-3 см и развешивают на нитке под потолком юрты. Мясо быстро высыхает на степном воздухе. Уже через месяц оно теряет всю воду, становится меньше в несколько раз, усыхает, становясь твердым, как дерево. В результате получается своего рода твердая стружка, которую добавляют в суп. Эти борцы весят немного и для похода являются идеальным вариантом пропитания: нужно просто вскипятить воду (да и сырая сойдет) и бросить туда горсть борца. Получается мясной супчик.
Марко Поло справедливо заметил, что у кочевников было очень много лошадей. Но он не сказал, что конина и кумыс – основной источник питания не только монголов, но и других народов Средней и Центральной Азии. Еще очень популярна баранина, которая, впрочем, и сейчас – самое дорогое мясо на рынках Узбекистана или Таджикистана, к примеру.
Отправляясь в походы, многие кочевники брали с собой до 8 лошадей. И если принять во внимание такое количество животных и то, что в зимнее время становится мало корма как для животных, так и для людей, то все становится ясным. Татары стремились пережить зимнее время за счет конины, тем самым решая сразу два вопроса: свое пропитание и поиск корма для лошадей. То есть, кони везли всадников, оружие и награбленное добро, и одновременно сами были источником пропитания. Поэтому в походах татары старались взять живыми попадающихся лошадей.
Кочевники в своих стадах разводили не только лошадей, коров и баранов: у них было много коз и верблюдов. Не совсем верно утверждение, что татарские воины ели лишь мясо. Да, мясными продуктами кочевые народы питались в зимнее время. Кроме того, из него они делали припасы: коптили колбасу, вялили мясо по типу борца.
А весной, летом, ранней осенью основой питания являлось молоко и молочные изделия. Монголы научились делать больше 20 продуктов из конского молока, в том числе и для долгого хранения. Поэтому в походных сумках у монгольских воинов вполне могли быть такие продукты, как курут, борц и немного сливочного масла, которыми они питались в «черные дни».
Все виды своей пищи монголы заготавливали прямо в походных условиях. Не выпитое молоко кобылиц превращали в кумыс, а затем из него делали курут. Раненых или очень уставших животных резали и съедали практически сразу. А если на поле боя оставались трупы лошадей, то их собирали и заготавливали борц. На этих припасах в походах армии монголов могли держаться много месяцев. Потом возвращались на свои территории и готовились к новым завоеваниям.
Дополнительные материалы смотрите у нас на ТЕЛЕГРАММ канале.