Найти тему
Петр Власов

2МВ: массовые истребители ВВС Франции

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Французская авиация вступила во 2-ю мировую войну, не имея четкой концепции, какие же именно самолеты понадобятся французам на поле боя. Об этом очень точно сказал в своей книге «Цель жизни» выдающийся советский авиаконструктор А.С. Яковлев:

«Долгое время во Франции преобладала точка зрения, будто важнее всего создавать как можно больше образцов самолетов, с тем, чтобы в будущем отобрать наилучшие. Это было выгодно всякого рода мошенникам и авантюристам, объявлявшим себя предпринимателями. Они нанимали конструкторов, создавали бесчисленное количество новых типов самолетов, получая на это государственные субсидии, дотации... К середине 30-х годов Франция утонула в огромном количестве новых образцов самолетов и совершенно запуталась в выборе тех, которые можно было бы запустить в серийное, массовое производство и использовать во время войны».

В результате французские ВВС оказались насыщены огромным количеством машин самых разных типов, многие из которых были выпущены в количестве всего нескольких десятков экземпляров. Особо французские предприниматели «размахнулись» в деле «развития» авиации истребительной: создали не менее 16 типов истребителей, которые были приняты на вооружение ВВС. Причем все они имели по несколько модификаций, хотя некоторые из этих самолетов были выпущены в количестве… 12 – 20 экземпляров! И при всем этом многообразии моделей практически ни один французский истребитель не мог сравниться по своим техническим данным с будущим основным противником – германским Мессершмиттом Bf.109!

Однако так как темой данной статьи является не исследование результатов «метаний» авиаконструкторов, а только обзор боевой авиации, сыгравшей значительную роль в войне, мы не будем «тонуть» в обилии информации о всяком малочисленном «хламе», и рассмотрим только самые массовые типы французских истребителей, участвовавших в обороне Франции в больших количествах.

Morane-Saulnier MS-406

-2

Конструкция, производство:

Моноплан смешанной конструкции с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Самый массовый истребитель Французской авиации. Серийное производство: 1939-1940 гг.; построено 1.074 самолета.

ТТХ:

Двигатель: 860 л.с.; скорость 485 км/ч, набор высоты 2.000 м – 3,5 мин., потолок – 9.400 м, дальность – 800 км. Вес пустого 1.895 кг, вес взлетный 2.710 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 2х7,5-мм пулемета

Боевые качества:

Практически чуть ли не единственным достоинством этого самолета была хорошая горизонтальная маневренность. Но вот вертикальная маневренность MS.406 уже являлась неудовлетворительной; к недостаткам этой машины относились также малая дальность полета и невысокая боевая живучесть. Максимальная скорость самолета, итак низкая для истребителя даже начала войны, достигалась только при втянутом внутрь фюзеляжа радиаторе; но тогда двигатель сильно перегревался. А с выдвинутым радиатором скорость MS.406 вообще не доходила и до 450 км/ч.

Боевое применение:

Хотя MS.406 был самым массовым истребителем Франции, в 1940 г в защите страны приняло участие значительно меньше «Моранов», чем было выпущено - ведь этот самолет широко распродавался в другие страны, к тому же в больших количествах отправлялся во французские колонии. Еще в марте 1940 (до вторжения немцев во Францию) производство MS.406 было прекращено - из-за проявившейся уже в боях осени-зимы 1939-1940 гг. явной устарелости самолета, и его полного отставания от истребителей противника. В боях 1940 г MS.406 несли самые высокие потери среди всех типов французских истребителей; сбив 175 немецких самолетов, французы потеряли в боях и на земле почти 400 «Моранов». В сентябре 1940 г. еще имевшиеся в наличии MS.406 были сняты с вооружения и переведены в учебные. Однако «Мораны», служившие в колониях еще повоевали: в Индокитае против Таиланда – в январе 1941 года, в Ливане и Сирии – в мае и июне 1941-го, и на Мадагаскаре в мае 1942-го.

Bloch МВ.151/152

-3

Конструкция, производство:

Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Выпускался в двух одинаковых версиях, различавшихся только составом вооружения. Серийное производство: 1939-1940 гг.; построено 729самолетов.

ТТХ:

Двигатель: 1.030 л.с.; скорость 482 км/ч, набор высоты 5000 м – 6 мин., потолок – 10.000 м, дальность – 600 км. Вес пустого 2.020 кг, вес взлетный 2.650 кг. Вооружение МВ.151: 4х7,5-мм пулемета; вооружение МВ.152: 2х20-мм пушки и 2х7,5-мм пулемета

Боевые качества:

«Блоки» отличались целым рядом достоинств. Они имели хорошие пилотажные качества и удовлетворительную маневренность; их конструкция была очень прочной и выдерживала большое количество повреждений. К тому же «пушечная» версия МВ.152 обладала высокой огневой мощью. Однако и недостатков у этих самолетов было немало. Из-за неправильного капотирования мотора двигатель постоянно перегревался и, несмотря на свою мощь, не давал хорошей скорости. По той же причине недостаточной была и скороподъемность. Очень серьезным недостатком являлась склонность истребителя к срыву в пике. Кроме того огневая мощь «пулеметной» версии Мв.151 была невысокой.

Боевое применение:

Так как в редких боях зимы 1939-49 гг. выявилась слабость вооружения МВ.151, французы все резервы бросили на производство «пушечных» МВ.152, хорошо справлявшихся с бомбардировщиками. Эти истребители до капитуляции Франции уничтожили 146 самолетов противника, но сами потеряли почти в два раза больше машин (сбито 270 «Блоков»). В 1942 все МВ.151 и МВ.152 были сняты с вооружения.

Французский истребитель американского производства Curtis «Hawk» Н.75

-4

Конструкция, производство:

Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Разработан и производился в США, где именовался Кертис «Хок» Р-36. Серийное производство: 1938-1941 гг.; построено 1.300 самолетов. Во Францию поставлялись экспортные варианты, переработанные под французские требования - Н.75А-1, Н.75А-2 и Н.75А-3. Всего получено Францией: около 350 самолетов.

ТТХ:

Двигатель: 950 л.с. (А-1), 1.050 л.с. (А-2) или 1.200 л.с. (А-3). Скорость 473 км/ч (А-1), 480 км/ч (А-2) или 500 км/ч (А-3). Набор высоты 3000 м – 4 мин., потолок – 9.700 м, дальность – 1.320 км. Вес пустого 1.800 кг, вес взлетный 2.630 кг. Вооружение: 4х7,5-мм (А-1) или 6х7,5-мм (А-2, А-3) пулеметов

Боевые качества:

Верткая, надежная, живучая машина, легкая и простая в управлении, с хорошим обзором из кабины. «Хок» довольно успешно сражался и с истребителями, и с бомбардировщиками противника, но как перехватчик разведчиков он оказался малоэффективен из-за недостаточной скороподъемности. По боевым качествам Н.75А был фактически равен Мессершмитту Bf.109D, основному противнику периода «Странной войны»; но вот появившемуся в больших количествах к моменту вторжения немцев во Францию Bf.109Е «Хок» уступал практически по всем параметрам (кроме горизонтальной маневренности).

Боевое применение:

За время «Странной войны» и обороны Франции «Хоки» сбили 249 вражеских самолетов - это около трети всех немецких потерь. Некоторые исследователи даже считают Н.75 лучшим французским истребителем того времени, ссылаясь на то, что новейших D.520 было слишком мало, чтобы оказать существенное влияние на исход кампании. И действительно, статистика утверждает, что Кертис занимает второе место по боевой эффективности, лишь ненамного уступая Девуатину D.520. На один сбитый Н.75 приходится 6,2 уничтоженных самолетов противника — в два-два с половиной раза больше, чем у MB.151/152 и MS.406. Из 11 французских летчиков, записавших в 1939-1940 гг. на свой счет более пяти немецких машин, семь летали на Н.75!

Dewoitine D.520

-5

Конструкция, производство:

Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1940-1944 гг.; построено от 610 до 908 самолетов (в разных источниках разные цифры). Хотя в обороне Франции в 1940 успели поучаствовать только первые 79 Девуатинов D.520, я включил этот истребитель в данный обзор, так как самолет показал в боях очень высокую результативность, и к тому же впоследствии он стал массовым.

ТТХ:

Двигатель: 930 л.с.; скорость 535 км/ч, набор высоты 4.000 м – 5,8 мин., потолок – 10.250 м, дальность – 900 км. Вес пустого 2.020 кг, вес взлетный 2.650 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка и 4х7,5-мм пулемета

Боевые качества:

Этот самолет был самым современным истребителем Франции, и своими характеристиками заметно выделялся среди остальных французских истребителей. D.520 имел хорошие летные данные, высочайшую маневренность и достаточно эффективное вооружение. Был прост в пилотировании; все летчики отмечали, что кабина D.520 просторна и удобна. Фактически единственными недостатками Девуатина-520 было то, что по скорости и скороподъемности он так и не смог сравняться с Мессершмиттом-109; хотя все же скоростное отставание было не таким значительным, как у других французских машин.

Боевое применение:

Так как выпуск D.520 был налажен уже в ходе 2-й мировой войны, до падения Франции успели выпустить и отправить в войска только 79 машин, Поэтому D.520 фактически стал «самолетом для асов» - его доверяли только лучшим летчикам подразделений. После капитуляции Франции D.520 продолжал производиться и служить правительству Виши, а так же поставлялся союзникам Германии (где в основном использовался как учебный).

Универсальный самолет Potez.63

(тяжелый истребитель, самолет-разведчик, легкий бомбардировщик, штурмовик)

-6

Конструкция, производство:

Цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Разрабатывался как многоцелевой самолет, способный охватить все функции, выполняемые боевой авиацией. Производился в вариантах тяжелого истребителя (Potez.630 и 631), легкого бомбардировщика (Potez.633), разведчика (Potez.637) и штурмовика (Potez.63.11). Серийное производство: 1938-1940 гг.; всего построено 1.395 самолетов всех модификаций; из них до капитуляции Франции - 1.115 экземпляров. Истребителей Potez.630 и 631 изготовили 303 экземпляра, разведчиков Potez.637 - около 70 самолетов; остальные были ударными - легкими бомбардировщиками и штурмовиками.

ТТХ истребителя Potez.631:

Двигатели: 2 Gnome Rhone GR14M по 700 л.с. каждый. Скорость 443 км/ч, потолок – 9.000 м, дальность – 990 км. Подъем на высоту 4 км - 5,9 мин. Вес пустого 2.450 кг, вес взлетный 3.760 кг. Вооружение: до февраля 1940 - 1х20-мм пушка (вперед) и 1х7,5-мм пулемет (назад); затем - 2х20-мм пушки(вперед) и 1х7,5-мм пулемет (назад). Экипаж: 2 человека.

Боевые качества:

У этих машин была отличная для двухмоторного истребителя горизонтальная маневренность. Но на этом ее достоинства и заканчивались. А вот недостатков было - хоть отбавляй. Это - малая для истребителя скорость и плохая скороподъемность, а так же слабое защитное стрелковое вооружение - всего один пулемет винтовочного калибра. Да и оружие атаки тоже не сразу стало мощным: до февраля 1940 г «Потэ» имели слишком слабое для тяжелого истребителя носовое вооружение (в зависимости от версии 4х7,5-мм пулемета или 1х20-мм пушка и 1х7-мм пулемет). Это после первых неудачных поединков с немецкими самолетами их решили перевооружить на 2х20-мм пушки, однако многие «Поте» такого более сильного вооружения так и не успели получить. Ночные варианты этих истребителей не имели никакого оборудования для ночного поиска целей, и по сути были слепыми. Кроме того, внешне «Потэ» был очень похож на германский Bf-110. Поэтому «француз» неоднократно подвергался атакам своих же истребителей.

Боевое применение:

К сентябрю 1939 (моменту объявления войны Германии) французские ВВС получили 85 Potez.630 и 206 Potez.631. Так как эти самолеты имели значительную по сравнению с одномоторными истребителями дальность полета, их во время «Странной войны» широко использовали для патрулирования вдоль франко-германской границы. Однако из-за перечисленных выше недостатков при встречах с Мессершмиттами «Поте» не могли успешно атаковать немцев, и были вынуждены переходить к пассивной обороне; атаки же на бомбардировщики в основном не приносили успеха из-за слишком слабого стрелкового вооружения. С началом немецкого наступления на Францию и массовых воздушных боев малопригодные для воздушного боя «Поте» стали нести большие потери как от вражеских атак, так и от своих - из-за внешнего сходства с Bf-110; поэтому многие «Поте» передали из истребительных подразделений в разведывательные, где они получили право уклоняться от встреч с противником. Как истребитель этот самолет имел очень низкую эффективность: за время участия в боях на долю всех истребителей «Потэ» пришлось всего 29 побед. Потери же этих самолетов были огромны: на момент капитуляции Франции у нее оставалось всего 32 Potez.630 и 112 Potez.631.

2МВ: самые массовые ударные самолеты Франции

2МВ: Истребители Германии начала войны (1939-1941 гг.)

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по военной истории