Найти тему
Читая Библию

«Искушение, что с этим делать?»

Апостол Иаков в первой главе своего послания дает наставление относительно искушений: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.1:1); «Блажен человек, который переносит искушение… В искушении никто не говори: Бог меня искушает… но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:12-15)

Но давайте вспомним слова Иисуса Христа (молитва «Отче наш»), где мы видим одно из прошений «и не введи нас в искушение» (Мф.6:13).

Так как же тогда быть, бежать от искушений молясь Богу об избавлении от них или же принимать их с радостью, т.к. они могут привести нас к «совершенству во всей полноте» (Иак.1:4)? Прежде чем мы попытаемся ответить на этот вопрос, давайте разберемся, а что такое искушения, какими они бывают, каковы их причины и какой в них смысл?

Иисус, сын Сирахов пишет: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения» (Сирах.2:1-2). Итак, встав на путь служения Богу искушений не избежать.

Что такое искушение?

Искушение это соблазн, испытание, повод, провокация, скорбь (Ин.16:33).

Какие бывают искушения, и каковы их причины?

1) Искушения внешние (особенные обстоятельства) – это, к примеру, гонения против верующих, они бываю разнообразны. Например, кровавые гонения со стороны правительства или толпы. Лживая критика, односторонняя негативная информация о христианах в СМИ. Могут быть и другие обстоятельства, ставящие нас в ситуацию выбора, поступить по выработанному годами греховному навыку или мужественно отвергнуть искушение.

2) Еще Иаков пишет и о внутренних искушениях «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14). Эти искушения рождаются от слабости нашей природы и от дьявола. Это внутренние греховные желания, страсти.

Один из древних христианских писателей Максим Исповедник считал, что бывают два рода искушений: «один род приятный, а другой – болезненный, один добровольный, а другой – невольный. Первый из них есть родитель греха, а потому мы должны молиться, чтобы не подвергаться ему… А второй род, наказывая грехолюбие наведением невольных страданий, является карателем греха».

Какой смысл в искушениях?

В искушении можно видеть некий духовный экзамен, который показывает нам наше реальное состояние.

Бог может попустить нам искушение, чтобы мы молитвенно прибегали к Нему. Творец хочет, чтобы мы поняли через испытание и скорбь, что мы не можем без Него спастись и вообще существовать (Ин.15:5).

Искушение, если правильно к нему отнестись может укрепить нас в вере и дать некоторый урок. Христианин, выходя из искушения, может обогатиться новым духовным опытом и стать совершеннее «блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).

Бежать или принимать их?

Теперь вернемся к поставленному нами в самом начале вопросу. Бежать или принимать искушения?

Учитывая два рода искушений (добровольный и невольный) можно сделать вывод, что Иисус Христос словами «и не введи нас в искушение» (Мф.6:13) учит просить у Отца об удалении от нас и из нас добровольных, приятных (гедонистических) искушений, которые рождаются внутри нас самих. А апостол Иаков наставляет не удаляться от внешних невольных искушений, т.к. они могут нас сделать совершенными (Иак.1:4). Поэтому одни нужно решительно отвергать, а другие с радостью принимать.