Гусар расположен на реке Кусарчай. Здесь преобладает умеренно теплый климат, а также влажный и холодный.
Гусар первоначально назывался «Ксар», позже «КцIар». Этноним происходит от лезгинского «кас», означающий «мужчина»(как принято в Оксфордском кратком словаре мировых топонимов). Упоминаются также племена "кас" у Страбона и Геродота, чьё наименование претерпело фонетические изменения до "касар" и "кцар". Необходимо добавить, что есть предположение, что "кас"(или "касоги"), упоминавшиеся в источниках 10 века, рассматривались как предки адыгоязычных народов Северо-Западного Кавказа, и исходя из источников, обитали они и в этих краях. Есть сведения и о том, что "касоги", или "кас", исповедовали религию Маги (Ф.Дюбуа де Монпере "Путешествие вокруг Кавказа", также Аль-Масуди). А из предыдущих статей вы знаете, что религия Маджусов(или Маги) была распространена как в регионах современного Иранского Азербайджана, так и Республики Азербайджан(см. в ленте "Древняя история современного Азербайджана").
В продолжение версий лезгинского происхождения топонима, стоит упомянуть все варианты. Существует предание, которое гласит, что название города образовалось от лезгинских слов «гуд»(«четыре») и «срар»(«могила»), и связано с расположенными вокруг Гусаров холмах, где находятся четыре священных могилы. Проверить в источниках нет возможности. Поэтому знающих что-либо об этой версии, могут нам помочь разобраться.
По версии историка-кавказоведа М.М. Ихилова(“Народы лезгинской группы”) топоним связан со словом “гутсар”, что в переводе с лезгинского означает “Господь”.
Есть и точка зрения, близкая к первой и фонетически, и по смыслу. Этноним связывают с тюркским племенем гус, или гуз. По этой версии "гус" - самоназвание племени, а "ар" - мужчина, человек, т.е. обозначает "мужчина или человек из гузов". Но эта версия не озвучивалась ни одним авторитетным источником.
Существует непопулярная и мало поддерживаемая точка зрения, возводящая этимологию к гидрониму. Уже в 7-8 в.в. власть арабского халифата распространилась на эти территории. Есть предположение, что название реки Кусарчай произошло от арабского «Аль-Каусар», в переводе означающее река изобилия, т.е. райская река (Т.Халилова).
Есть версия, озвученная в начале 20 века, по которой название происходит от персидского «кюх» («гора») и суффикса «сар», а а само слово «Кюхсар» означает «гористый» (Карл Ган, российский кавказовед 1909. "Опыт объяснения кавказских географических названий. — Типография канцелярии Наместника его Императорского Величества на Кавказе., 1909. — С. 91.").
Позитивным фактом является участие Читателей канала в теме, что считаю своим долгом поощрять. В ходе обсуждения один из участников СЭ (носитель лезгинского языка) подтвердил, что лезгинский язык имеет несколько диалектов, которые значительно отличаются друг от друга. А участник Макс Рискин, также владеющий лезгинским языком, предложил известный ему перевод топонима Гусар или Кусар. "К1усар, К1цар, Къусар, если проанализировать, то означает "отроги (высоких) гор" на лезгинском языке. Что и подтверждает географическое расположение этого населённого пункта.".
Какая из версий верная, судить сложно. С учетом этнического состава, первые варианты кажутся более логичными и, кроме того, они подтверждены авторитетными источниками. Но и последняя официальная версия К.Гана имеет право на жизнь, учитывая авторитетность автора в этом вопросе (хотя этот факт не всегда бывает решающим) и соответствие объяснения как фонетически, так и по смыслу. Впрочем, оба варианта не противоречат друг другу. Местность могли назвать как коренные лезгиноязычные жители, так и представители империй, в составе которых земли находились продолжительное время. Топонимы на лезгинском и персидском языках могли и совпасть по звучанию. Речь идёт о местности в данном случае, а не самом городе Гусар.
Версия о том, что местность назвали в честь гусарского корпуса, известна, но однозначно, что это именно предание(впрочем не единственное), т.к. те самые гусары появились только в 18 веке.
Однако вы можете ознакомиться в комментариях с историей одного из участников на канале, Фейзулла Гусейнов. Он поддерживает выше указанное предание, основываясь, правда, на своих выводах. С этим можно соглашаться или нет, но любая история отдельного человека всегда интересно послушать. Пересказывать в добавлениях к статье весь рассказ нет возможности(это отводит от темы), поэтому интересующихся просим смотреть в комментариях "фейзулла гусейнов". В любом случае его историю интересно послушать, т.к. он проходил военную службу именно в тех самых казармах середины 19 века, что само по себе интересно узнать с первых рук, т.к. среди исторических памятников Кусарского района казармы гусарского полка не значатся. И это, несмотря на то, что даты там можно почесть, с его слов.
Что касается Истории этого края, то для науки она начинается примерно со 2-го тысячелетия до н.э., когда появились здесь первые поселения. Далее вплоть до 20 века, Гусарские земли разделяли в историческом процессе судьбу с соседними районами, входя в состав древних и средневековых государственных образований. Прежде всего, речь идет о Кавказской Албании, история которой напрямую связана с преобладающим коренным лезгинским населением Гусарского района. Гусар упоминается в рукописи "Гюлистан-и-Ирам" Бакиханова как село в связи с событиями 1602 года. В 19 веке земли современного Гусарского района были присоединены к Российской империи в составе Кубинского уезда Каспийской области(1840 г.), затем Дербентского уезда (1846 г.), а с 1860 года Бакинской губернии.
До окончательного присоединения к России (1837-39 г.г.) на территории Кубинской провинции и на юге Дагестана произошло Кубинское восстание под предводительством имама Хаджи-Мухаммада Хулугского и абрека Ярали Хильского. Это была война доблестных горцев против царской администрации, которая выдавливала лезгинское население из родных мест, заселяя русскими переселенцами, как это происходило преимущественно и в западных регионах современного Азербайджана. Все сихилы(лезгинские родовые объединения), жившие на территории нынешнего Гусарского района, активно участвовали в Кавказской войне и в частности в Кубинском восстании. Они были последним оплотом сопротивления царской администрации Российской империи, окончательно присоединившей Кавказ и Закавказье к середине 19 века.
После установления советской власти на территория современного Гусарского район был образован Гильский район с центром сперва в селе Хиль (1930г.), а позже в самом Кусаре, как тогда называли (1934 н.). В 1938 году Гильский район был переименован в Кусарский и Кусар получил статус города.
Шествие в память о погибших в битве в «Кровавой долине»("Ганлы дере" Qanlı dərə)
Могила братьев Салмановых (четыре речных камня)в Qanlı dərə ("Кровавая долина") рядом с деревней Дигях Губинского уезда. Четыре брата погибли в боях с дашнаками во время Мартовских событий 1918 года.
Крепости Гасангала, Бедишгала, Бадиргала и Гюндюзгала, которые, согласно народному преданию, связаны с именами четырех братьев – Гасана, Бадиса, Бадира и Гюндюза.
Древнее поселение Гюнютепе III-VII в.в. в селе Гюндюзгала.
Древние поселения Махмудтепе в селе Гедезейхур, курганы Гёвдушан и Минсар в Бядиргала I тысячелетия до н.э.
Курганы Гяфле бронзового века
Курганы Гызылгюль и Агахан в Ашагы Ляяр, Гяляхур в Хезре
Гусарский Тадж-Махал XIX веке. Так называют эту мечеть в народе. Согласно преданию, основал мечеть человек, побывавший в Индии и видевший настоящий Тадж-Махал. На стенах мечети сохранились оригинальные росписи, созданные растительными красками, несмотря на то, что до сих пор не проводились никакие реставрационные работы.
Мечеть Мустафа Каздал построена вакфом Турции в 1998 г.
Гильская мечеть
Гусарский парк
Парк имени Нариман Нариманова в городе Гусар является одним из старейших в Азербайджане
Парк Чалет Шахдаг
Государственный Лезгинский драматический театр был открыт в 1992 г.
Дом-музей Лермонтова располагается в доме Маршева, друга выдающегося ссыльного на Кавказе Михаила Лермонтова. На мемориальной доске написаны известные строчки Лермонтова: "Приветствую тебя, Кавказ седой! Твоим горам я путник не чужой. Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы".
Историко-краеведческий музей основан в 1982 году.
Мавзолей Шейх а Джунейда XVI века принадлежит деду шах Исмаила Сефеви, который был и главой ордена Сефевидов. После его гибели мюриды похоронили его в селе Хазра (или Яргун. В прошлом село Гюльхан).
Древний каменный мост через реку Гусар - Кохчи-Мюкс, святилище у подножия Шахдаг и Мечеть конца XVIII века в селе Лаза у подножия горы Шах-Джейлак, .
Сувар - зона отдыха недалеко от села Лаза
Шахдаг зимне-летний туристический комплекс является первым в Азербайджане горнолыжным курортом
Руины Замка Аниг IX в- одноименной деревне находятся на берегу реки Гусарчай. Замок был построен в период арабского халифата. По одной версии, название села и замка связывают с именем Аниг ага, жившего здесь. По другой,- с одним из племен гуннов, унуг. Согласно народным преданиям, село сперва называлось Унуг.
Мечеть XIV в. в селе Аниг
Шато Кусар - зона отдыха в селе Кусар
Озеро Фиалка