Празднуем Новый год 1 января благодаря Петру I. Это он постановил, чтобы празднование было новым, приближенным к европейской традиции. Царь Петр предложил «европеизацию» русской культуре, что было очень непросто в таком, казалось бы, простом деле, как досуг. Вот несколько направлений, где развивалась бурная петровская деятельность.
"Викторианские" празднования – прообраз государственных патриотических праздников
Петр искал формы «досугового воздействия» на своих граждан. Через новые культурные и досуговые методы царь внушал подданным «пользу государству» и получал поддержку своим реформам. Это была своеобразная пропаганда. Первая роль для такой пропаганды – военные праздники. Они посвящались победам русской армии. Цель – «приобретение себе чести от народа» и «приятие дел».
Празднования военных побед – это государственные праздники по своей сути. До Петра все общенародные праздники были религиозными. А новый праздник, держал на плаву агитационную идею приобщения к новой жизни и отражал доблесть и славу русского флота и армии. Действия отличались удивительным размахом. Тут и триумфальные шествия, маскарады, фейерверки и театральные спектакли.
Места действия – Петербург и Москва. Обязательная часть «викторианских» праздников сооружение триумфальных арок. Триумфальные врата воздвигались в честь взятия Нарвы, в честь Азовского взятия и победы под Полтавой. К строительству привлекались художники, скульпторы и архитекторы. Ворота украшались статуями-аллегориями, «живописными холстинами», эмблемами, что вызывало искреннее восхищение и удивление.
Зрелище тоже нужно
За счет казны устраивали просты увеселения - фейерверки, маскарады и театры с балаганами.
Петр Первый любил фейерверки. Зрелищность и возможность привлечь как можно больше зрителя увлекали царя. Он сам лично принимал участие в подготовке и не жалел на огненную потеху денег.
Так, на день, когда Петра провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся «храм Януса из двадцати тысяч огней» и зрителям казалось, что Нева полыхает. Тысячи ракет и горящая надпись «Конец дело венчает» поражали воображение. На праздновании Ништадского мира огнями высветили объяснения, что завоеванные земли исконно русские.
Петровские маскарады были многообразны по костюмам и увеселительной программе. К танцам, винопитию и шествиям добавлялись и корабельные и военные смотры. Простой человек, естественно, не мог принять участие в маскараде, но поощрялось присутствие в качестве зрителя. Чтобы было веселее, ему и чарочку наливали и угощением потчевали.
В 1702 году Петр распорядился построить на Красной площади в Москве «комедийную хоромину», куда могли приходить все желающие. Так театр вышел на площадь.
Истоки театра – в народном творчестве, в обрядовой культуре. И если раньше на Руси хранителями театральной традиции были скоморохи, то в результате петровских преобразований стала зарождаться театральная традиция с актерами и пьесами. В театр стало ходить «повольно» всем. Билет был относительно недорогим и в простой форме со сцены объясняли истинный смысл новой жизни.
Театральная культура вошла в жизнь русского человека. Появились так называемые школьные театры, придворные театры, где ставились пьесы, славящие деяния Петра. Тексты и действия этих пьес содержали в себе множество аллегорий и символов, и почти отошли от религиозной тематики.
Плясать по правилам – на ассамблеях
А вот культура ассамблей простому человеку была недоступна. Ассамблеи были придуманы Петром для того, чтобы:
- а) ввести в порядок новую форму времяпрепровождения, распространенную в Европе;
- б) приобщить русскую женщину в общественной жизни, вытащить ее из домостроя.
Участие в ассамблеях было строго регламентировано. Определялось, какие чины могут быть допущены, дан распорядок, которому должны были следовать все участники. Но старое, дедовское причудливо смешивалось с европейским политесом. Но все же, как замечает Ю. М. Лотман, на ассамблеях учились быть европейцами.
Советы: «Не хватай первой блюдо и не жри как свинья» или «Зубов ножом не чисти» или «Ежели с кем танцуешь, но неприлично в круг плевать», - еще были актуальны и ой, как нужны молодежи, чтобы сохранить «юности честное зерцало». Ассамблеи плясали во дворцах знатных вельмож, в Летнем саду и даже в Петропавловской крепости.
Все, что началось с Петра существует в том или ином виде в нашей культуре и сегодня. Праздничная и театральная тема, слава Богу, в нашем государстве прекрасно живут и развиваются. Ассамблей с фейерверками меньше, но тоже случаются. И не важно, Новый год ли на календаре или какая-либо государственная дата. Культура праздника, как метод «внушения» гордости за отечество все же отличная идея.
Подписывайтесь на канал. Ваш лайк - мне как подарок! Спасибо за прочтение.