Литература Хейхалот, самый ранний пласт каббалы [1] , истоки которого восходят к первой книге Еноха (IV век до нэ), суть этого корпуса заключается в повествовании о том как душа праведника (или не очень) путешествует к вратам Небесного Храма (то есть в общем-то к раю, на седьмое небо), а на пути встречает враждебно\строго настроенных ангелов. Как пишет гениальный, на мой взгляд, ученый Михаил Александрович Шнейдер «в талмудических, мидрашических преданиях и литературе хейхалот развивается тема конфронтации Моисея во время его восхождения с огненными ангелами» [2]
Михаила Александровича дополняет Гершом Шолем:
«чтобы продолжить свой путь, не подвергаясь опасности, душе необходим пропуск: магическая печать, составленная из тайного имени, повергающая в бегство демонов и враждебных ангелов. Всякая новая фаза восхождения требует новой печати, которой странник «запечатывает себя»»[3]
ххх
Таким образом, одно из самых древних течений каббалы, уходящее корнями в эпоху Александра Македонского, рассказывает нам о противостоянии демонов\злых ангелов душе странника при ее восхождении к Чертогам. При этом, некие знания, как утверждается, могут помочь человеку.
ххх
«Итак надеемся о Господе скоро получить и облобызать ожидаемые нами драгоценные, на скрижалях оных, начертания, которые могут служить непогрешительным наставлением для истинных последователей Христовых и, как лествица, утвержденная даже до небесных врат (Быт. 28:12) возводит произволяющих, чтобы они безвредно, безбедственно и невозбранно проходили полчища духов злобы, миродержателей тьмы и князей воздушных.»
ххх
Выше приведен фрагмент первой главы книги «Лествица» Иоанна Лествичника, память которого празднуется сегодня, утверждающий что знания, изложенные в ней помогут пройти воздушные мытарства. Вера в мытарства очень свойственна православной церкви.
Всех с праздником. На фото: Рисунок из манускрипта «Хейхалот рабати», 14-15 век, Библиотека Британии. LON BL Harley 5510. Изображающая заставы на пути восхождения.
+++
1. Johann Maier: Die Kabbalah. Einführung – Klassische Texte – Erläuterungen. München 1995 стр 42]
2. הזיקה בין מסורת שם המפורש בספרות ההיכלות לבין חזון עזרא / в журнале מדעי היהדות № 52 за 2017 год стр 25 – Михаил Александрович Шнейдер
3. Гершом Шолем: Основные течения в еврейской мистике 2004 стр 86-87