Борис в гостях у друга. Пили они чай из френч-пресса; негорячий – градусов 40 всего, заедая это прекрасное апельсинами, которые и тот и другой ели как яблоки – кусая шар и не разделяя на дольки. Пили в библиотеке Карла Борисовича, а вернее в одном из его отделений - комнате, оформленной в красно-бежевых тонах. Эта была посвящена трудам и фолиантам, возникшим в западной Европе в период с 10 по 13 века. Говорили друзья не торопясь. Карл Борисович всегда говорил и любил повторять: главным и единственным грехом в человеке является паническое стремление к торопливости, которое он напрямую связывал с лжемотивацией «близкой катастрофы». Оно и правда - ведь даже и при пожаре главное не позволить метаниям себя парализовать. О чем же говорили эти два старых дурака? И прошу наших героев не обижаться, что назвал их так, но жить в двадцать первом веке – это надо быть еще тем глупцом. Говорили товарищи, конечно о чернобыльской катастрофе, о героях - трех инженерах, ушедших в водолазных костюмах под раскалённый реактор Чернобыля, и спасших всю Европу. Вот их имена: Алексей Ананенко, Валерий Беспалов, Борис Баранов. Карл вел беседу делая огромные паузы между словами, а порой и вовсе подходя к стеллажу и взяв одну из книг, он читал ее минут 8, прежде чем сказать следующее предложение, но все это не раздражало контрагента его диалога – старика Бориса; напротив, столь медленный, расслабленный темп вперемежку с молчанием и с глотками - ребе принимал как знак уважения. – профессор никуда не бежит и полностью отдан разговору. Не диалог, а скорее тишину прервал вошедший к профессору гость.
«Владимир Познер»* - представился Владимир Познер. И пожал хозяину библиотеки руку.
-Я к Вам по богословскому вопросу сказал Владимир Познер. Могу ли я воспользоваться вашей библиотекой, Кароль?
-Конечно, Владимир Познер, сказал Кароль. Вы всегда желанный гость.
Биолог взял со стеллажа один из томов Зогара и зачитал:
«Вглядись в великую высшую бездну. Там есть некая девушка – дух над всеми духами - Лилит, как мы уже пояснили. Она первая была с Адамом. Егда же сотворена бысть его плоть, то кружились над Адамом тысящи духов ошуюю его [демоны, по всей видимости], желая вселиться в него, и тот хотел вселиться и этот...но Господь пригрозил им; так и лежало тело Адама зеленым, без души еще, окруженным этими духами…. Девушка зачала от мужчины, и как мы постановили, – об этом повествуют строки в пятикнижии Моисеевом, «да изведетъ земля душу живу (быт 1.24) », это она породила то дуновение, которое оживило душу в Адаме, как сказано: «и вдуну въ лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу. (быт 2.7)» и была она с душой его» Зогар 3.19а
-Это что же получается, господа? У меня буквально волосы дыбом встают от предощущения, что здесь какой-то смысл, но не могу понять какой, не схвачу.
--Ну, может быть, сказал Борис, тут смысл том, что демоны кружили, но Бог им запретил? Что вокруг всегда нас всегда много бесов, наших опасений, страхов, вероятных невзгод, но далеко не всем им суждено сбыться? Как далеко не каждый астероид, пролетающий мимо нашей планеты падлает в Челябинске?
-Вздор, сказал журналист. – Я атеист, а не верю ни в Бога ни в демонов, как мы уже постановили.
- Этим вы нас, дорогой друг, не обезоружили. Ну и что, что атеист? Процитированному Вами тексту более 700 лет. Помимо этого – он выдержал жесточайшую внутрикультурную конкуренцию, и занял в этой текстовой иерархии далеко не последнее место. Это говорит о том, что смысл в этом тексте есть – даже если, как вы утверждаете, бога нет.
-И какой же, усмехнулся своей фирменной иронией Владимиир Позер – тот смысл, что бог стоит рядом с нами с мухобойкой и отгоняет чертей?
-нет, - в том, что: не торопись раскланиваться с неприятностями.
- а как же Крылов со своим – «ты всё пела, это дело»?
- плохая басня. Отучающая и от помощи людям и от умения радоваться жизни вообще.
-ну хорошо, значит демоны не прошли, а Лилит всё таки была допущена? Значит, Господь не бережет от женщин? – сказал Владимир Познер
-Иных господь и от женщин бережет, сказал Борис – и я им не завидую.
- А что там с зачатием? Неужели все живое было порождено от демоницы? Какая ересь, какое кощунство, какой сатанизм… сказал Владимир Познер и добавил: - впрочем не для меня. Я-то атеист
- Ну вот с демонизмом сложновато, сказал Борис Аркадиевич,… знаете, мне вспоминается эпос о Гильгамеше.
"Некий есть муж, что из гор явился,
...
Бродит вечно по всем горам он,
Постоянно со зверьем к водопою теснится
...
Сказал Гильгамеш"Иди, мой охотник, блудницу Шамхат приведи с собою
Когда он поит зверей у водопоя,
Пусть сорвет она одежду, красы свои откроет
...
Шесть дней миновало, семь дней миновало —
Неустанно Энкиду познавал блудницу
...
Увидав Энкиду, убежали газели,
Степное зверье избегало его тела.
Вскочил Энкиду,— ослабели мышцы,
Остановились ноги,— и ушли его звери.
Смирился Энкиду,— ему, как прежде, не бегать!
Но стал он умней, разуменьем глубже
...
за руку взяв, повела, как ребенка,
К стану пастушьему, к скотьим загонам.
Гильгамеш, таблица 1 и 2 перевод Дьяконова
Очень интересное сопоставление, сказал раввин, смотрите, Владимир Познер, - я и к тебе обращаюсь, Кароль, смотрите: эпос о Гильгамеше был написан где-то за 2700 лет до нашей эры и здесь все та же мысль… в общем-то что и в Зогаре: не очень покладистая женщина,
: в одном случае блудница, в другом демоница, этакая Маргарита…Ева Грин, так сказать, – женщина недомостройного типа.
у Гильгамеша вот эта статная храмовая жрица превращает Энкиду, подобного Тарзану в цивилизованного человека, а в Зогаре же тот же типаж вселяет душу в еще (животное? не отделенное от природы? обездушенное и почему-то зеленое) тело Адама. Есть параллели. И у меня дух захватывает от того, что некие генетические аллели тех текстов, которым около 5000 лет, хромосомы шумеро-аккадской мифологии дошли до нас под эгидой каббалы. Это и есть подлинная мистика.
-Кстати, вмешался Карль. А ведь Маргарита у Булгакова тоже была королевой духов на балу и тоже служила музой для Мастера, оживив его и дав ему вдохновение писать роман не та же ли это мысль, что и у шумеров и у аккадцев?
- Вполне возможно, у всех этих трех текстов есть общая линия, а главное все они более чем прошли проверку временем, сказал Борис Аркадиевич. Да, это с уверенностью можно сказать даже о романе Булгакова. Он был написан 81 год назад. А ведь иные духовные строки смешно и горестно читать уже спустя 30 лет, господа, мы с вами все ровесники – помните как на тысячелетие крещение Руси , какие слова говорились?: духовное возрождение, возвращение к истокам… непотерянное поколение. Небывалые духовные всходы. Вы почитайте ту прессу, те книги, причем говорились эти слова совершенно неглупыми людьми – тем же Алексием Ридигером, к примеру… и что? На дворе 2021… публицистика конца 80ых – просто не выдержала сопоставление с реальностью… А Гильгамеш, Зогар, и «Мастер…» выдержали.
-Да ну? - Расхохотавлись все трое вместе с раввином.
Да, но не на языке реальности, а на языке смыслов, происходящего в нашей жизни, особенно с этой вот парадигмой астероида.
… и друзья продолжили пить чай уже втроем, разговаривая о совершенно бессмысленных, неважных вещах, из которых и состоит общение между людьми…
*Владимир Познер в моем эссе – персонаж фикционный, не обязанный иметь ничего общего с реальным человеком, хотя конечно и вдохновленный образом мэтра.