Помните лето прошлого года? По планете расползается новая, доселе невиданная зараза. О вакцинах тогда не спорили, какая лучше, а какая хуже, ибо не было еще вакцин. Но уже поняли, что распространяется этот вирус по воздуху, и желательно максимально избегать скоплений народа. Но была одна проблема у нас, ради которой можно было пойти и на риск. Нам жизненно необходимо было срочно принять поправки в Конституцию. Проведено это было с той изящной артистичностью, которая присуща нашему подходу к законодательству.
Сначала у нас тщательно разрабатывается закон о референдуме. Многостраничный документ, где в тонкостях прописано, как и когда референдум проводится, как и какие вопросы на него выносятся, как он подготавливается, как проводится наблюдение и много чего еще. Но, когда пришла нужда спросить мнение народа, проводится процедура, не имеющая ничего общего с этим скучным законом, и нам предлагается ее и считать референдумом. На том и порешили. И поправки в Конституцию принимались оптом, как петрушка на рынке. Или бери весь пучок, или ступай себе с миром.
Одной из таких важных поправок был запрет чиновникам иметь двойное гражданство. Зачем это вписывать в Конституцию, не совсем понятно. Устраиваясь на работу в любую организацию, мы заполняем анкету и отвечаем на вопросы. По результатам становится ясно, соответствуем ли мы требованиям организации. Где-то принимают на работу только до 35 лет, где-то – только с определенным образованием, в некоторых организациях важен рост претендента, в других – обязательное отсутствие судимостей. При приеме на работу на чиновничью должность достаточно просто спросить о наличии второго гражданства и, если оно есть, претенденту отказать.
Конечно, есть вероятность того, что человек может скрыть этот факт. Но для того, чтобы это не произошло, и существуют службы безопасности. И если такой обман вскроется, то с чиновником можно поступить точно так же, как и в любой организации. Дать полдня, чтобы собрал свой нехитрый скарб, вернул книжки в библиотеку, сдал казенную точилку, и выставить за дверь.
Но зачем-то решили прописать это в законе. Хорошо, пусть будет закон. Затем решили закрепить это прямо в Конституции, мол, не просто нельзя, а вот совсем-совсем нельзя! И даже если ту странную процедуру и правда посчитать референдумом, то получается, что высшей формой проявления волеизъявления народа было запрещено чиновникам иметь двойное гражданство. Всё, казалось бы, вопрос закрыт!
Но не тут-то было. Читаем новости за прошлую неделю. Госдума приняла закон, продлевающий чиновникам с двойным гражданством право работать на своих должностях еще на год. А там видно будет. У меня в таких случаях всегда один и тот же вопрос: если мнение народа можно не учитывать, то зачем было его спрашивать?
Тем более, что объяснения у законодателей очень хлипенькие. Основных два. Первое. Это касается небольшой группы людей с особым положением. Но позвольте, в Конституции ни о каких исключениях не говорится. Закон един для всех. И где гарантия, что для другой небольшой группы не будет нарушен какой-то другой закон?
Второе. Аргументируется принятие такого закона тем, что у некоторых чиновников украинское гражданство и отказаться от него – сложная, трудновыполнимая процедура. Но, во-первых, в законе не прописано, что это исключительно для украинского гражданства, а значит, воспользоваться им могут чиновники и с другим гражданством. А во-вторых, давайте поразмышляем.
Человек имел украинское (или иное) гражданство. Захотел стать гражданином России. Очень хорошо, милости просим! Но принимая наше гражданство, человек автоматически признает, что обязуется подчиняться российскому законодательству. А у нас нельзя одновременно иметь два гражданства и работать чиновником. Решить проблему с гражданством ты не можешь? Бывает. Тогда, чтобы не нарушать закон, не работай чиновником. У нас масса вакансий, не связанных с таким ограничением. А на должность найдется достаточно желающих, не имеющих подобной проблемы.
Если сами законодатели, люди, устанавливающие правила, по которым жить обществу, так пренебрежительно относятся к законам, к самой Конституции, то о каком правовом государстве можно говорить? Прав был классик, говоривший, что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.
Но теряется сам смысл принятия законов! Ради чего в разгул пандемии рисковали здоровьем людей, если всего через год наплевали на их решение? И что это за когорта незаменимых, ради которых можно не обращать внимание на Конституцию?
У меня нет ответов на эти вопросы. Может быть, есть у вас? Пишите, обсудим. Но давайте дискутировать без хамства. И обсуждать тему статьи, а не друг друга.
#россия #общество