Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Городские танцы Баку: 1890-1990 годы

Оглавление

Городские танцы, не путать с уличными, специфическая форма отдыха в европейских городах.

Если на Востоке, танец на городских площадках обозначал выступление артистов (там где религия позволяла это делать), то в Европе танцевали сами горожане. От балов высшего света до плясок в рабочих кварталах.

В Баку это мода пришла с Российской Империей и очень долго не могла найти себе выход.

Потребовалась жизнь двух поколений, громкое обсуждение вопроса в печати и городской думе, чтобы в 1890 году, в Губернаторском, в то время уже Михайловском, саду, было возведено здание "Белого клуба".

-2

Танцы в здании летнего клуба общественного собрания

К концу 19 века в Баку подросло поколение мусульман ориентирующихся на европейский путь развития. Это были выходцы из обеспеченных семей закончившие европейские и российские учебные заведения.

Их не устраивала прежняя жизнь, где не было места развлечениям, поэтому, они инициировали обсуждение вопроса клуба городскими властями.

За решение проблемы активно выступила вся многонациональная интеллигенция города и молодое поколение знати. Естественно, что и офицеры были тут как тут.

Вскоре было возведено деревянное здание летнего клуба общественного собрания, в просторечии - "Белый клуб".

Хотя танцы там были степенные, без всяких фривольностей, страсти кипели нешуточные.

Русские красавицы, а вокруг горячие кавказцы, горделивые офицеры, дети бакинских миллионеров ... кто-то явно не учел специфику быстрорастущего города.

Помимо того, что постоянно кто-то кого-то хлестал по щекам, назначал встречи на Набережной, доставалось и самому клубу. В нем били стекла, обливали, извините, мочой, несколько раз поджигали.

В конце-концов, в 1907 году, он сгорел дотла.

Так закончился первый этап внедрения городского танца в бакинскую общественную жизнь.

-3

ПС. Это была удивительная пора жизни Баку.

В десятке метров от клуба, за крепостной стеной, находился глубоко патриархальный Старый Город, где даже христианки покрывали голову.

С другой стороны, можно было увидеть религиозную процессию Шахсей-Вахсей:

-4

Совершенно разные миры сосуществовали буквально вплотную.

Танцы в "Филармонии"

Не успели остыть угли на месте старого клуба, как в Городскую Дума поступил новый запрос. На этот раз на строительство капитального дворца для развлечений.

Когда старшины Бакинского общественного собрания в 1907 году обратились в Городскую Думу с просьбой разрешить им постройку летнего помещения в городском (Михайловском) саду, многие гласные возражали, ибо в таком случае пришлось бы вырубать более 200 многолетних деревьев. Однако в 1908 году проект летнего помещения Общественного собрания на территории сада за счет сокращения его площади на 1664,92 кв. м был утвержден. (с) Википедия

Когда разрешение было получено, решили не размениваться по мелочам и брать пример с центра развлечений того времени — Монте-Карло.

Построенное в 1912 году здание Общественного собрания, походило на европейских первоисточник не только внешне, но и также совмещало в себе казино, танцпол, ресторан и концертный зал.

-5

Публика здесь была намного солиднее, чем в старом клубе — вся сплошь и рядом при деньгах, и атмосфера свободнее — французская. С самыми современными танцами, раскованными барышнями и казино, где проигрывались молодые нефтяные состояния.

Для городской общественности же существовал открытый летний зал.

-6

Так продолжалось не долго.

После прихода советской власти рассадник буржуазных пороков прикрыли, а в здании Городского собрания разместилась народная самодеятельность и различные кружки по интересам.

По выходным устраивались рабоче-крестьянские танцы, которые посещали городские бездельники и активисты.

-7

Лишь в 1936 году, отреставрировав здание после народного пользования, в нем была организована Азербайджанская государственная Филармония.

Городские танцы 50-х годов

Предтечей городских танцев нового периода стали студенческие вечера в АЗИИ (Азербайджанском индустриальном институте).

Их начали проводить сами студенты (при поддержке местного комитета комсомола) сразу же после войны, во время зимних каникул. Начинались они вечером и длились до утра.

К 50-м годам танцы в будущем АзИНЕФТЕХИМе стали настолько популярны в Баку, что пришлось установить цену на вход людей не являющихся студентами.

В достаточно небольшой зал набивалось до 1000 человек.

Станислав Ашмарин, о котором я писал в одной из статей,

запечатлел, так назваемые "февральские вечера", в своем блокноте с набросками.

-8

В этот же период появились и первые бакинские стиляги, отличительной чертой которых были узкие брюки дудочкой (иногда их натягивали с мылом), клетчатые пиджаки с зауженным низом и яркие галстуки.

На вечерах в АзИ, они были под запретом. Бригадмильцы (бригады содействия милиции) вылавливали их в толпе и тащили в отделение милиции.

-9

Танцы 60-х

В 60-х годах, городской танец вышел в парки города.

Бульвар, парк им.Кирова, парк Дзержинского, парк Низами в Черном городе — самые известные площадки того времени.

Это было время оттепели и твиста, который расцвел после ухода Хрущева в 1964 году.

Особенно продвинутые пытались танцевать шейк, но таких новаторов тут же останавливали дружинники. Крутить попой в твисте еще можно было, а дергать головой — нельзя.

В отличие от довоенных стихийных танцев под музыку игравших духовых оркестров, вход на танцы 60-х был платный. Да и играли уже инструментальные ансамбли.

Это был последний период, когда танцевали что-то определенное. Начиная с 70-х годов, танцы стали делиться на медленный и быстрый.

Твист в СССР (60-е годы)

Замечательный ролик твиста на вечеринке в столовой в военном городке. То ли это офицерские жены, то ли работницы. История умалчивает.

(Продолжение следует)