Городские танцы, не путать с уличными, специфическая форма отдыха в европейских городах.
Если на Востоке, танец на городских площадках обозначал выступление артистов (там где религия позволяла это делать), то в Европе танцевали сами горожане. От балов высшего света до плясок в рабочих кварталах.
В Баку это мода пришла с Российской Империей и очень долго не могла найти себе выход.
Потребовалась жизнь двух поколений, громкое обсуждение вопроса в печати и городской думе, чтобы в 1890 году, в Губернаторском, в то время уже Михайловском, саду, было возведено здание "Белого клуба".
Танцы в здании летнего клуба общественного собрания
К концу 19 века в Баку подросло поколение мусульман ориентирующихся на европейский путь развития. Это были выходцы из обеспеченных семей закончившие европейские и российские учебные заведения.
Их не устраивала прежняя жизнь, где не было места развлечениям, поэтому, они инициировали обсуждение вопроса клуба городскими властями.
За решение проблемы активно выступила вся многонациональная интеллигенция города и молодое поколение знати. Естественно, что и офицеры были тут как тут.
Вскоре было возведено деревянное здание летнего клуба общественного собрания, в просторечии - "Белый клуб".
Хотя танцы там были степенные, без всяких фривольностей, страсти кипели нешуточные.
Русские красавицы, а вокруг горячие кавказцы, горделивые офицеры, дети бакинских миллионеров ... кто-то явно не учел специфику быстрорастущего города.
Помимо того, что постоянно кто-то кого-то хлестал по щекам, назначал встречи на Набережной, доставалось и самому клубу. В нем били стекла, обливали, извините, мочой, несколько раз поджигали.
В конце-концов, в 1907 году, он сгорел дотла.
Так закончился первый этап внедрения городского танца в бакинскую общественную жизнь.
ПС. Это была удивительная пора жизни Баку.
В десятке метров от клуба, за крепостной стеной, находился глубоко патриархальный Старый Город, где даже христианки покрывали голову.
С другой стороны, можно было увидеть религиозную процессию Шахсей-Вахсей:
Совершенно разные миры сосуществовали буквально вплотную.
Танцы в "Филармонии"
Не успели остыть угли на месте старого клуба, как в Городскую Дума поступил новый запрос. На этот раз на строительство капитального дворца для развлечений.
Когда старшины Бакинского общественного собрания в 1907 году обратились в Городскую Думу с просьбой разрешить им постройку летнего помещения в городском (Михайловском) саду, многие гласные возражали, ибо в таком случае пришлось бы вырубать более 200 многолетних деревьев. Однако в 1908 году проект летнего помещения Общественного собрания на территории сада за счет сокращения его площади на 1664,92 кв. м был утвержден. (с) Википедия
Когда разрешение было получено, решили не размениваться по мелочам и брать пример с центра развлечений того времени — Монте-Карло.
Построенное в 1912 году здание Общественного собрания, походило на европейских первоисточник не только внешне, но и также совмещало в себе казино, танцпол, ресторан и концертный зал.
Публика здесь была намного солиднее, чем в старом клубе — вся сплошь и рядом при деньгах, и атмосфера свободнее — французская. С самыми современными танцами, раскованными барышнями и казино, где проигрывались молодые нефтяные состояния.
Для городской общественности же существовал открытый летний зал.
Так продолжалось не долго.
После прихода советской власти рассадник буржуазных пороков прикрыли, а в здании Городского собрания разместилась народная самодеятельность и различные кружки по интересам.
По выходным устраивались рабоче-крестьянские танцы, которые посещали городские бездельники и активисты.
Лишь в 1936 году, отреставрировав здание после народного пользования, в нем была организована Азербайджанская государственная Филармония.
Городские танцы 50-х годов
Предтечей городских танцев нового периода стали студенческие вечера в АЗИИ (Азербайджанском индустриальном институте).
Их начали проводить сами студенты (при поддержке местного комитета комсомола) сразу же после войны, во время зимних каникул. Начинались они вечером и длились до утра.
К 50-м годам танцы в будущем АзИНЕФТЕХИМе стали настолько популярны в Баку, что пришлось установить цену на вход людей не являющихся студентами.
В достаточно небольшой зал набивалось до 1000 человек.
Станислав Ашмарин, о котором я писал в одной из статей,
запечатлел, так назваемые "февральские вечера", в своем блокноте с набросками.
В этот же период появились и первые бакинские стиляги, отличительной чертой которых были узкие брюки дудочкой (иногда их натягивали с мылом), клетчатые пиджаки с зауженным низом и яркие галстуки.
На вечерах в АзИ, они были под запретом. Бригадмильцы (бригады содействия милиции) вылавливали их в толпе и тащили в отделение милиции.
Танцы 60-х
В 60-х годах, городской танец вышел в парки города.
Бульвар, парк им.Кирова, парк Дзержинского, парк Низами в Черном городе — самые известные площадки того времени.
Это было время оттепели и твиста, который расцвел после ухода Хрущева в 1964 году.
Особенно продвинутые пытались танцевать шейк, но таких новаторов тут же останавливали дружинники. Крутить попой в твисте еще можно было, а дергать головой — нельзя.
В отличие от довоенных стихийных танцев под музыку игравших духовых оркестров, вход на танцы 60-х был платный. Да и играли уже инструментальные ансамбли.
Это был последний период, когда танцевали что-то определенное. Начиная с 70-х годов, танцы стали делиться на медленный и быстрый.
Твист в СССР (60-е годы)
Замечательный ролик твиста на вечеринке в столовой в военном городке. То ли это офицерские жены, то ли работницы. История умалчивает.
(Продолжение следует)