Этот человек стал легендой еще при жизни — уроженец Гаскони, солдат, полководец, администратор, маршал и мемуарист Блез де Монлюк. Уверена, заочно с Монлюком знакомы многие, даже если никогда не слышали его имени. Это его высказывание, пусть и в несколько перефразированном виде, повторяют писатели и сценаристы: "Мой меч принадлежит королю, душа — Богу, честь только мне".
Принято говорить, что семейство Монлюков принадлежало к древнему гасконскому роду Монтескью. Во всяком случае, сами Монтескью в XVIII веке это подтверждали, хотя некоторые специалисты по генеалогиям подвергали эти утверждения сомнениям. И все же, если это правда, то Монлюк принадлежал к роду, предки которого в Х веке правили Гасконью, и к которому по матери уже в XVII веке принадлежал знаменитый д'Артаньян.
Блез де Монлюк родился где-то около 1499 года, хотя исследователи дают разные даты — от 1495 до 1502. Он был старшим из одиннадцати детей в семье — у него было 5 сестер и 5 братьев.
Известно, что прадед Блеза получил замок и земли Сен-Пюи от Шарля д'Альбре, у которого служил дворецким.
Ближайшие предки и родители будущего маршала богатством не обладали, так что детство Монлюка прошло в обстановке деревенской простоты — очень много физических упражнений и очень мало возможности для получения образования.
Зато связи у них были, так что южанин и гасконец Монлюк службу начал на севере — знакомые устроили его пажом к герцогу Антуану Лотарингскому. Уважение у Лотарингском дому, в том числе и к их младшим родичам Гизам Монлюк сохранял долгие годы. При лотарингском дворе Монлюк смог несколько улучшить свое образование и усовершенствоваться в верховой езде и обращении с оружием. А в 14 лет он поступил уже на военную службу простым стрелком. Правда, наслаждаться долго обыденной жизнью в гарнизоне Нанси Монлюк не смог, и в 1521 году отправился в Италию — участвовать в Итальянских войнах.
Король Франциск I был уже третьим французским королем, который воевал в Италии. Но хотя войны назывались Итальянскими, они периодически переносились и на территорию Франции. Блез сражался в Италии (его карьера началась с поражения 1522 года), сражался в Гаскони и в Провансе, а потом опять в Италии.
В 1525 году в битве при Павии он был взят в плен испанцами, как и король Франциск I и многие другие. Вот только Монлюка отпустили из плена без выкупа. Причина была проста — он был беден, заплатить выкуп не мог, так какой смысл был держать его в плену и кормить?
С возвращением из плена война для Монлюка не закончилась. Он вновь отправился в Италию — в том числе участвовал в осаде Неаполя. Был неоднократно ранен. Столкнулся с очередным разгромом французов и чумой. Вернулся в Гасконь и служил жандармом (это тяжелая рыцарская кавалерия) у короля Наварры Анри д'Альбре (дед будущего короля Франции Генриха IV). В 1530-х годах вновь служил Франциску I де Валуа.
Как среди всех этих войн Монлюк успел еще и жениться, и обзавестись детьми — загадка. Но он успел. Он вообще старался все успевать.
В 1536 году Монлюк сражался в Провансе против войск Карла V Габсбурга, осаждавшего Марсель.
В Провансе он участвовал в операции по уничтожению мельницы. С одной стороны, мельница обеспечивала мукой императорские войска, а с другой — были неплохим оборонительным укреплением. Монлюк совершил ночную вылазку для сожжения мельницы и уничтожения ее жерновов. Ниже на иллюстрации художника и писателя Альбера Робида как раз изображен этот эпизод. Надо сказать — тактика выжженной земли применялась Монлюком широко. Карл V прочувствовал все ее последствия и в результате отступил из Прованса.
Интересно, что когда сам Монлюк с войсками оказался в аналогичной ситуации, когда уже противник уничтожил жернова, он без колебания приказал использовать в качестве жерновов... надгробные плиты.
Спросите "Как же так?! Он же был верующим человеком — как он мог?!!"
Ну, как — обыкновенно. Вера совершенно не мешала его практицизму. Он видел цель и шел к ней. И надо сказать, он не только использовал тактику выжженной земли, не только превращал надгробные плиты в жернова. Он еще и был изобретателем заградительных отрядов.
Короче, он был на редкость эффективен и не отличался сентиментальностью.
При этом не надо думать, будто он обожал войну. Он прекрасно понимал, какие ужасы она несет — гибель невинных, разруху и всеобщий упадок и открыто обвинял в этом королей и князей. Поэтому он полагал, что если уж начали воевать, то войну надо заканчивать скорее, а для этого требуются жесткость и решимость.
К примеру, во время войны с Савойей он пытался захватить в плен герцога Савойского. И ведь почти удалось. Хотя "почти" не считается.
В общем, начинавший службу простым лучником, Монлюк все выше и выше поднимался по лестнице военной карьеры. Во главе гасконской пехоты он сыграл важную роль в победоносной битве при Черезоле. В результате был посвящен в рыцари прямо на поле брани. Между прочим, еще одним человеком, посвященным тогда в рыцари, был Гаспар де Колиньи — будущий лидер французских протестантов.
Служба Монлюка продолжилась и после смерти короля Франциска. Правда, его сын Генрих II не сразу оценил храброго гасконца. Но все же вскоре стало ясно, что Монлюк не только храбр, но еще и умеет думать. Выяснилось, что он хороший администратор. Что он честен и несгибаем. Ну, возможно, не слишком добр, но это уже мелочи.
Когда в 1554 году испанцы осадили город Сиену, именно Монлюка король отправил на помощь городу.
Монлюк был уже немолод. После многочисленных ранений он не мог похвастать здоровьем. Он сам остался без поддержки, но он 10 месяцев выдерживал осаду. Он ввел жесточайшую дисциплину в городе. Он вдохновлял горожан и войска к сопротивлению. Ввел нормированное снабжение продуктами. И — да, это было в норме — выгонял из города все лишние рты, а это были женщины, старики и дети. По большей части они погибали. Однажды даже испанцам стало их жалко, и они проводили их до ближайшего монастыря и даже покормили. Но обычно убивали или калечили. Не смотря на это Монлюк оставался тверд.
Он вызывал уважение даже у врагов, так что дважды испанцы присылали ему подарки — вино и еду. Половину он отдавал женщинам Сиены, половину своим солдатам.
Как позднее писал Монлюк: «Я хорошо знаю, что нужно потерять, а что нужно завоевать, и нет ничего неприступного; но лучше сто тысяч раз умереть, если у вас не остается ничего иного, чем произнести это ненавистное и позорное слово: "Сдаюсь!"»
И все же город капитулировал, но Монлюк не захотел, чтобы его имя упоминалось в акте капитуляции, а испанцы отпустили его и французских солдат с воинскими почестями. Во Франции Монлюка и вовсе встретили с триумфом и он получил орден Святого Михаила.
Покой?!
Какой покой, вы о чем? Новые сражения: в Италии, в Пикардии, куда пошлют.
В конце концов Генрих II заключил с Испанией мир, а в 1559 году нелепо погиб на рыцарском турнире.
Для Монлюка эта был страшный удар, а вот Итальянские войны вскоре сменились гражданскими.
В самом деле, десятилетиями нищее дворянство кормилось Итальянскими войнами. И вот они закончились, и множество энергичным, но нищих молодых людей вернулись домой.
Возможности прокормиться?
Никаких! Так что мозг у молодых людей кипел. И это вылилось в стремительном распространении по Югу Франции Реформации, во всеобщем брожении и неповиновении королевской власти.
Протестанты обратились и к Монлюку. Сначала они пытались его уговорить присоединиться к ним, но для него неповиновение королю было немыслимым.
Потом его пытались купить. Наконец, убить.
Не получилось.
А регентша королева-мать Екатерина Медичи поручила ему собирать войска и устанавливать законную власть в Гиени.
И он устанавливал. Мечом, огнем и веревкой.
Он потом честно признавал, что военная кампания 1562 года была самой ужасной в его жизни. В бою его войска убивали, после боев — вешали. "Один повешенный стоит ста убийств", — утверждал Монлюк.
Ужас на протестантов он навел. Но проблемы это не решило. С гугенотами все равно пришлось договариваться и вот тут королевская власть проявила себя во всей красе. Монлюк сражался во имя короля, убивал и вешал ради него и торжества закона, а вот король решил принести его в жертву.
В августе 1570 года был подписан Сен-Жерменский мир и под это дело у Монлюка отняли его должности. Более того, его обвинили в расхищении королевской казны.
Последнее обвинение звучало особенно абсурдно. Многие маршалы в ходе войны разбогатели сказочно — и это решительно никого не смущало. Состояние Монлюка, никогда не отличавшегося богатством, увеличилось не слишком сильно — и вот именно его обвиняли в воровстве и грабежах.
Этот человек, уже немолодой, потерявший на войне двух сыновей, весь израненный, изуродованный (в ходе одного из сражений пуля попала ему в лицо и отстрелила часть носа, что вызывало насмешки врагов и заставляло его носить маску, чтобы скрыть увечье) вынужден был доказывать, что он не вор.
За него заступился герцог Анжуйский — будущий король Генрих III. Монлюк вышел в отставку и принялся за мемуары, которые назвал "Комментариями".
Во-первых, он хотел доказать свою невиновность. А во-вторых, постепенно пришел к выводу, что надо написать рекомендации для будущих военачальников. Таким образом, он и начал описывать свою службу.
Конечно, историки справедливо пишут, что временами Монлюк путает даты и события, но если вспомнить, сколько ему было во время написания мемуаров лет, и как далеко отстояли описываемые события от времени создания мемуаров, то придется признать, что память у Монлюка была феноменальной.
Впрочем, память памятью, но Монлюк не ленился сверять свои воспоминания с документами.
А потом Генрих, уже не герцог, а король вновь призвал его на службу. Генрих III стал четвертым королем, которому служил Монлюк. Именно Генрих и вручил старику Монлюку маршальский жезл. Наверное, это стоило сделать еще Генриху II.
Последняя война Монлюка оказалась неудачной. После нее он подал в отставку и вернулся в имение, которое досталось ему от матери. Его труды хвалили, но ему уже не было до этого дела. Генрих Наваррский — будущий король Франции — назвал его "Комментарии" солдатской библией. Но Монлюк этого не заметил. Он был нелюдим, недоверчив, а свои мемуары закончил печальной фразой:
"Если даже Всевышний продлит мне жизнь, что я буду с ней делать?".
Он умер в 1577 году. Последний его потомок скончался в 1646 году.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки