Рак лёгкого: какое лечение самое эффективное? Мнение врача-онколога

17K прочитали

Считается, что шансов на выживание больше у тех, кому проведена радикальная операция. Но в последнее время появились новые лекарственные схемы. Такие, как таргетная терапия, иммунотерапия. Каждый раз говорится, что это прорыв в лечении.

Однако через какое-то время оказывается, что это только шаг к прорыву. К разговору об этом приглашаем регионального медицинского советника по раку лёгкого и опухолям ЖКТ компании «Астра Зенека», врача-онколога высшей квалификационной категории, врача-хирурга Павла ФИЛАТОВА:

Оренбургский доктор Павел Филатов.
Оренбургский доктор Павел Филатов.

Смысл лечения - в увеличении продолжительности жизни

- Павел Николаевич, от чего зависит выбор метода лечения?

- Вначале следует сказать, что под термином «рак легкого» мы понимаем целую группу заболеваний, отличающихся по клеточному составу, а, значит, по биологическим свойствам, характеру развития и прогнозу.

Поэтому первым фактором, определяющим тактику лечения, является гистологический вариант опухоли, а также наличие активирующих мутаций.

Вторым важным фактором считается стадия заболевания. Начальные стадии успешно поддаются хирургическому лечению. Но при этом всегда присутствует риск возобновления болезни. Начиная с третьей стадии, хирургия менее результативна, чем комбинированная консервативная терапия.

Поэтому хирургия, как правило, комбинируется с лучевой или лекарственной терапией. Это химиотерапия, таргетная терапия и иммунотерапия.

Выбор метода лечения всегда направлен на увеличение продолжительности жизни пациента. Это не предполагает стопроцентного удаления опухоли.

Есть случаи длительных ремиссий

Таргетная и иммунотерапия дают наилучшее соотношение «эффективность/токсичность». Более того, описаны случаи полного ответа опухоли на терапию. То есть она уменьшается до таких размеров, что не может быть распознана МРТ, КТ.

Считается, что шансов на выживание больше у тех, кому проведена радикальная операция. Но в последнее время появились новые лекарственные схемы. Такие, как таргетная терапия, иммунотерапия.-2

Если 30-40 лет назад химиотерапия была малоэффективна и добавляла к жизни пациента считанные месяцы, то сейчас, применяя таргетную и иммунную терапию мы способны вести пациента на одном препарате десятки месяцев, годы, и только потом переключиться на другое лекарство.

Стали достижимы длительные ремиссии. Причём, в тех случаях, когда лечение по той или иной причине прекращается. Понятно, что это не массовое явление. Но это реальные люди, жизнь которых длится годы без проявления болезни.

Как с погодой - предсказывать сложно

- Какие факторы влияют на длительность ремиссии?

- На том уровне, на котором мы сейчас понимаем онкологию, ответить на этот вопрос сложно. Мы можем только предсказывать ожидаемую результативность определённых препаратов.

Сказать со стопроцентной уверенностью, как сработает препарат у конкретного пациента, к сожалению, невозможно. В клетке одновременно присутствуют тысячи генов, происходит множество биохимических реакций. Учесть все факторы чисто технически невозможно. Также как нельзя точно предсказать погоду более, чем на три дня вперёд.

Поэтому нужно обследоваться не только в процессе терапии, но и после радикального лечения. Контролировать прогрессирование заболевания. Это как с полисом автострахования. Отъехал от офиса на 200 метров и уже авария. А, может, полис и не потребуется никогда.

Отказ от лечения, как прыжок без парашюта

Другая история, когда пациенты узнают диагноз и отказываются от лечения. Ничтожная часть из них живёт достаточно долго. Я ни в коем случае не призываю к отказу от лечения, просто констатирую факт: такие люди есть.

Болезнь у них по каким-то неясным причинам не прогрессирует. Однако надеяться на чудо также нелепо, как прыгать с летящего самолета без парашюта, надеясь благополучно приземлиться.

Моё мнение: основная причина отказов от лечения - неосведомленность об успехах современного лечения.
Считается, что шансов на выживание больше у тех, кому проведена радикальная операция. Но в последнее время появились новые лекарственные схемы. Такие, как таргетная терапия, иммунотерапия.-3

Генетические исследования - хорошие инвестиции

- Какие исследования необходимы для назначения наиболее точного лечения?

- Одного гистологического исследования недостаточно. Необходимо понимание молекулярно-генетического профиля опухоли. Это помогает предсказать характер её поведения в будущем и подобрать правильный препарат.

Да, генетический анализ стоит денег. Некоторые базовые мутации входят в клинические рекомендации и обеспечиваются за счёт ОМС. Дополнительные анализы являются желательными и могут быть проведены за счёт пациента (или ДМС).

Лично я считаю оправданным инвестирование в собственное здоровье 15-30 тысяч рублей.

- Стоимость, как мне кажется, вполне подъёмная.

- Есть анализы стоимостью до полумиллиона рублей. Всё зависит от того, какое количество генов вы хотите исследовать. Опять же, прежде чем бросаться на рекламные объявления лабораторий, нужно посоветоваться с лечащим врачом. Он подскажет, что будет лишней тратой денег, а что актуальным.

Считается, что шансов на выживание больше у тех, кому проведена радикальная операция. Но в последнее время появились новые лекарственные схемы. Такие, как таргетная терапия, иммунотерапия.-4

Не надо забывать, что рак лёгкого - не единое заболевание. Мастерство доктора как раз и заключается в том, чтобы правильно прочесть результаты обследований и обозначить стратегию лечения.

"Срок годности" таргетных препаратов

- У таргетных препаратов обнаружилось ограничение «срока годности». То есть через какое-то время они становятся неэффективными. Что делать?

- Действительно, после того, как опухоль стала злокачественной, накопление мутаций не останавливается. Через месяц и через год это не одна и та же опухоль.

В ней есть популяции клеток, которые отличаются друг от друга. Так вот эффект от таргетного препарата реализуется за счёт гибели чувствительных к нему клеток. В дальнейшем в опухоли могут появиться клетки, которые чувствуют себя прекрасно в присутствии препарата. Некий защитный механизм уберегает их от воздействия лекарства.

Что делать? Во-первых, имеются препараты второй и последующих линий терапии. Кроме того, известны случаи успешного повторного применения того же самого препарата после определенного перерыва. Да, эффективность каждого препарата ограничена. Но у группы таргетных препаратов она значительно выше, чем у классической химиотерапии.

Опухоль использует механизм "обмана" иммунитета

- Почему иммунотерапия показана не всем пациентам?

- Потому что мы опять ориентируемся на свойство опухоли. У иммунологических препаратов более сложный механизм действия. Не такой очевидный, как у химиотерапии и таргетных препаратов. Иммуноонкологические препараты воздействуют на иммунные клетки, активируют их, а вот уже последние опознают, атакуют и уничтожают опухоль.

Почему показана не всем? Тут правильнее сказать, показана не при каждой опухоли. Только в тех случаях, когда опухоль использует механизм «обмана» иммунитета.

- Получается, что те, у которых опухоль подходит для иммунологического лечения, счастливчики?

- Сейчас есть много комбинированных режимов, когда иммунологические препараты комбинируются с химиопрепаратами и таргетной терапией. Последние года 2-3 мы перешли от режима «или или» к режиму «и и».

К сожалению, стоимость современного лечения достаточно высока. Вопрос банален: необходимы серьёзные средства, чтобы все были пролечены современными препаратами. Стоимость курса лечения может достигать нескольких сот тысяч рублей.

Всё же онкология бурно развивается. Надеюсь на то, что в ближайшем будущем ситуация изменится.

В статье представлено частное экспертное мнение, которое может не совпадать с официальной позицией компании «Астра Зенека». Сведения о методах диагностики и лечения представлены исключительно в ознакомительных целях и не могут быть использованы для самостоятельного выбора диагностических и лечебных процедур. Консультация со специалистом обязательна.

Всем здоровья! Подписывайтесь на канал.