Найти в Дзене
Сергей Волков

О червячках ситуаций и недовылупившихся предложениях. Как ставить запятые в русском языке

Оглавление

Есть дети, которые не ставят запятых совсем. Они не отвлекаются на ерунду. Иногда что-то проскользнет перед «что» или «но», но редко. В итоге у них запятых меньше, чем надо. Если этих детей начать пороть, то через какое-то время безлесный пейзаж прорастает отдельными кустиками знаков препинания.

Есть дети, которые ставят запятые в конце интонационных кусков: докуда хватило дыхания, там и ставим. У этих запятых больше, чем надо. И с ними сложнее. Пороть тут не вариант — их надо учить дышать. Так, чтоб дыхание при этом не мешало слушать и понимать слова.

Есть дети, которые мучаются тонкими ощущениями — и тоже ставят запятых больше, норовя обособить лишнее и отделить друг от друга не нуждающееся в отделении. Они чуют подземные пунктуационные токи — и это чутье сильнее знания правил. Дыхание им не поможет — а пороть таких жалко, ибо они люди творческие и нервные. Иногда им помогает включение мозгов — тогда трепетание стрекоз, быстроживущих, синеглазых, слегка уравновешивается.

-2

Но и первым, и вторым, и третьим бывает полезно отнестись к правилам пунктуации не как к хаотическому набору разных инструкций и алгоритмов, а как к зачем-то возникавшим, чему-то призванным помочь штукам.

Главная помощь — в восприятии текста.

Чтоб его было быстрее увидеть, разделить и понять. Раньше все слова писались встык, а некоторые еще и сокращенно — чтоб экономить писчий материал. Попробуйте почитать такие тексты (например, древнерусские) — не просто быстро почитать, а вообще почитать. Будет почти невозможно это сделать.

Дележ на слова — это большое облегчение для глаза.

Запятые тоже облегчают жизнь (хотя многим кажется наоборот). Чтобы проверить это, можно попробовать почитать учебные тексты с пропущенными запятыми. Какой-нибудь фрагмент из любого художественного произведения, даже и с разделенными словами, читается гораздо медленнее.

-3

Запятые делят текст на куски. Какие? На какие договорились. На какие договорились? На те, в которых показывается какая-то ситуация, в которых что-то происходит, в которых есть предикативность. Этим термином ученые называют шевелящегося червячка жизни внутри любой языковой единицы (вру, конечно, но не сильно). Где ничего не шевелится — нет предикативности. Где шевелится — есть. Почему-то все решили, что нам важно быстрее видеть количество ситуаций-червячков. Типа кадров на кинопленке.

Предикативность обычно заключается в предложении.

«Я шёл по улице» — вот ситуация, действие, жизнь, что-то происходит. Но бывает так, что предикативность есть и в других, не дозревших до предложения единицах текста.

В словах.

Стул — предикативности нет, обозначен предмет. Гроза — предикативность есть. Свернутая, как листок в почке — но есть. Ведь гроза происходит, это ситуация. «В грозу я сидел дома». Ситуаций две: гроза и я сидел. Но запятой нет. Одна из ситуаций как бы затушевана в нашем сознании.

В оборотах (прежде всего причастных и деепричастных).

«Гроза, разразившаяся на улице, испугала меня». Тут тоже две ситуации — гроза разразилась и я испугался. А сколько тут предложений? Одно. Одна из ситуаций недовылупилась в предложение. Недоразвернулась в листок. Почка уже треснула, уже не одно слово, а гроздь слов выражает ситуацию — но это еще не предложение. Предикативность есть, но какая-то неполная. Полупредикативность. Но — запятые ставить условились. Ситуация прояснилась, укрупнилась, перестала быть фоном.

«Когда разразилась гроза, я залез под кровать». А тут — двум ситуациям соответствует два предложения. Запятую между такими полноправностями ставить условились.

Значит, штука такая: когда предикативность свернута в слове — запятой нет, когда предикативность развернута в предложении — запятые есть, когда полупредикативность в связке слов, которая предложением еще не стала — запятые то есть, то нет. Здесь важно понимать, какие полупредикативные связки слов запятые дают почти всегда, а какие не дают почти никогда (вот здесь основное вибрирование детей-стрекоз и происходит).

Чем раньше начнется такая работа, тем раньше пунктуация войдет в ощущенческую практику. И тем проще будет обсуждать случаи, когда предикативность свернута в слово, а запятая тем не менее есть («Усталый, я шел по улице) — или когда два полновесно предикативных предложения запятой не разделяются («Летом цветут цветочки и поют птички»). Ну и зону оборотоподобных кусков обозревать будет легче.

А Вы как считаете?