Как Джон Леннон помог российскому спорту, или рассказ о том, как прекрасные юные футболистки клип снимали. Часть 2

Часть 1. Назревание
Часть 2. Переключение
Часть 3. Съемки
Часть 4. После съемок

Часть 2. Переключение

Год 2017-й. Во время летнего турнира с одной прекрасной юной футболисткой по имени Настя происходит одна очень яркая история с элементами стресса и выхода из него, по итогам которой автор этих строк оценивает количество комических моментов, исторически накопившихся за время съемок кинопроекта. Оно расценивается как вполне достаточное и принимается решение держать курс на комедийный продукт.

Тем самым планка кинопроекта поднималась на некую весьма занятную высоту. Нельзя ее было назвать запредельной, но: она была занятной.

На тот момент в русскоязычном спортивном кинематографе последним фильмом, который хоть как-то мог претендовать на звание "комедия", было кинопроизведение Самсона Эдельштейна-Самсонова "Восьмое чудо света". У Самсонова как у режиссера разностороннего неплохо получались фильмы разного жанра, в том числе и лирические комедии.

В "Восьмом чуде света" юмор есть, но его немного. Из его явных достижений следует отметить адаптацию одной сугубо анимационной шутки к кинематографу:

Шутка, связанная с баскетбольным кольцом, в исполнении кинематографистов и аниматоров. Режиссеры и видеопродукты разные: Самсонов "Восьмое чудо света" и Котеночкин "Ну погоди". А вот год выпуска один: 1980
Шутка, связанная с баскетбольным кольцом, в исполнении кинематографистов и аниматоров. Режиссеры и видеопродукты разные: Самсонов "Восьмое чудо света" и Котеночкин "Ну погоди". А вот год выпуска один: 1980

А комедия несколько более полноценная комедия была снята в.. 1970 году! Тогда как раз и вышел на экраны страны фильм Элема Климова "Спорт, спорт, спорт", где центральное место занимает сатирический образ массажиста. К его рассказам следует относиться бдительно, о чем и предупреждают титры.

Э.Климов. "Спорт, спорт, спорт". "К рассказам старого массажиста просим относиться бдительно"
Э.Климов. "Спорт, спорт, спорт". "К рассказам старого массажиста просим относиться бдительно"

Если переходить от памяти о событиях давних к году 2017, то вспомнится, что тогда была снята пара репортажных фильмов. Съемки одного из них – «Первая суббота мая», прошли очень душевно, и одна прекрасная юная из футболистка из обычной, нетворческой команды долго-долго смотрела в съемочное средство, пока оно не было выключено…Но, опять-таки: эта история совсем другая, хотя история очень интересная. К тому же не вошедшая в фильм.

Зимой 2017-2018 года уверенность в том, что фильм, причем оригинального жанра, причем агитационный, о прекрасных юных футболистках-любительницах, несмотря ни на что, все же будет завершен и выйдет в свет, крепла все больше и больше. А наряду с самим фильмом как основным видеопродуктом все больше и больше возрастала вероятность появления видеопродуктов сопровождающих: трейлера, тизера, клипа. И если трейлер и тизер делаются из материалов самого фильма, то в клипе, при сходности задач, можно создать совершенно оригинальный видеоряд с совершенно оригинальными идеями.

Сама идея забрасывалась различным участницам кинопроекта, и вот… И вот примерно к февралю месяцу 2018 сформировалась тройка желающих и решительных. Вера, Оля и Натали. Правда, не ахти как спаянных между собой. Из них и Вера, и Натали были запечатлены во многих местах фильма, в первую очередь как голос за кадром.

Слева направо: модельер Оля, актриса Вера в роли медсестры из сериала "Красная зона", телеведущая Натали. Ядро желающих принимать участие в съемках клипа выглядело так.
Слева направо: модельер Оля, актриса Вера в роли медсестры из сериала "Красная зона", телеведущая Натали. Ядро желающих принимать участие в съемках клипа выглядело так.

Первую встречу в честь планов смелых по съемкам клипа решили провести в поэтическом клубе «Звенислав» на Шаболовке. Примерно февраль или март 2018. Собрание творческой группы. Этих самых троих человек плюс Леша Кузьменко плюс автор этих строк Владислав Тадеушевич. Примерно в течение первых полутора-двух часов эта самая группа обильно угощалась организаторами поэтического вечера водкой и жареной курицей, но в его конце небольшой обсуждение творческих моментов провести удалось. По ходу этого обсуждения было написано несколько куплетов, и было изложено видение ситуации с клипом в целом.

Поэтический клуб "Звенислав". Вот мы клип снимать собрались. Справа налево: Константин, весьма талантливый музыкант, Леша Кузьменко, Оля, Элла (сидит задом) и автор этих строк. Самый усатый. К тому же в любимом черном жилете
Поэтический клуб "Звенислав". Вот мы клип снимать собрались. Справа налево: Константин, весьма талантливый музыкант, Леша Кузьменко, Оля, Элла (сидит задом) и автор этих строк. Самый усатый. К тому же в любимом черном жилете

А оно было весьма занятным. Изначально кинопроект планировалось реализовать по следующему финансовому сценарию: делается предварительная, рабочая версия фильма, то есть, делается творческий задел, и далее, после этого идет работа с источниками финансирования.

Именно поэтому для клипа в целом, в том числе его музыкальной компоненты, в целом была бы неплоха финансовая тематика. И в музыкальном преломлении это однозначно указало бы на уже клиппированную, причем дважды, песню той самой группы «БК», «Дай денег» на музыку Леонида Аграновича. Причем об этой песне можно было с уверенностью сказать, что она имеет пять версий текста. Как утверждал сам Владимир Воленко. При этом та версия текста «Дай денег», которая прозвучала в последнем клипе, была адаптирована к формату и стилистике киносъемок.

А самый первый клип на мелодию с ее автором выглядел так
А самый первый клип на мелодию с ее автором выглядел так

Подобная постановка вопроса - «Дай денег» была более чем актуальна для любительского спорта, в частности, для любительского футбола, и вдвойне для первого стартового кинопроекта автора этих строк.

Только… маленькая проблема. Сам Воленко на тот момент был по самую голову загружен работой, как концертной, так и студийной… к тому же… К тому же сработал один досадный закон творческой реализации, закон высказывания. Гласящий, что если человек по-настоящему высказывается в формах искусства на ту или иную тему, то на то, чтобы на эту же тему высказаться еще раз, у него не всегда есть интерес. Судя по всему, в своем личном футбольном клипе он высказался полностью. И по этой причине еще на один клип по этой же теме его и физически, и творчески не хватило.

Вот и было решено взять просто взять минусовку этой мелодии и текстовку к ней, и где-то собрать поющих и танцующих девушек в форме и… замутить нечто флешмобовское. Съемки танцев и пения провести там же, не особо забивая голову со студией, к услугам которой прибегать строго в крайнем случае.

И такое решение было зафиксировано как базовый уровень. Base level.

Попытки усиления ситуации, поднятия ее с базового уровня? Они предпринимались. Велись переговоры с одним музыкантом по имени Константин, посещавшим поэтический клуб «Звенислав». Он пообещал помочь со студией, ибо опыта студийной работы у него было значительно больше, чем у автора этих строк. Дальше обещаний дело увы… не пошло.. как это бывает нередко.

И вот тут вспомнилась группа «Аттракцион Воронова» . С их фирменным логотипом «AW». На тот момент Серега, он же Сергей Андреевич Ананин, был в курсе того, что проект "Кон-Тики-XXI" законсервирован, и все творческие потуги автора этих срок перешли на ниву спортивного кинематографа.

Новая серия разговоров душевных, по ходу которых выясняется немало. В частности, то, что их официальное название их сценического объединения звучит сейчас весьма занятно – творческая мастерская. Это формально.

А если сказать о нем неформально, не стесняясь говорить роскошно, то он был один из немногих, очень немногих московских музыкантов, если более точно, лидеров музыкальных объединений, к которому можно было прийти с любой стоящей небанальной музыкальной идеей. Волею судеб он был из тех, которые на тот момент, на момент начала 2018 года, был еще не высказавшимся. Он, будучи иногородним и только осваивающим Москву музыкантом, причем в ранге художественного руководителя группы, будучи потомком бурятского шамана, в общем и целом проводил политику открытых дверей буквально для всех его зрителей и знакомых, кто хоть как-то и хоть чем-то горел и хотел сказать свое слово на ниве современной музыкальной культуры. Кто хоть как-то и хоть чем-то был серьезно увлечен и хотел реализоваться.

Маргинально: если продолжить тему национальную, то Толик Воронов, чьим именем и была названа группа, по происхождению был и есть наполовину китаец.

Серега на "Эхе Москвы".
Серега на "Эхе Москвы".

У группы на момент приезда в Москву из родного Улан-Удэ было несколько собственных альбомов, но они особо не педалировались, и слишком крутой популярности именно у собственной музыкальной продукции группы не было.

Серега на байдарке во время сьемок клипа на тему одной из "байкальских" песен
Серега на байдарке во время сьемок клипа на тему одной из "байкальских" песен

Не было у них и телевизионности, не было инвестора как такового с обильными вложениями. Но у них был энтузиазм вместе с готовностью адаптироваться к столичным условиям бытия, часто выглядящим весьма оригинально.

Жизнь группы с точки зрения экономики не выглядела ни бедно ни роскошно, зато вот экономические требования, предъявляемые жизнью, выглядели весьма жестко. Для полноценной жизни группы их оборот должен составлять примерно полторы тысячи долларов в месяц. Такое достигалось только упорным трудом, в том числе путем отработки платным заказов.

Из чего-то мелкоформатного у них неплохо получалось взаимодействие с заезжими байкерами. Проиcходило это в основном в байкерском клубе "Night Train" недалеко от Дубровки и Угрешской, станций МЦК.

Да, на тот момент исполнением рок-музыки на полные стадионы было рассчитывать нечего. Рок-музыка - уже давно не социальное явление, а просто жанр музыкального искусства.

"Night Train" и  летняя ночь. Один из фотоматериалов проекта
"Night Train" и летняя ночь. Один из фотоматериалов проекта

Группа начинала концертное выступление, заранее объявляя, что любой из заезжих байкеров, а также байкерш, сможет выйти на сцену и исполнить что-то свое. Последние выходили на сцену, объявляли музыкальное произведение, причем не всегда популярное, и худо-бедно его при помощи музыкантов группы его исполняли. А музыканты группы должны были быстро вспомнить или подобрать нужную музыку, что, как правило, у них получалось. Своего рода живое караоке.

Теперь об идеях несколько более крупноформатных, а также о политике открытых дверей, которую они проводили. Идеи несколько более крупноформатные они любили. Иногда платно, иногда на голом энтузиазме… При этом весь прием новых идей падал лично на Ананина, а вся немалая часть студийной работы - на Толика Воронова и Сергея Яворенко, гитариста группы.

Атракционщики. Слева направо: Яворенко, Гарцева, Ананин, Кисляков, Воронов, Лайт
Атракционщики. Слева направо: Яворенко, Гарцева, Ананин, Кисляков, Воронов, Лайт

В целом они брались за многое, причем со стороны это выглядело так, будто они просто не в состоянии сказать «нет» никакой свежей, небанальной полезной идее. Если позволить себе чуть повториться. И в этом свете приятно вспомнить, что когда автор этих строк как программист завершил одну из версий своей LT-игровой технологии, что делает компьютерную игру из любого стихотворения и песни, Серега был одним из первых, кому можно было прийти в гости с компом и показать. Это было в январе 2017 года. Насколько припоминается.

Но вернемся к группе. Вышеупомянутая привычка взваливать на себя большой объем работы имела много проявлений. Одним из таковых были завалы по объему работы и невероятная затянутость сроков исполнения заказов. А это часто и приводило к досадным недоразумениям.

У автора этих строк как писателя одна из тем - это разгадка всякого рода загадок мировой истории. Кое-что он уже разгадал и этим хвастается. И когда он наблюдал подобную столь явную политику активности и открытую манеру общения Сергея Андреевича, подобные недоразумения мог просчитать заранее. И глубоко внутри выработать политику поиска обходных вариантов в случае тех или иных пробуксовок.

Если подытожить, то именно Серега с его группой вырисовывался как наиболее удачный партнер. Для взаимодействия с которым в худшем случае был разработан обходной вариант, а в лучшем случае можно было надеяться на нечто роскошное.

А если совсем просто, то или мы что-то делаем с Серегой, или не делаем вообще ни с кем. Ибо энтузиазм - это нечто из области биоэнергетики, и его часто хватает не на долго.

И вот примерно около 23-00 в один из мартовских вечеров того же 2018 года в пивном заведении под названием «Night Train» состоялась весьма душевная встреча со счастливым исходом. В первую встречу все ограничилось передачей информационного блока о клипе, после чего Серега просто сказал «понял».

На следующую встречу к нему в тот же «Night Train» автор этих строк поехал с Верой. И тогда уже было сказано «да». Предварительное. При этом сделал оговорку и изложил свою позицию: мы должны сделать не эстраду, не шансон, а рок. Ибо только рок как музыкальный жанр, с его точки зрения, мог быть музыкальным олицетворением крутости. Классику мирового рока, в чем автор этих строк убеждался неоднократно, группа знала и знает отменно. На одной-единственной репетиции группы, происходившей в неком подвале близ парка вблизи Вадковского переулка, на которой довелось побывать автору этих строк примерно за год до этого, репетировалась песня «Голубые дали». Текст, разумеется, русский, а вот музыка один к одному была взята из одной из песен группы «Deep Purple». И, что занятно, о самом Сергее Андреевиче кружился слух, что он на паре-тройке концертов был участником этой группы в качестве ударника. Слух нельзя назвать подтвержденным.

Группа Deep Purple c их усатым лидером Ричи Блэкмором
Группа Deep Purple c их усатым лидером Ричи Блэкмором


Поддержка кинопроекта: 2200 2460 7492 8055 Мир

Часть 1. Назревание
Часть 2. Переключение
Часть 3. Съемки
Часть 4. После съемок

По этой же теме:
Об оптимальной структуризации женского футбола в России. Концептуоз. Вечер спортивного кинематографа, и как его провести с максимальной пользой и эффективностью
Гимн СССР избавляет от стресса
Об интонационном кинематографе
"Хотим ли мы что-то сказать всему миру?" - об отсутствии внешнекультурной доктрины России
"Как Третьяк, разинув варежку, помогает молодежному спортивному кинематографу".
Электроник захватывает лидерство