Теплое мартовское утро. Позавтракав сербской брынзой с помидорами, болгарским перцем, перцем чили и грецкими орехами - раввин решил выйти во двор, чтобы там, на лавочке выпить холодный, вкусный безызжогный дюшес от фабрики «старые добрые традиции». Борис Аркадиевич нарадоваться не мог, что нашел эту марку. Вкус как в нашей советской молодости, ребята! Налив в граненый стакан 250 напитка и взяв с собой портативную колонку из которой звучал голос любимой женщины ребе – Монсерат Кабалье, старик вышел. Одет он был по весне: розовая рубашка на голое тело, которую он никогда не застегивал, соломенная шляпа (а как же), нижнюю же часть тела Бориса́ венчали брюки - югославский трикотаж. Умели ж делать. Ребе купил их в 1974 году в октябре в легендарном «Ядране» на Теплом стане. Допив питьё, Борис решил проверить свою почту и подошел к калитке, где и висел почтовый ящик.
-Таак, что тут у нас? Счета за интернет, счета за свет, счета за ѓаз, счета за воду, земельный налог, штраф за превышение скорости, налог на теплицы, налог на недра, налог на вёдра, налог на право платить налоги, налог на бороды, налог на окна, штраф за пользование фейсбуком, штраф за получение штрафа, ага… письмо. Распечатав конверт раввин-старик начал читать:
«Здравствуйте, батюшка Игнат»
-Опять почтальон Зинаида Марковна перепутала дома. Ей простительно. После того, пенсионный возраст был повышен до 102 лет для женщин и до 102,5 лет для мужчин – в свои 93 Зинаиде Маркивне оставалось еще 9 лет до пенсии. В такие лета случаются ошибки. Тон письма говорил о том, что впереди имеется богословский вопрос по евангелию и Борис подумал «отец Игнат спит еще сном праведника, зачем его будить? Отвечу-ка я на вопрос сам. Какая, в сущности, разница раввин или священник?» - и продолжил читать:
«Здравствуйте, батюшка Игнат, пишет Вам Яэль Розенфельд-Кохановская из богоспасаемого града Иерусалима. Благословите задать вопрос: в евангелии сказано: «проще верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому спастись» Я слышала, что здесь у нас в Иерусалиме есть врата, называемые игольным ушком. Сама там была и через них проходила. Они действительно похожи на игольное ушко по форме. Смысл притчи в том, что во избежание контрабанды и террористических актов во времена второго Храма всех приходящих в город погонщиков верблюдов спешивали, верблюдов разъючивали и только поставя их на колени, пустыми, могли с усилием протолкнуть верблюдов через эти ворота. Скажите, так ли это? В этом ли смысл притчи? Простите, Благословите, Ангела за трапезой, помолитесь обо мне грешной.»
Борис Аркадиевич не торопясь взял лист формата А4, ручку с по-школьному фиолетовой пастой. Весенний воздух разбавило слегка химическим. еле уловимым ароматом чернил авторучки:
«Дорогая, Яэль, во первы́х строках своего письма хочется Вас успокоить: ни Вам, ни, похоже, мне подобные риски не грозят. Да, я тоже слышал об этих воротах; многие люди даже проходили через них, говорят – существуют, говорят, да, похожи. Действительно, в православных кругах ссылка на них очень популярна и всегда подается с интонацией «разгадки», мол «во, как оно на самом деле, а не в буквальном-то смысле, а вы думали, а? А тут глубина…» Проблема вот в чём. Ни один из православных толкователей первого и начала второго тысячелетий, и особенно самые авторитетные их них: Златоуст, Лествичник, Феофилакт Болгарский – не упоминают об этих воротах. Нет о них свидетельств и в других античных и средневековых источниках (Флавий, Филон, Сефер Йоссипон). Более того, самый православный святой – Максим Исповедник, вообще толкует эту притчу так: Верблюд – это язычники, а богач, кто бы вы думали? Ну, конечно, иудеи, богатые ветхим заветом, и, по его словам – легче язычникам попасть в рай, чем евреям, но «как игла соединяет два куска ткани, так и Господь наш Иисус Христос соединил два народа» [Максим Исповедник. Вопросы и недоумения II.18, Москва, изд Никея, 2010]. Меня всегда удивляла способность православных толкователей смысл буквально всех притчей свести к обличению иудеев. Видно, что эта тема болела и кровоточила столетиями, поэтому её призраки виделись везде. Но вернемся к вопросу – обратите внимание – строгий буквализм: игла – это игла, и никаких ворот. Вы будите смеяться, но самый ранний источник, в котором мне удалось найти упоминания об этом лазе, это Catena Aurea – «златая цепь» Фомы Аквинского – толкование на 4 еванелия. – он и упоминает этот ход в разъяснении на матф 19.24, а это, золотце, уже 13ый век. Ситуация сводится к тому, что между событиями Второго Храма и нашими днями Иерусалим худо-бедно, но существовал еще две тысячи лет, а это значит не всё, что в нем есть сейчас, было и тогда. И даже не всё то, что сейчас мы считаем древним существовало уже тогда. Самая ранняя датировка этих врат (Моррис Леон) – 9 век; и, оговорюсь, что нет совсем никакой уверенности, что они вообще существовали когда-либо. Ведь здесь как и с другими библейскими артефактами: нам часто пытаются выдать некий объект за аутентичный, но это не всегда так (кого я обманываю, это всегда не так, детка). Например, ясли Христа в Вифлееме… и в Риме. Да и потом, абстрагируясь от подлинности, голубка, ну подумайте – какой в них смысл? Зачем так издеваться над животным? Если нужно организовать таможенный досмотр, то его бы и организовали просто так безо всяких притеснений…верблюдов, по крайней мере. А безопасность (или наоборот опасность?) обеспечивал в Израиле легендарный шестой «железный» легион. Так что зилотам пространства было мало. Да и потом, версия с проталкиванием верблюда через лаз очень плохо сочетается со следущими словами, которые заключают всю притчу: «невозможное человекам – возможно Богу», а значит, предпосылка к такому выводу должна была быть действительно за гранью реальности. То есть скорее всего, имелось ввиду именно то самое игольное ушко иглы – крайне распостраненная в мидрашах метафора, кстати. Но это другой разговор. А парадигму таможни, если хотите знать моё личное мнение, придумали и ввели специально, чтобы не отпугивать богатых. С уважением, Борис Аркадиевич Лехододищенко, землемер Замка. 17.03.2021
Игольное ушко
5 минут
2 прочтения
28 декабря 2021